Феодосий (Яновский) (ок. 1650-х - 1726) монах, б. архиепископ Новгородский и Великолуцкий
В миру Яновский Феодор Михайлович, родился около 1650-х годов в Смоленской губернии. Происходил из польской шляхты.
Образование получил в Киево-Могилянской академии [1]. Периодом его обучения считаются 1663-1676 годы. Неизвестно, продолжал ли он образование за границей по примеру своих сверстников. Впоследствии он не обнаруживал особой учености, но считался человеком образованным.
Был рясофорным послушником Симонова монастыря. За "клевету" на Симоновского архимандрита Варфоломея (это была простая жалоба на суровость Варфоломея) Феодосий попал в число нарушителей монашеской дисциплины, был послан в оковах в Троицкий монастырь.
При Иове Новгородском
Троицкий архимандрит Иов принял в нем участие, освободил от оков и приблизил к себе. В 1697 году, став митрополитом Новгородским, Иов взял Феодосия с собой.
Митрополит Иов умел ценить людей образованных, отличавшихся деловыми качествами, и потому Феодосий при нём сразу пошёл в гору. С 1701 года он был игуменом одного из Новгородских монастырей, а в 1704 году стал архимандритом Хутынского монастыря - ближайшим помощником Новгородского архиерея.
Феодосий сделался известным царю Петру I, часто проезжавшему мимо Новгорода; между ними установились близкие отношения. Вероятно царь также оценил в Феодосии административные таланты, любовь к просвещению, что дало последнему доступ к государю. 27 октября 1704 года Феодосий, минуя митрополита Иова, уже писал прямо к царю, жалуясь на келаря Венедикта.
Духовный судья в Ингерманландии
В 1708 году митрополит Иов послал архимандрита Феодосия в Москву за типографией Симеона Полоцкого. В Москве Феодосий увиделся с царем и был назначен "духовным судьей" в Санкт-Петербург для заведывания церковными делами вновь завоеванных городов: Ямбурга (ныне Кингисепп), Нарвы, Копорья, Шлиссельбурга. Митрополит Иов был только уведомлен о новом назначении своего архимандрита и должен был благословить его на новое служение, дав ему инструкцию относительно практической деятельности.
Главным делом архимандрита Феодосия на новом месте служения было построение церквей и снабжение их всем необходимым, а также организация церковного надзора за причтами и паствой. Кроме того, Феодосий предпринял строительство Александро-Невского монастыря, стремясь как можно крепче связать себя с Петербургом. Строительство началось в 1710 году, а в 1712 году Феодосий был назначен первым архимандритом будущей Лавры. Пользуясь поддержкой царя, он направлял строительные работы, населял и обустраивал монастырь, задуманный Петром I как образец для всего государства.
Теперь уже Феодосий не нуждался более в поддержке Иова и вел себя совершенно независимо, хотя формально оставался в его подчинении, так как Петербург в то время относился к Новгородской епархии. Отношения с прежним благодетелем окончательно испортились, о чём можно судить по одному резкому письму Иова к Феодосию, написанному, видимо, около 1710-1712 года. В этом письме Иов изображал своего прежнего любимца в очень мрачных красках, но Феодосию эти укоры были уже не страшны.
Новгородский архиепископ
31 декабря 1720 года [2] был хиротонисан во епископа Новгородского и Великолуцкого с возведением в сан архиепископа. Стал первым вице-президентом Святейшего Синода. При этом он сохранил свою резиденцию в Санкт-Петербургском Александро-Невском монастыре.
В качестве церковного администратора вверенной ему области Феодосий отличался энергичной деятельностью. При нем было построено много новых церквей. Он заботился о материальном благосостоянии духовенства своей епархии. Обращал особое внимание на искоренение разных недостатков в церковной жизни. Ревностно боролся против старообрядческого раскола в епархии, участвовал в заседаниях Тайной Канцелярии.
В 1721 году, по государеву повелению, учредил при Александро-Невском монастыре Славянскую школу - прототип будущей Санкт-Петербургской духовной академии.
При этом, как отмечают историки, добившись высокого положения, Феодосий уклонился от монашеских идеалов, повел невоздержанную светскую жизнь и даже решил завести ассамблеи, наподобие Петровых. Все это требовало много денег, и Феодосий стал прибегать к незаконным источникам. С приобретением власти возросла в нем и гордость, он меньше стал считаться с людьми. В середине 1720-х это вылилось в конфликт с влиятельным архиепископом Феофаном (Прокоповичем) - Феодосий написал в Синод донос на Феофана, где указал, что в Печерском Псковском монастыре лежат на полу 70 икон со снятыми ободранными окладами и драгоценными украшениями. В свою очередь Феофан, после одной очередной грубости Феодосия в отношении к государыне Екатерине, донес ей о допущенных им оскорблениях.
Опала и кончина
27 апреля 1725 года архиепископ Феодосий был арестован по приказу императрицы Екатерины. 11 мая того же года ему был вынесен приговор, по которому он ссылался в далекий Корельский монастырь в заключение. 21 июня того же года он был уже на месте ссылки. Его заточили в подземную келию под церковью.
В скором времени участь его еще ухудшилась. Следствие по его делу не было еще закончено в момент объявления приговора. С выявлением новых фактов преступления 8 сентября 1725 года был объявлен новый указ, по которому с Феодосия сняли сан. "Чернец" Феодосий был переведен в худшую тюрьму в этом же монастыре, холодную и сырую.
Скончался в заточении 5 февраля 1726 года. Тело его особым распоряжением было погребено в Кирилловом монастыре.
Оценки
Феодосий был человек энергичный, обладавший практическим умом, умевший приспосабливаться к требованиям времени. По словам Феофана (Прокоповича), Феодосий, любя ученых, предпочитал простых, и от него не осталось ни одного литературного труда.
Литература
- Рункевич, С. Г., Александро-Невская Лавра 1713-1913 гг., СПб., 1913, 17-347, 560, 807.
- Морошкин, И. Я., "Феодосий Яновский, архиеп. Новгородский," Русская старина, 1887, № 7, 10, 11.
- Чистович, И. А., Феофан Прокопович и его время, СПб., 1868.
- Чистович, И. А., "Новгородский митр. Иов, жизнь его и переписка," Странник, 1861. февр.
- Прилежаев, Е., "Новгородские епархиальные школы в Петровскую эпоху," Христианское чтение, 1887, № 6.
- Толстой, М.В., Рассказы из истории Р.Ц., 629.
- Рункевич, С. Г., История Русской Церкви под управлением Св. Синода, т. I, СПб., 1900.
- Тихонравов, Н., "Московские вольнодумцы начала XVIII века," Русский вестник, 1870, кн. 9 и др.
- Терновский, Ф., "Стефан Яворский," Труды КДА, 1864, т. I.
- Есипов, Г. В., Раскольничьи дела XVIII столетия.
- Есипов, Г. В., "Чернец Феодосий," Отечественные записки, 1862, № 6.
- Соловьев, С. М., История России, кн. IV, 257, 277, 427, 803, 804, 806, 809, 810, 817, 863, 910-917, 1190.
- Устрялов, Н., История [царствования ?] Петра Великого, т. IV, VI.
- Павлов, Описание Александро-Невской Лавры.
- Здравомыслов, Иерархи Новгородской епархии.
- Аскоченский, Киев.
- Строев, стб. 37, 51, 269.
- Булгаков, 1407.
- Толстой, Ю., № 21.
- Григорьевский, М., Николаевский Корельский монастырь, Архангельск, 1898, 18, 19.
- Краткое историч. описание монастырей Архангельской епархии, Архангельск, 1902, 296-297.
- Церковные вопросы в России или рус. дух. вед., Браила, 1896, 40, 47.
- Ист.-стат. описание СПб. епархии, вып. 1, СПб., 1896.
- "Ссыльные XVIII в. в Архангельском крае," Архангельские губ. вед., 1875, № 24-26.
- Списки архиереев, № 21.
- Денисов, 6.
- Амвросий, История Российской иерархии, ч. I, 81.
- Макарий, митр., История Киевской академии.
- Дела архива Александро-Невской Лавры и вышедшие два тома описания их.
- Письма Феодосия к Петру Великому, Екатерине и др., хранящ. в Госуд. Архиве.
- Летопись рус. лит. и древн., изд. Н.С. Тихонравовым, 1859, кн. 2 (письмо Иова к Феодосию).
- "Записка гр. Бассевича," Русский архив, 1865.
- Дневник Берхгольца, ч. II, М., 1858.
- Православный собеседник, 1897, дек., 730-733; 1907, янв., 106; апр., 551-556; июль-авг., 290; 1908, апр., 505, примеч.
- Исторический вестник, 1896, апр., 156, 159.
- Православное обозрение, 1863, янв., 56-72; 1868, июль, 402.
- Русская старина, 1877, т. 18, 719; 1879, т. 24, 746; т. 26, 14, 22, 23, 195; 1882, окт., 304 п/с; 1886, янв., 19, 20, 34; 1888, февр., 419; 1901, янв.; 1904, окт., 114; 1910, май, 404-422.
- Русский архив, 1864, вып. 2 (Подлинное дело Новгородского архиеп. Феодосия); 1901, кн. 1, № 3, 359.
- БЭС, т. II, 1675.
- РБС, т. XXV, 346-356.
- Н.Д., 19.
Использованные материалы
- Страница сайта Русское Православие:
- Страница сайта телеканала "Глас," Летопись. Связь времен:
[1] Так по мнению историка Аскоченского и других. По мнению П. Петрова - в Московской Заиконоспасской академии. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4807
[2] Дата по http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-novgorod.html. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4807 указывает начало 1721 года.