Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Киевская духовная академия
Киевская духовная академия
Киевская духовная академия, высшее учебное заведение Украинской Православной Церкви, первая высшая школа в Восточной Европе

Киевская духовная академия возникла в виде коллегии (тогда еще в составе Речи Посполитой) в первой половине XVII века. Основание этого заведения можно отнести к 1615 году, когда при Киево-братском монастыре при поддержке дворянки Галины Гулевичевой - Лозкиной появилась школа, а затем в 1616 г. и всесословное церковное братство. В 1620 году на средства гетмана Сагайдачного при нём началось строительство Богоявленского храма.

6 февраля 1633 года Петр (Могила) присутствовал при коронации короля Владислава IV. Испросив себе позволение и в сане митрополита оставаться архимандритом Киево-Печерской Лавры, а также и Никольского монастыря блюстителем, Могила начал ходатайствовать о дозволении преобразовать Киево-братские Богоявленские школы в Православную Академию. Особенно неприятно это было католическому и униатскому духовенству: оно ясно видело, что заведением первоклассного училища готовится неизбежный подрыв всему тому, что воздвигали они столько лет и с такими неприятностями и трудами. Некоторые из значительнейших чинов сейма решительно отвергли просьбу Петра Могилы: но когда Владислав IV по неотступному его ходатайству изъявил твердую свою волю о преобразовании Киево-братского училища, тогда заспорили о переименовании его в академию. Могила уже не счел нужным гнаться за именем, когда самое дело было сделано, и получил желаемую привилегию на образование "коллегии", в которой введено было пространное преподавание философии и богословия.

Заботясь непрестанно о созданной им киевской коллегии, святитель Петр (Могила) дал ей приличное помещение в выстроенном на его иждивение каменном доме, назначил из своего имения и из волостей лаврских несколько деревень на ее содержание и вообще оказывал учащим и учащимся всякого рода вспоможение. Он приготовил своим воспитанникам руководство для упражнения в молитве и благочестивых размышлениях в книге, названной им "Анфологион, или Собрание цветов". Посвящая сию книгу "благонравным студеом (студентам) школ киевских", он писал юношам:

"Часто приходило мне на мысль, что в сем училище не только должны быть преподаваемы высшие науки,но и особенно должно быть посеваемо в сердцах ваших, юноши, благочестие. Посему я перевел некоторые духовные размышления и решился сам в настоящее цветущее весеннее время в виде отдыха от ежедневных трудов и хлопот собрать для вашего цветущего юношеского возраста благоухающие цветы благочестивых размышлений и умилительных молитв на лугах богодухновенных церковных учений и Святого Писания и в знак моего отцовского усердия принести их в дар всему вашему содружеству, т. е. Конгрегации школ киевских".

В 1651 или 1652 году Киевская коллегия была разгромлена униатами, а последние взрослые воспитанники коллегии были вынуждены взяться за оружие. Однако вскоре коллегия была восстановлена и стала быстро развиваться. В 1693-1697 годах, в ректорство Иоасафа (Кроковского), им был введён четырёхгодичный богословский курс; при нём было возрождено студенческое собрание ("конгрегация"), действовавшая во времена Петра (Могилы). 11 января 1694 года цари Петр I и Иоанн V подтвердили статус коллегии как высшего учебного заведения: ей были даны права внутреннего самоуправления и собственного суда, военные и гражданские власти не должны были вмешиваться в управление. Эти права были вновь подтверждены 26 сентября 1701 года. К началу XVIII века количество учащихся достигло рекордного числа в две тысячи человек. 1 августа 1719 года было закончено сооружение студенческого общежития (бурсы) [1].

Всю вторую половину XVII века и начало XVIII века архимандритами Печерской лавры были питомцы коллегии и бывшие её ректора. В их числе Иннокентий (Гизель), Варлаам (Ясинский), Иоасаф (Кроковский) и другие. Особенно сильное влияние оказал на судьбу академии её ректор, сподвижник Петра I - Феофан (Прокопович).

В числе выпускников - немало выдающихся церковных, политических и общественных деятелей. Среди них свт. Димитрий Ростовский, свт. Иоасаф Белгородский, свт. Феодосий Черниговский, митр. Иоанн (Максимович) свт. Иннокентий Иркутский, прп. Паисий Величковский, философ Григорий Сковорода, историк, поэт, арх. Лазарь (Баранович), митрополит Стефан (Яворский) - философ и поэт, основатель славяно-греко-латинской академии и, гетманы Юрий Хмельницкий, Пётр Дорошенко, Даниил Апостол, Иван Скоропадский, композитор Артемий Ведель многие другие знаменитости.

С 1721 по 1749 годы в Печерской лавре насчитывается 76 монахов - академистов. В царствование Екатерины II появились проекты о преобразовании Академии в университет с богословским факультетом. В низшие и средние классы были введены светские дисциплины - история, математика, архитектура, живопись и др., но этого не произошло. Напротив - богословские науки взяли верх и с 1763 года стали преподаваться нравственное богословие, основное богословие, патрология, церковная история. При Александре I необходимость новой реформы стала очевидной.

До 1817 г. Могилянская Академия давала очень разностороннее светско - религиозное образование, однако в 1819 г. она изменила свой статус и благодаря заботам митр. Киевского Евгения (Болховитинова), отныне она стала называться Киевской Духовной Академией. Были определены три главных направления образования: богословское, лингвистическое и общеобразовательное.

В 1860 г. основан ежемесячный журнал "Труды Киевской духовной академии". Кроме этого Академия выпускала переводы западных отцев Церкви в количестве свыше 30 томов. С 1872 в КДА существовал церковно-археологический музей имевший до 32 тыс. предметов, библиотека состоявшая из 90 тыс. томов, 819 рукописей, 760 периодических и 98 церковных изданий.

С 1874 г. ректоры Академии носили епископский сан и считались викариями Киевской епархии. В 1910 г. был утверждён новый устав Академии, согласно которому открылись ещё 5 новых кафедр: 2-я кафедра патрологии, истории славянских церквей и Румынской церкви, церковно-славянского языка, палеографии и истории Русской церкви.

В этом состоянии она просуществовала до 1918 года, когда и была закрыта большевиками как "рассадник мракобесия". Снова действовала в 1919 году, но в 1920 году была закрыта.

Духовная школа Киева была вновь открыта 13 сентября 1989 года как духовная семинария на территории Киево-Печерской Лавры. В июле 1992 года на основе семинарии была воссоздана академия, в 1996 году состоялся первый выпуск обновлённой академии.

В старой академии праздники Богоявления и Зачатия Пресвятой Богородицы считались особыми торжествами, а в обновлённой академии покровителем был избран преподобный Нестор Летописец, память которому совершается 9 ноября.

Собор святых Киевской Духовной Академии. Икона из храма Рождества Богородицы (академического) Киево-Печерской Лавры
Собор святых Киевской Духовной Академии. Икона из храма Рождества Богородицы (академического) Киево-Печерской Лавры
По благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира в 2012 году, к 20-летию возрождения Академии, 27 октября - в день памяти покровителя Киевских духовных школ преподобного Нестора Летописца - был установлен местный праздник Собора святых Киевской духовной академии.

Администрация

Ректоры

Инспекторы

Преподаватели

Известные выпускники

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие:
  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. - СПб., 1877. с. 17-20.
  • Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический. О бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, М: Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 279; 310.



[1]  Ластовский В. В., "Иоасаф (Кроковский)", Православная энциклопедия, т. 25, с. 194-196, http://www.pravenc.ru/text/578092.html

[2]  Б. Н. Серов, "Братские школы". Важнейшие Братские школы. Киевские школы. Православная энциклопедия, том VI, с. 194-198 - http://www.pravenc.ru/text/153351.html; http://www.pravenc.ru/text/578176.html; Митр. Макарий. "История Русской Церкви". Том 5. Отдел 1. Глава 2, III - http://www.odinblago.ru/istoriya_rpc/istoryaRC_mitr_makariy/5/2.3_2/

[3]  Б. Н. Серов, "Братские школы". Важнейшие Братские школы. Киевские школы. Православная энциклопедия, том VI, с. 194-198 - http://www.pravenc.ru/text/153351.html

[4]  В. В. Старостенко, "Иевлевичи". Фома. Православная энциклопедия, том XXI, с. 184-186 - http://www.pravenc.ru/text/293557.html; Б. Н. Серов, "Братские школы". Важнейшие Братские школы. Киевские школы. Православная энциклопедия, том VI, с. 194-198 - http://www.pravenc.ru/text/153351.html

[5]  У Болховитинова в Словаре историческом, значится как продолжающий ректорство до 1656 года, с. 116.

[6]  Сильвестр (Ляскоронский), Большая биографическая энциклопедия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/112704/Сильвестр

[7]  У Строева П.М. - отсутствует

[8]  Владимир Бурега Труды Киевской духовной академии: История и современность, Труды КДА в дореволюционный период: http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2011/12/15/trudy_kievs...st/

[9]  https://ortho-rus.com/articles/arhierei-3675.html

[10]  Сухова Н.Ю. Киевская духовная академия начала XX в. по письмам ее профессоров (1907–1917 гг.), с. 121, http://www.academia.edu/20835207/

[11]  Преосвященный смиренно называл себя «второ-первым ректором», имея в виду избрание корпорацией о. Александра Глаголева и свое невольное «заместительство» желанного кандидата - см. Сухова Н.Ю. Киевская духовная академия начала XX в. по письмам ее профессоров (1907–1917 гг.), с. 122.

[12]  По другим данным - в августе.

[13]  Певницкий В.Ф., проф. Воспоминания. Инспектор Академии, иеромонах Валериан, https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnickij/moi-vospominanija/#0_10

[14]  Некролог. Киевские епархиальные ведомости, 1862, № 14, с. 497.

[15]  Высочайшие повеления и распоряжения Святейшего Синода, Киевские епархиальные ведомости, 1862, № 21, с. 172.

[16]  Олесницкий Аким Алексеевич, портал Богослов.Ру., http://www.bogoslov.ru/persons/392700/

[17]  Учился "келейно" у профессоров академии на дому. Им была написана кандидатская работа на тему "Пастырское делание на ниве Христовой", которая получила одобрение со стороны профессоров: прот. О.П. Светлова и проф. О.В. Прилуцкого, но официально степени кандидата богословия он не получил, хотя академию закончил. см.: http://яранская-епархия.рф/news/detail.php?ID=1758

Редакция текста от: 30.10.2024 16:35:18
Последняя редакция: 10.11.2024 18:35:04

"КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google