Митр. Варлаам (Ясинский) |
Родился в 1627 году. По-видимому, происходил из шляхетского рода. Начальное образование получил в Киево-Могилянской коллегии. В 1651 г., после разорения Киева войском литовского гетмана Я. Радзивилла, Варлаам оставил коллегию, продолжил образование в европейских школах, возможно, курс риторики слушал в Эльбинге (совр. Эльблонг, Польша), философии - в Ольмюце (совр. Оломоуц, Чехия), затем обучался в Краковской католической академии.
В Киев вернулся между 1660 и 1665 гг., был пострижен в монашество в Киево-Печерском монастыре. Принимал участие в деятельности типографии монастыря, вероятно, заведовал ею, а также «проходил учительские звания».
Не позднее 13 ноября 1665 года был избран игуменом Киевского Братского Богоявленского монастыря и ректором Киево-Могилянской коллегии, которую восстанавливал после разрушения ее в 1665 года войсками П. Д. Дорошенко.
Направлял воспитанников коллегии для продолжения образования в Западную Европу. Желая укрепить положение коллегии, обращался с просьбами о поддержке к польским и русским правителям, пользовался покровительством Черниговского архиеп. Лазаря (Барановича).
В 1673 г. при набеге поляков на монастырское имение Новосёлки были убиты трое монахов киевского Братского монастыря. Братия поставила их гибель в вину Варлаама, который был вынужден оставить игуменство и ректорство и занять должность проповедника в Киево-Печерском монастыре.
Предположительно с 1673 по 1677 г. являлся игуменом Киевского Михайловского Златоверхого монастыря. В 1680 г. по поручению киево-печерского архим. Иннокентия (Гизеля) вместе с иером. Паисием приезжал в Москву за милостыней для Киево-Печерского монастыря.
8 июля 1680 года назначен настоятелем Пустынно-Николаевского монастыря в Киеве.
Киево-печерский архимандрит
В 1683 году, после смерти архим. Иннокентия, гетман И. Самойлович обратился в Москву за разрешением на избрание архимандрита Киево-Печерского монастыря, который был ставропигиальным и подчинялся Константинопольскому патриарху. Архимандритом избрали Варлаама. Несмотря на приглашение патриарха Иоакима приехать для поставления в Москву, Варлаам был возведен в сан архиеп. Лазарем (Барановичем). Варлаам дважды обращался к патриарху Иоакиму с просьбой о получении подтвердительной грамоты на архимандритию, т. к. претензии на нее предъявлял Львовский еп. Иосиф (Шумлянский), соответствующая грамота была получена Варлаамом в феврале 1684 года.
Он занимал враждебную позицию в отношении гетмана Самойловича, протестовал против избрания на Киевскую митрополичью кафедру Гедеона (Святополка-Четвертинского). После того как Константинопольский патриарх Дионисий IV в согласии с другими восточными патриархами в 1687 г. утвердил переход Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриарха, протест Варлаама утратил смысл, и он начал стремиться к налаживанию хороших отношений с Московской Патриархией, используя ходатайства гетмана И. Мазепы и заручившись покровительством главы Посольского приказа кн. В. В. Голицына. Два посольства, отправленные Киево-Печерским монастырем в Москву, имели успех: в 1688 г. монастырь получил статус ставропигиального - независимого от Киевского митрополита и подчиняющегося Московскому патриарху.
Несмотря на попытки патриарха Иоакима контролировать деятельность Киево-Печерской типографии, Варлаам вопреки желанию патриарха издал кн. «Венец Христов» (1688) и составленные свт. Димитрием Ростовским Четьи-Минеи за первую четверть года (1689), к этому изданию Варлаам написал предисловие. При Варлааме в Киево-Печерском монастыре было установлено празднование Соборов преподобных отцов Ближних и Дальних пещер.
Уже будучи митрополитом, в 1691 г., Варлаам распорядился выкопать в Ближних пещерах третью подземную церковь и освятить ее во имя прп. Варлаама, игум. печерского, туда были перенесены мощи этого святого. Свт. Димитрий Ростовский называл Варлаама «столпом обители», игум. Стефан (Яворский) - Геркулесом, принявшим почетное бремя после Атланта - Иннокентия (Гизеля). В марте 1689 года Варлаам и митр. Гедеон (Четвертинский) высказали мнение по вопросу о преложении Святых Даров, которое было принято в Малороссии, но в Русской Церкви считалось «латинским» (о пресуществлении Даров «Господними словесы», т. е. после произнесения слов «Приимите, ядите», а не фразы «призыванием и молитвою иерея», т. е. после призывания Св. Духа - эпиклезы, как учила греч. партия). После этого патриарх Иоаким обратился к ним с посланием о том, придерживаются ли они мнения, общепринятого в православной Церкви. В ответ Варлаам и митр. Гедеон заявили, что во всем согласны с православной точкой зрения о времени преложения Св. Даров.
Киевский митрополит
1 июня 1690 года Варлаам был избран и 31 августа - хиротонисан во митрополита Киевского. Хиротонию в Успенском соборе Московского Кремля возглавил патриарх Адриан. 14 ноября 1690 года митр. Варлаам вернулся в Киев.
Ко времени вступления Варлаама на кафедру в состав Киевской митрополии входили Киевская, Луцкая, Львовская, Перемышльская, Мстиславо-Могилёвская епархии. Однако еще в 1680-х годах стало очевидным стремление украино-белорусских епархий выйти из юрисдикции Киевского митрополита и подчиняться Московскому патриарху. В 1688 г. по просьбе Черниговского архиеп. Лазаря (Барановича) в юрисдикцию Московского патриарха перешла Черниговская епархия на том основании, что митрополиту могут подчиняться только епископы, а не архиепископы [1]. В 1689 г. Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) обратился к патриарху от имени Луцкого, Львовского, Перемышльского и Белгородского епископов с просьбой об учреждении Галицкой митрополии в юрисдикции Московского Патриарха [2], патриарх Иоаким отверг этот план. В православных епархиях, находившихся на территории Польши, польское правительство, несмотря на условия договора с Россией, продолжало насаждать унию: в 1690-х годах - начале XVIII века в унию перешли Львовская, Перемышльская и Луцкая епархии; на Правобережной Украине и в Белоруссии осталась одна православная епархия - Могилёвская, которая фактически не зависела от Киевского митрополита - Варлаам безуспешно добивался подчинения ему Могилёвского епископа. Распад Киевской митрополии привел к тому, что митр. Варлаам остался единственным архиереем Киевской митрополии. С 1695 г. митрополит ходатайствовал о восстановлении Переяславской кафедры, глава которой стал бы его коадъютором (помощником). Просьба была удовлетворена только после смерти патриарха Адриана - в 1701 г. коадъютором Киевской митрополии был назначен Захария (Корнилович) с титулом «епископ Переяславский».
Митр. Варлаам получил поддержку патриарха Адриана в конфликте с Черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем) из-за Глуховской, Борзненской и Конотопской протопопий (благочиний), которые патриарх утвердил за митрополитом. В 1703 году митр. Варлаам подчинил своей власти Межигорский Преображенский монастырь, получивший в 1687 года от патриарха Иоакима ставропигию.
Митрополит Варлаам заботился об украшении монастырей и церквей и об увеличении их числа. Запущенный доминиканский Николаевский монастырь он обратил в православный, переименовав его в Петропавловский, устроил при монастырской церкви придел Алексия, Человека Божия, в память о царе Алексее Михайловиче. Попечением митр. Варлаама было обновлено убранство киевского Софийского собора, он устроил при нем библиотеку и упорядочил архив, в который собрал копии с древних актов.
На митрополичьей кафедре Варлаам продолжал уделять большое внимание просветительской деятельности. В 1691 г. в Киеве состоялся Собор духовенства всей епархии, на котором были оглашены «Заповеди» Варлаама, усиливавшие контроль протопопов над духовенством епархии (в числе прочего в обязанность им вменялось экзаменовать священников на предмет знания ими книги Иоанникия (Галятовского) «Мир с Богом человеку» и следить за тем, чтобы священники отдавали своих детей на обучение в Киево-Могилянскую коллегию). Коллегия была предметом особых забот митр. Варлаама, который приглашал для нее учителей, добивался получения средств и привилегий, в т. ч. независимости ее корпорации от светских властей. Для коллегии при митр. Варлааме был построен каменный корпус с аудиториями, вмещавшими до тысячи слушателей. В 1701 году благодаря стараниям митр. Варлаама коллегия получила от Петра I права академии.
Скончался 22 августа 1707 в Киеве. Погребен в Успенском соборе Киево-Печерской лавры.
Еще при жизни митр. Варлаама его преданный ученик Стефан (Яворский) написал в его честь три панегирика на латинском и польском языках: «Hercules post Atlantem infracto virtutum robore honorarium pondus sustinens» (Чернигов, 1684), «Arctos et antarctos caeli rossiaci» (К., 1690), «Pelnia xiężyca w klegnocie swięcego z trzech luminarzow Barlaamov» (К., 1691) [3]. Стефан сочинил эпитафию Варлааму [4].
Сочинения
Перу Варлаама принадлежит ряд сочинений: стихотворное предисловие к книге Иоанникия (Галятовского) «Мессии правдивому» [5], стихотворные эпитафии Киевскому митр. Иосифу (Нелюбовичу-Тукальскому) [6] и «всечестному отцу Михайлу Лежайскому, архимандриту Новгородка-Северского» [7], вирши «Николае, победе тезоименитый», посланные Варлаамом царю Феодору Алексеевичу [8] и «О полунощници и утрени» [9], книга «Три венца молитвенные» (К., 1688), полемическое сочинение на польском языке «Prawdziwa wiara stara Cerkwie swiętey» (неопубл.), посвященное разбору католических учений Filioque и о главенстве Римских пап.
Н. И. Петров считал митр. Варлаама автором нескольких проповедей и четырех статей на польском языке в сб. Киево-Софийского собора (№ 448. Л. 73-76). П. П. Пекарский и В. Н. Перетц усваивали Варлааму авторство сборника силлабических вирш «Венец молитв седмичных дванадесят звездный» [10]. Помимо вышеуказанных трудов Варлааму приписывают (впрочем, небесспорно) еще ряд сочинений, а также обширную переписку. Митр. Евгений (Болховитинов) указывал, что в Патриаршей библиотеке хранилась написанная Варлаамом кн. «Икона, или Изображение дел Московского Патриаршего Престола».
Публикации
- Соболевский А. И. Неизданное произведение Варлаама Ясинского // ЧИОНЛ. 1900. Кн. 14. Вып. 1. Отд. 3. С. 26-28;
- Письмо митр. Киев. Варлаама Ясинского к Петру I о Переяславском епископстве // Киев. старина. 1904. Т. 85. № 5. С. 53-55;
- Перетц В. Н.Новые труды по источниковедению древнерус. лит-ры: Крит.-библиогр. обзор. I-VIII. К., 1905. С. 31;
- он же. Отчет об экскурсии семинария рус. филологии в С.-Петербург. 23 февр.- 3 марта 1913 г. К., 1913. С. 29-31;
- он же. Исслед. и мат-лы по истории старинной укр. лит-ры XVI-XVIII вв. М.; Л., 1962;
- Титов Ф. Материали для исторiï книжноï справи на Вкраïнi в XVI-XVIII вв.: Всезбiрка предмов до украïнських стародрукiв. К., 1924. С. 445-450.
Литература
- ОДДС. Т. 1. 1868;
- Памятники, издаваемые Комиссиею для разбора древних актов. К., 1846. Т. 2. С. 325;
- Величко С. Летопись событий в Юго-Зап. России в XVII в. 1720. К., 1855. Т. 3. С. 227-233, 285-286, 348-352;
- Письма Лазаря (Барановича). Чернигов, 1865. С. 18-24, 28-29, 37, 54-55, 73-74, 92-94, 108-109, 117-118, 181-182, 189-190, 224-225, 248;
- Киев. собор 1691 г. // Киев. ЕВ. 1865. № 8. Отд. 2. С. 313-329;
- АрхЮЗР. 1871. Ч. 1. Т. 4. С. 82-84; К., 1873. Ч. 1. Т. 5. С. 89-92, 148-159, 162-165, 214-216, 217-226, 276-290, 302-309, 317-319, 338-342, 367-391, 411-417; АЮЗР. 1873. Т. 7. С. 68-83; 1877. Т. 9. С. 256-258;
- Востоков А. Акт избрания Варлаама Ясинского архим. Киево-Печерского мон-ря // Киев. старина. 1887. Т. 18. № 6/7. С. 573-576;
- Памятники, издаваемые Киев. комис. для разбора древних актов. К., 1898. Т. 1. С. 466-468;
- Величковський I. Твори / Изд. В. П. Колосовой, В. И. Крекотня. К., 1972. С. 150-155.
- Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем, академиею. К., 1856. Ч. 1. С. 211-228, 245-262, 289-290; Ч. 2. С. 6, 495-496;
- Петров Н. И. Новооткрытый киев. проповедник 2-й пол. XVII в. // ТКДА. 1892. № 5. С. 93-123;
- он же. Киев. академия во 2-й пол. XVII в. К., 1895. С. 24-37;
- он же. Описание рукописных собраний, находящихся в Киеве. М., 1904. Вып. 3: Б-ка Киево-Софийского собора;
- Из прошлого Киев. епархии: Варлаам Ясинский, митр. Киевский и Галицкий и Малыя России (1690-1707) // Киев. ЕВ. 1905. Ч. неофиц. № 12-50;
- Малеванский Ф. Киев. митр. Варлаам Ясинский, 1690-1707 // Киев. ЕВ. 1897. № 18. С. 818-829;
- Голубев С. Т. Киев. академия в кон. XVII и нач. XVIII ст. // ТКДА. 1901. № 11. С. 306-407; 1904. № 11. Прил. С. 387-390;
- Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Т. 1. С. 241-249, 373-374, 407-410, 446, 497;
- Титов Ф. Типография Киево-Печерской лавры: Ист. очерк (1606-1616-1916). К., 1916. Т. 1. С. 312, 371-385, 396, 400-401;
- Панченко А. М. Рус. стихотворная культура XVII в. Л., 1973. С. 157-158;
- Понырко Н. В. Варлаам Ясинский // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. (XVII в.) С. 157-162;
- Крижанiвський О. П., Плохiй С. М. Iсторiя церкви та релiгiйноï думки в Украïнi. К., 1994. Кн. 3. С. 101-104;
- История РЦ. Кн. 7. С. 536-543;
- Кабанець. Iсторiя печерськоï канонiзацiï. С. 49.
Использованные материалы
- А. И. Алексеев. Варлаам (Ясинский) // Православная энциклопедия, т. 6, с. 605-607
[1] АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 5. С. 153-154
[2] АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 5. С. 149-152
[3] Запаско Я., Исаєвич Я. Пам'ятки книжового мистецтва: Кат. стародрукiв, виданих на Украïнi. Львiв, 1981. Кн. 1.: (1574-1700). № 620, 663, 671
[4] Еремин И. П. К вопросу о стихотворениях Феофана Прокоповича // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 506-510
[5] К., 1669. Л. 9 об.
[6] Рукописная заметка о Киев. митр. Иосифе Нелюбович-Тукальском (из архива Киево-Выдубицкого мон-ря) // Киев. ЕВ. 1878. № 13. Отд. 2. С. 396-398
[7] Величко. С. 543
[8] О. Л. [Орест Левицкий]. Письмо и стихи Варлаама Ясинского // Киев. старина. 1890. Т. 28. № 3. С. 537-539
[9] Перетц В. Н. Украинская антология 1670-1680-х годов // он же. Исслед. и мат-лы по истории старинной укр. лит-ры XVI-XVIII вв. Л., 1929 (СбОРЯС: Т. 1. Вып. 3). С. 91-92; Величковський. С. 104
[10] К., 1694; 17022 - Пекарский П. П. Наука и лит-ра в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т. 2. С. 58