Архиеп. Феофан (Прокопович) |
В миру Прокопович Елеазар, родился 8 июня 1681 года в Киеве в купеческой семье. Оставшись сиротой, мальчиком взят на воспитание дядей, ректором Киевской духовной академии и наместником Киево-Братского монастыря.
С помощью дяди поступил в Киевскую духовную академию, где начал обучаться русскому и латинскому языкам. В 1692 году после смерти дяди один киевский благодетель дал ему возможность продолжать образование в академии, где он и учился до 1698 года.
Принятие униатства и заграничная учеба
По обычаю того времени после окончания академии отправился за границу для завершения своего образования в польских училищах. В Польше принял униатство и пострижен в монашество от униатов с именем Елисея. Принятие униатства составляло тогда неизбежное условие заграничного образования для православных.
Обратив на себя внимание униатского духовенства, Прокопович был определен во Владимир Волынский учителем поэзии и красноречия.
Через некоторое время послан в Рим, где поступил в коллегию св. Афанасия, учрежденную папой Григорием XIII. Научные занятия здесь настолько захватили его, что он иногда даже забывал о пище. Внимательно присматриваясь к порядкам католической церкви, он хорошо познакомился с католической организацией, и в нем зародилось резко отрицательное отношение к папизму. Отцы иезуиты усиленно склоняли Прокоповича остаться в Италии и вступить в их ряды, но он отклонил их предложения.
Возвращение на Родину и принятие Православия
В 1702 году вернулся в Малороссию, отрекся от униатства, принял Православие и пострижен в монашество с именем Самуил (в 1705 году переменил свое имя, назвавшись в честь своего дяди Феофаном).
С 1704 года началась его педагогическая деятельность в Киевской духовной академии в качестве преподавателя пиитики.
В 1706 году перешел на класс риторики. Один случай выдвинул его из среды своих сотоварищей. 4 июля 1706 года Петр I прибыл в Киев для основания Печерской крепости, посетил Софийский собор, где приветственное слово ему сказал Феофан. Блестящая проповедь была замечена государем, и для Феофана открылась заря его высокого будущего. В 1708 году он был назначен префектом академии и учителем философии.
В 1709 году фаворит Петра князь Меншиков посетил Киево-Братский училищный монастырь, слышал себе похвальное слово, сказанное Феофаном, и это выступление не осталось безрезультатно. Меншиков рекомендовал киевского проповедника митрополиту Новгородскому Иову в архимандриты Юрьевского монастыря, как "учительного человека".
В 1711 году Феофан был вызван в царский лагерь во время турецкого похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря, ректором академии и профессором богословия. С этого времени начался рассвет его академической деятельности. Он отверг господствующую в то время в киевских школах систему схоластического богословского преподавания и выдвинул учено-исторический и критический метод, выработанный протестантской богословской наукой. В силу нового духа или блестящих талантов проф. Феофана лекции его по богословию пользовались в академии большим успехом. Но новаторский дух Феофана начал вызывать против него неудовольствие, и его стали обвинять в неправославии, в частности такие видные сослуживцы как Феофилакт (Лопатинский) и Гедеон (Вишневский).
В 1715 году Феофан получил приглашение Петра I приехать в Петербург. Здесь он сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия правительства и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая их противников. Из этих проповедей особенно замечательны слово о царском путешествии за границу и «Слово о власти и чести царской» (1718), посвященное доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причем проповедник особенно вооружался на «богословов», полагавших, что власть духовная выше светской.
Архиерей Псковский
7 февраля 1718 года был назначен епископом Псковским и Нарвским. Его критики приложили усилия для предотвращения хиротонии – так, вызванный в Петербург для посвящения Феофана во епископы митрополит Стефан (Яворский) не приехал, а отправил донос с обвинением Феофана в неправославии, но Феофан смог отвести от себя обвинения. Его хиротония состоялась 2 июня 1718 года.
Получив сан епископа, Феофан не поехал в Псков на епархию, а остался в Петербурге в качестве ближайшего сотрудника Петра в церковных делах. Через его руки проходят, им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; он пишет, по поручению царя, предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и т.д. Феофану было поручено Петром составление законодательного акта о ликвидации русского патриаршества и устроении высшего церковного коллегиального управления. Над этим «Духовным регламентом» Феофан трудился в 1719-1720 годах.
Когда была учреждена Духовная коллегия, Феофан назначен в ней вторым вице-президентом, а 25 января 1721 года, после её преобразования в Святейший Синод, Феофан стал его первым вице-президентом и в полном смысле правой рукою Петра-преобразователя в его церковных реформах.
В 1720 году возведен в сан архиепископа.
Петр Великий нередко делал Феофану подарки. Лично сам подарил ему несколько деревень, дарил значительные денежные суммы. У Феофана в Петербурге образовалось свое хозяйство. Псковскую епархию он посетил только на другой год после назначения и вернулся в Петербург.
В 1721 году Феофан прилагал усилия к открытию в Петербурге семинарии с высшим курсом, своего рода академии, но дело это подвигалось медленно, и он завел школу на своем Петербургском подворье на Карповке.
После смерти императора Петра I 27 января 1725 года Феофан примкнул к партии императрицы Екатерины и немало посодействовал её воцарению.
Общая перемена настроения в правление Екатерины в сторону допетровского уклада неблагоприятно сказалась на Феофане. Прежде всего у него возник антагонизм с Синодальным вице-президентом архиепископом Феодосием (Яновским), который написал в Синод донос на Феофана, где указал, что в Печерском Псковском монастыре лежат на полу 70 икон со снятыми ободранными окладами и драгоценными украшениями. Это набрасывало на Феофана тень и давало повод вести подкоп под его положение. Феофан понял это и постарался тем же орудием оградить себя от тайного удара. После одной очередной грубости Феодосия в отношении к государыне Феофан донес ей о допущенных им оскорблениях по отношению к ней. Феодосий был сослан в дальний монастырь, а Феофан достиг первенства в Синоде и наследовал его кафедру.
Архиепископ Новгородский
25 июня 1725 года он был назначен архиепископом Новгородским. Феофан настойчиво отказывался от этого лестного назначения и покорился только указу государыни.
С 15 июля 1726 года он первый член Святейшего Синода.
В конце царствования Петра I Феофан чуть ли не открыто стал разделять убеждения кальвинистов и своим поведением возмущал большинство духовенства. «Камень веры» митрополита Стефана (Яворского), обличающий протестантские заблуждения, не был пропущен цензурой Петра как противоречащий личным убеждениям Феофана. То же было и при Екатерине I. Из церковных деятелей Феофан дружественно сносился с расколоучителями, вел переписку со знаменитым Выговским настоятелем Андреем Денисовым, приглашал его к себе на собеседование, был сильным его покровителем. По словам самих раскольников, Феофан был для них «возлюбленный о Христе брат».
Однако, по вступлении на престол Петра II и по свержении князя Меншикова религиозное направление изменилось, Феофан оказался в немилости, а «Камень веры» был напечатан.
Вступление на престол императрицы Анны позволило Феофану вновь возвысится став во главе партии поддержавшей восстановление самодержавния подачей известной челобитной 1730 года. Благодаря своему деятельному участию в этом событии он вновь приобрел прочное положение при дворе и в Синоде — и обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках тайной канцелярии.
После Феофана Прокоповича, которого так любил и возвышал Петр, киевские ученые не выдвинули из своей среды ни одного такого же ревнителя государственных интересов и пособников светской власти.
Феофан был плодовитым писателем, причем не только церковным, но и светским. Он много трудился на пользу государства в области церковного законодательства, принимал деятельное участие в составлении актов государственно-законодательных или вообще правительственно-официальных.
Не было почти рода писательства, к которому не был бы причастен Феофан. Богослов, проповедник, канонист, юрист, историк, поэт совмещались в нем с разною степенью дарования, но, во всяком случае, в необыкновенном сочетании. Феофан также может быть назван первым русским сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули многие русские писатели. Он оказал большое влияние на таких деятелей как А.Д. Кантемир, сатиры которого нередко являются только перифразом проповедей Феофана, и В. Н. Татищев, взгляды которого на русскую историю и современность вырабатывались можно сказать в школе Феофана.
Таких разносторонних и плодовитых талантов мало можно встретить среди наших деятелей XVIII века. Взятая в целом личность Феофана Прокоповича всегда останется одной из центральных фигур русской истории XVIII столетия.
Скончался 8 сентября 1736 года на Карповском подворье на Аптекарском острове.
Феофан Прокопович был человек жестокий, он немало погубил невинных людей. Так, он доносил императрице на епископа Льва (Юрлова), участвовал в обвинении архиепископа Гедеона (Дашкова). Однако в свое времени Феофан почитался светилом, «оком и рукой царской».
Труды
- "Приветственное слово", сказанное государю в Киеве 5 июля 1706 г.
- "Похвальное слово", произнесенное по случаю Полтавской победы в присутствии Петра.
- Проповедь, произнесенная 24/XI-1717 г. в день именин императрицы, на текст: "Крепка, яко смерть, любы".
- "Слово в неделю цветную о власти и чести царской, яко от самого Бога в мире учинена есть и како почитати царей и оным повиноватися людие долженствует [-вуют]; кто же суть и коликий имеют грех противляющиеся им". 6 апреля 1718 г.
- Слово в день памяти Александра Невского, произнесенное в 1718 году, на текст: "Учителю Благий, что сотворив, живот вечный наследую?"
- Слово похвальное о флоте российском и о победе галерами российскими над кораблями шведскими. (Произнесено 8/IX-1720 г.)
- Слово во время торжеств по случаю Ништадтского мира. (Произнесено в Москве 28 января 1722 г.)
- Две проповеди на смерть Петра Великого (1 марта 1725 года - в день погребения и в том же году в день Петра и Павла).
- Надгробное слово Екатерине I, произнесенное 16 мая 1727 г.
- Речь в день коронации имп. Анны Иоанновны 28 апреля 1730 г.
- Слово в день коронации, произнесенное в 1732 году, на текст: "Воздадите Кесарева Кесареви".
- Слово в день коронации в 1734 году, сказанное в пользу монархии вообще.
- Шесть монашеских (или аскетических) проповедей.
- "Поучения и речи" в 3-х частях (собрание проповедей). СПб., 1760, 1761, 1765.
- "Правила риторические" (учебник), составлен в 1706 г., полностью не издан.
- Духовный регламент.
- Вещи и дела, о которых духовный учитель народу христианскому проповедовать должен. М., 1784.
- Владимир, славянороссийских стран князь и повелитель, от неверия тьмы в свет Евангельский приведенный Духом Святым (трагикомедия в рукописи сборника имп. публ. библ.).
- Торжественная песнь на Полтавскую победу (латинские стихи).
- Ода на путешествие Петра II в Москву на коронацию (напеч. в "???").
- Описание Киева (латинские элегические стихи).
- Увещательная элегия (латинская).
- Монашеская элегия (латинская) - эти три элегии помещены в сборнике"???".
- Родословная роспись великих князей и царей российских до гос. Петра I, с кратким описанием знатнейших дел их и гравированным каждого портретом. СПб., 1717.
- История имп. Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии, изд. Щербатова. СПб., 1783; М., 1788 (есть мнение, что к этому труду Феофан делал лишь замечания и поправки).
- Краткая повесть о смерти Петра. СПб., 1726.
- Надгробное слово под названием: "???".
- Сказание о кончине Петра II и о вступлении на престол Анны Иоанновны. СПб., 1737.
- Правда воли монаршей во определении наследника державы своей. Напеч. в авг. 1722 г.
- Манифест о коронации.
- Церемониал встречи государя в Новгороде в 1728 году. (напеч. в IX ч. "Древней Российской Вивлиофики", 2-е изд.).
- Рассуждение о нетлении мощей св. угодников Божиих в Киевских пещерах нетленно почивающих. Киев, 1890.
- Семь богословских трактатов, составляющих неоконченную систему Богословия.
- Христовы о блаженствах проповеди. // Русский архив. 1916. кн. 1.
- Диалогизм или беседа о догматах Православной Церкви.
- Истинные основания и должности христианской веры, или наставления язычникам, обращающимся в христианскую веру.
Литература
- Соловьев С.М. История России. кн. III. с. 1547, 1557-1559; кн. IV. с. 274, 275, 277, 284, 285, 484, 626, 799, 800, 804, 805, 824, 917, 1050 и др.; кн. V. с. 531, 543.
- Устрялов Н. История [царствования] Петра Великого.
- Рункевич С.Г. История Русской Церкви под управлением Св. Синода. т. I. СПб., 1900.
- Он же. Александро-Невская Лавра 1713-1913 гг. СПб., 1913. с. 15-694.
- Кедров Н.И. Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М., 1886.
- Самарин Ю.Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. М., 1880.
- Чистович И.А. Решиловское дело. СПб., 1861.
- Он же. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868, 1878.
- Извеков Д. Из истории богословской полемической литературы XVIII в. // Православное обозрение. 1871. авг.
- Он же. Один из малоизвестных литературных противников Ф. Прокоповича. // Заря, 1870, VIII.
- Тихонравов. Трагикомедия Ф. Прокоповича "Владимир". // Журнал мин. нар. просвещ. 1879. май.
- Петров Н. О словесных и литературных занятиях в Киевской академии от начала ее до преобразования в 1819 г. // Труды КДА. 1866. № 7, 11, 12; 1867. № 1, 3.
- Толстой М.В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. прилож. с. 15.
- Он же. Рассказы из Ист. Р. Ц. с. 617-620, 629.
- Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники 18 века. с. 53, 57-60, 63, 66, 79.
- Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881.
- Он же. История Русской Церкви. [так? м.б. Русская церковная история?]
- Он же. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра Великого. Казань, 1873.
- Морев И.В., прот. "Камень веры" митр. Стефана Яворского, его место среди отечественных противопротестантских сочинений и характеристические особенности его догматических воззрений. СПб., 1904.
- Пекарский П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. т. I, II.
- Он же. История Академии Наук. т. I.
- Цыпин А. История русской литературы. т. III.
- Стефанович, свящ. Феофан Прокопович, как канонист. М., 1906.
- Червяковский П. Материалы для истории православного богословия в России. // Христианское чтение за 1876, 1877, 1878 гг.
- Морозов П. "Феофан Прокопович, как писатель, очерк из истории русской литературы в эпоху преобразования". СПб., 1880.
- Доброклонский. История Русской Церкви.
- Барсов Н.И. Исторические критические и полемические опыты.
- Обзор рус. дух. лит. с. 289.
- Глинский Б.В. О титуле самодержавия. с. 567-603.
- Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую. т. III. СПб., 1903. с. 160-167.
- Архангельский А. Духовное образование и духовная школа в России при Петре Великом. Казань, 1883.
- Здравомыслов. Иерархи Новгородской епархии.
- Корсаков Д.А. Воцарение имп. Анны Иоанновны. Казань, 1880.
- Арсеньев. Царствование Петра. СПб., 1839.
- Громов. Преобразовательная деятельность Петра Великого. // Вера и разум. 1891. № 1 и 2.
- Аскоченский. Киев. т. I.
- Гатцук. Календарь на 1883 год. с. 136.
- Вишневский Д.К. Киевская академия в первой половине XVIII в. Киев, 1903.
- Попов Н. Татищев и его время. М., 1861.
- Титлинов Б.В. Правительство имп. Анны Иоанновны в его отношениях к делам православной церкви. Вильна, 1905.
- Тихомиров Ф. Трактаты Прокоповича о Боге Едином по существу и Троичном в лицах. СПб., 1884 и речь перед защитой этой диссертации на тему: "Идея абсолютного Бога и протестантский схоластицизм в богословии Феофана Прокоповича".
- Жмакин В. Церемониал погребения Ф. Прокоповича. // Христианское чтение. 1882. ч. 1.
- Евгений (Болховитинов). Словарь духовных писателей. СПб., 1827. с. 295-330.
- Булгаков. с. 1407, 1410.
- Толстой Ю. № 15.
- Списки архиереев. № 15.
- Житие Прокоповича, составленное Маркеллом Родышевским // Чтен. в О.И.Д.Р. 1862. кн. 1, под загл. "Дело Феофана Прокоповича".
- Письма и бумаги имп. Петра Великого. СПб., 1887.
- Полное собрание постановлений и распоряжений по вед. прав. ист. [по ведомству православных исповеданий Российской империи ?] 1721-1736 гг.
- Амвросий. История Российской иерархии. ч. I. с. 81.
- Исторические сведения о г. Арзамасе, 1911. с. 65.
- Церковные вопросы в России или рус. дух. вед. Браила. 1896. с. 40, 47.
- Летопись Е.А. с. 689, 699, 703-705.
- Биография Прокоповича, сост. Д. С. Рудневым и приложенная к сочинению Феофана: "???"
- Журнал мин. нар. просвещ. 1833. № 7.
- Сборн. имп. рус. общ. т. 11, 55, 79, 84, 94, 101, 104, 106, 108, 111, 114.
- Чтен. в О.И.Д.Р. 1864. ч. IV.
- Изв. Казан. еп. 1869. № 20. с. 605.
- -"- 1879. № 21. с. 600.
- -"- 1881. № 23. с. 629.
- -"- 1884. № 22.
- Православный собеседник. 1874. июнь. с. 92.
- -"- 1878. июнь. с. 203.
- -"- 1897. июль. с. 291; нояб. с. 624; дек. с. 730-733.
- -"- 1907. июнь. с. 834.
- -"- 1908. апр. с. 501 прим., с. 506.
- -"- 1912. дек. с. 847.
- Труды КДА. 1861. № 3.
- -"- 1865 (Книга записная исходящим за подпис. преосв. Феофана к разным персонам с 1 января 1728 г. по 16 декабря 1729 г.)
- -"- 1870. авг. с. 574.
- -"- 1878. апр. с. 147-156, 163; май. с. 300-301, 307-309.
- -"- 1879. июнь. с. 188-193, 204.
- Христианское чтение. 1869. апр. с. 620.
- -"- 1877. № 8.
- -"- 1878. март. с. 291.
- Церковный вестник. 1891. № 7. с. 103; № 37. с. 588.
- Исторический вестник. 1865. сент. с. 702 п/с. 2.
- -"- 1881. февр. с. 456-458; июнь. с. 424.
- -"- 1882. май. с. 483-484.
- -"- 1883. янв. с. 201-202.
- -"- 1884. февр. с. 417-420.
- -"- 1886. апр. с. 159.
- -"- 1888. февр. с. 480.
- -"- 1892. февр. с. 497.
- -"- 1891. июль. с. 195.
- -"- 1896. апр. с. 154 п/с., 156, 159, 160; июль. с. 75.
- -"- 1900. окт. с. 250.
- -"- 1905. апр. с. 219.
- -"- 1908. нояб. с. 607-608.
- -"- 1913. февр. с. 595-596.
- -"- 1915. окт. с. 335.
- Русская старина. 1870. т. 2. с. 23-24.
- -"- 1872. дек. с. 691.
- -"- 1874. апр. с. 798.
- -"- 1875. февр. с. 439.
- -"- 1876. апр. с. 723, 877.
- -"- 1879. май. с. 2, 3, 4.
- -"- 1880. янв. с. 124, 125.
- -"- 1882. янв. с. 86.
- -"- 1886. янв. с. 3-4, 6-9; февр. с. 268, 278.
- -"- 1887. июль. с. 1, 3.
- -"- 1888. нояб. с. 414, 523.
- -"- 1904. авг. с. 454.
- Приб. к Ц.В. 1914. № 20. с. 935.
- Православное обозрение. 1868. июль. с. 392, 401; сент. с. 29.
- -"- 1863. янв. с. 48-106.
- Русский архив. 1863. кн. 4 (Письмо Кантемира к Феофану).
- -"- 1865. кн. 4 (Письмо Феофана к Киевскому еп. Рафаилу).
- -"- 1869. кн. 9 (Записка Феофана о жалованьи синодальным членам).
- -"- 1870. № 11. с. 1953-1956.
- -"- 1872. № 5. с. 997-1004; № 9. с. 1672.
- -"- 1889. кн. 1. с. 68 (Воспомин. гр. А.Д. Блудовой); кн. 2. с. 66, 69, 176, 181 (Письма Киевского митр. Евгения Болховитинова к В.Г. Анастасевичу).
- -"- 1893. кн. 3. с. 34 (Скворцов Н., свящ. Московский Кремль).
- -"- 1895. кн. 3. № 10. с. 220.
- -"- 1898. кн. 3. с. 5 (Выдержки из указов гр. П.Б. Шереметьева его управителям).
- -"- 1900. кн. 2. № 8. с. 409-441.
- -"- 1901. кн. 1. № 3. с. 359.
- -"- 1903. кн. 1. № 3. с. 539; № 4. с. 38; кн. 3. № 9. с. 251; № 10. с. 253.
- -"- 1910. кн. 1. № 2. с. 301, п/с и с. 304.
- -"- 1912. № 6. с. 297.
- -"- 1916. кн. 1. с. 182 (Лебедев А. Архиеп. Иаков Вечерков).
- ЖМП. 1946. № 3. с. 38-43; № 4. с. 61-72.
- -"- 1944. № 12. с. 52, 57.
- -"- 1959. № 11. с. 49, 38.
- БЭС. т. II. с. 1675, 1936.
- ЭС. т. 41-а. с. 929.
- РБС. т. XXV. с. 399-448.
- Н.Д. с.19, 51.
Внешние ссылки
- Статья в портале «Русское Православие»:
- Статья энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: