Прот. Николай Стеллецкий |
Родился в 1862 году в слободе Мурафе Богодуховского уезда Харьковской губернии в семье священника. Его прапрадед Иоасаф (Асаф) Зиновьевич Стеллецкий (1726-1796), первый кто стал носить фамилию Стеллецкий, был священником, учителем и другом известного малороссийского философа Г.С. Сковороды.
В 1877 году окончил Харьковское духовное училище по I разряду [1], в 1883 году - Харьковскую духовную семинарию, в 1888 году - Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом получить степень магистра "без нового устного испытания чрез напечатание сочинения и удовлетворительное защищение его в присутствии Совета" [2]. Был оставлен для подготовки к профессорскому званию.
В конце 1880-х рукоположен во священника, служил в киевской Набережно-Никольской церкви. Был законоучителем в разных киевских гимназиях, цензором журнала «Юго-Западная школа».
В 1893 году защитил магистерскую диссертацию «Брак у древних евреев».
Служил в киевском Софийском кафедральном соборе.
В 1909 году был назначен профессором богословия в Императорский Харьковский университет, где был настоятелем Антониевской университетской церкви. Одновременно был профессором богословия на Харьковских Высших женских курсах, Высших женских медицинских курсах, а так же на Высших коммерческих курсах Харьковского купеческого общества.
Был активным общественным деятелем. Состоял членом «Русского собрания», участвовал в правом академическом движении. Публиковал свои трактаты как в виде отдельных изданий, так и многократно на страницах журнала «Вера и разум», три десятилетия издававшегося в Харькове, в котором печатались лучшие религиозные мыслители России.
За первый том «Опыта нравственного богословия в апологетическом освещении» (Харьков, 1914) получил степень доктора богословия.
Летом 1919 года, во время успешного наступления белых, был взят вместе со множеством православной интеллигенции в заложники Харьковской ЧК и вывезен в город Сумы.
Зарублен большевиками 11 сентября 1919 года в городе Орле.
Награды
- набедренник (1890)
- скуфья (1893)
- орден Святой Анны III (1908) и II степени (1912)
Сочинения
Опубликовал более 40 работ по нравственному богословию, истории Церкви на Украине, философии, истории литературы, социально-философским и моральным аспектам культурных и социально-политических течений начала XX столетия, духовному образованию.
Публикации
- Брак у древних евреев. Киев, 1892.
- О чудотворном Каплуновском образе Божией Матери (историческая заметка в журнале «Вера и Разум», 1892)
- К вопросу о падших в римской и североафриканской церквах в III в. («Вера и Разум», 1893)
- К вопросу о безбрачии или девстве в Ветхом Завете («Чтения в обществе любителей духовного просвещения», 1893)
- Странствующий украинский философ Григорий Саввич Сковорода. Киев, 1894.
- Харьковский коллегиум до преобразования. Киев, 1895.
- Протоиерей А.А. Самборский, законоучитель императора Александра I. Киев, 1896.
- Святой священномученик и всея России чудотворец Макарий, первый митрополит Киевский и Галицкий и его время. Харьков, 1897.
- О значении Киева как религиозного центра Православной Руси. Киев, 1897.
- Значение Церкви и ее школы в решении вопроса о всеобщем образовании. К., 1898.
- Об оправдании и освящении человека. Киев, 1898.
- Князь А.Н. Голицын и его церковно-государственная деятельность. К., 1901.
- Очерки нравственно-христианского нравоучения. К., 1901.
- Религиозное миросозерцание Гоголя. Киев, 1902.
- Социализм – его история и критическая оценка с христианской точки зрения. Киев, 1905.
- Слово об обязанности каждого подданного содействовать благим предначертаниям Царя. Киев, 1906.
- Об обязанностях каждого христианина принимать участие в деле охранения Веры Христовой. Киев, 1906.
- О началах христианского воспитания детей в семье и школе. Киев, 1907.
- Патриотизм при свете христианского мировоззрения. Киев, 1908.
- Современное декадентство и христианство. Киев, 1909.
- Христианское назначение женщины и женская эмансипация нашего времени. Киев, 1909.
- Очерки православно-христианского нравоучения. Киев; Введение в нравственное богословие. Харьков, 1910.
- Слово (о значении аскетизма или христианского подвижничества). Харьков, 1910.
- «Дуэль, ее история и критическая оценка с научно-богословской точки зрения» (Харьков, 1911)
- Новейший социализм и христианство. Харьков, 1912.
- Из лекций по нравственному богословию. Харьков, 1913.
- Опыт нравственного богословия в апологетическом освещении. Т. 1–3. Харьков, 1914–1917.
Литература
- Список научных трудов проф.-прот. Н.С. Стеллецкого // Вера и Разум. 1915. Кн. I.
- Двадцатипятилетний юбилей профессора богословия протоиерея Николая Семеновича Стеллецкого. Харьков, 1915.
- Шудрик И. А. Жизнь, духовное наследие и мученическая смерть профессора, протоиерея Николая Стеллецкого (к 80-летию его трагической гибели) // Bipa i розум. – № 1. – 2000 р.
Использованные материалы
- Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении в III томах. Том I / М.: Изд -во ФИВ - 2009 г. - 416 с. С.413-414.
- Минаков С., Протоиерей Николай Стеллецкий, харьковский новомученик, на портале "Православие.Ru":
[1] "Выпускники Харьковского духовного училища 1877 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kharkovdu.html
[2] "Выпускники Киевской духовной академии 1888 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kievda.html