Псалти́рь (хвала, хваление, хвалебная песнь, у евр. - книги хвалений), одна из книг Ветхого Завета, причисляемая к разряду учительных.
Называется так потому что большая часть содержащихся в ней псалмов содержит в себе хваление, благодарение Богу. Свое название получила от греч. ψάλλω - пою, так как псалмы в Иудейской Церкви пелись и разыгрывались на музыкальных инструментах [1].
Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
В православной (согласно греческому переводу) и латинской версиях Библии состоит из 151 псалма. В сириакском переводе насчитывается 155 псалмов. Открытия археологов в XX веке у Мёртвого моря позволили восстановить еврейский оригинал 151-го и двух последних сириакских псалмов [2], хотя ранее считалось (да и сейчас многие источники повторяют это по инерции), что эти псалмы не существовали на еврейском языке.
Кроме Давидовых псалмов, содержащихся в Псалтири, которых не менее 78-ми, есть еще один (89-й), принадлежащий Моисею, одиннадцать псалмов (41-48, 83, 84, 86) левитов, сынов Кореевых, двенадцать (49, 72-82) Асафа пророка, также из колена Левиина, один (87) Емана и один (88) Ефама, современников Давида. Все означенные псалмы, по мнению толкователей Свящ. Писания, собраны в одну книгу первосвященником Ездрою.
Все псалмы сложены по правилам еврейской поэзии и часто достигают изумительной красоты и силы. Поэтическая форма и метрическая организация Псалтири основана на синтаксическом параллелизме. Он объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации.
По своему содержанию Псалмы можно условны разделить на следующие категории:
- хвалительные псалмы (например, 103, 144-150), воспевающие величие и славу Божию.
- просительные: содержат мольбу о спасении и помощи, о помиловании и прощении грехов (например, 6, 43, 50, 101). Выражения упования на Бога, что Он дарует просимое и благодарения Ему часто завершают просительные псалмы.
- В некоторых псалмах тема благодарения становится центральной Это — благодарственные псалмы: 17, 33, 143 и др.
- в некоторых псалмах граница между тремя вышеназванными видами не очерчена строго, темы часто переплетаются.
При этом следует отметить, что все псалмы в совокупности представляют собой целостную книгу, которой присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца.
Псалтирь содержит многие пророчества о Христе Спасителе, как например в Пс 21 Давид изобразил крестные страдания Спасителя с такою точностью, как бы оный псалом был писан у самого креста.
Значение Псалтири
Псалтирь есть превосходное руководство к молитве и к прославлению Бога, и потому непрестанно употребляется в церковном богослужении. Ап. Павел увещевал верующих заниматься псалмопением (Еф. 5:19, Кол 3:16). И действительно, верующие в первые времена постоянно занимались пением псалмов, и тем воодушевляли себя в подвигах благочестия; псалмами услаждали тяжелые дни гонений и возбуждали себя к мужественному перенесению страданий; псалмы служили им приятным отдохновением во время различных трудов и занятий и назидательным развлечением во время отдыха.Cвт. Афанасий Великий: "Я думаю, что в словах этой книги измерена и обнята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетает ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя, или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобою? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе в Божественных псалмах наставление. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний, и каждый будет возносить их Господу, как бы о нем они были написаны" [3].
Свт. Григорий Нисский: "Какой приятный спутник для людей на всех пунктах их жизни пророк Давид. Как хорошо приспособляется он ко всякому духовному возрасту и разделяет всякого рода занятия! С младенцами Божиими он веселится, с мужами подвизается, юношей наставляет, старцев подкрепляет, - всем все бывает: для воинов оружием, для подвижников наставлением, для обучающихся борьбе палестрою, для победителей венцом, на пиршествах весельем, на похоронах утешением. Нет минуты в жизни нашей, которая была бы лишена всякого рода приятных его благодеяний. Есть ли какая-либо молитва, которой бы не подкреплял Давид? Есть ли какое празднество, которого бы не делал светлым сей пророк"? [4].
По своему великому значению, Псалтирь в России издревле пользовалась особенным уважением, и не только при богослужении, но и в быту житейском.
Использованные материалы
- Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г.
[1] Псалтирью также назывался музыкальный инструмент, род арфы древних иудеев, на которой сопровождалось молитвословие, хвалебные песни Богу.
[2] инф. взята из изд. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. 4-е изд. Изд-во "Жизнь с Богом". Брюссель, 1989. стр.1934
[3] Письмо к Мк о Псал.
[4] Слово на Вознесение