Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАННИКИЙ (РУДНЕВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Иоанникий (Руднев)
Митр. Иоанникий (Руднев)
Иоанникий (Руднев) (1826 - 1900), митрополит Киевский и Галицкий, святитель

Память 7 июня (Киев.), 30 августа (Тульск.) [1] и в Соборе Тульских святых

В миру Руднев Иван Максимович, родился 29 февраля 1826 года в селе Верхнем Скворчьем Новосильского уезда Тульской губернии в семье в семье бедного сельского диакона Максима Ивановича Руднева (+ 1871). Брат свящ. П. М. Руднева. По воспоминаниям вл. Иоанникия, годы детства и отрочества "были наполнены многих нужд и лишений", поэтому впоследствии "во всех местах архипастырского своего служения" он "со свойственною ему энергией старался облегчить гнетущую бедность в управляемом им духовенстве и с практической мудростью и умением изыскивал меры к улучшению его жалкого и тяжелого быта" [2].

С 1835 по 1839 год обучался в Новосильском духовном училище, располагавшемся при Свято-Духовском монастыре. Во втором классе Иван заразился тифом, и вслед за ним заболела вся семья. 25 декабря 1837 года мать мальчика скончалась. Иван очень тяжело переживал утрату. Впоследствии, уже будучи Киевским митрополитом, Иоанникий на личные средства построил и в 1894 году освятил шестипрестольный храм над ее могилой, выделив на вечное поминовение родных и на ремонт храма 10 тыс. рублей неприкосновенного капитала.

С 1839 по 1845 год обучался в Тульской духовной семинарии. Проявил блестящие успехи в учебе и, еще находясь в среднем отделении семинарии, был приглашен инспектором обучать его детей; в высшем отделении давал уроки в младших классах за отсутствующих учителей. За год до окончания полного курса семинарии, как лучший ученик, был определен в Киевскую духовную академию.

В 1849 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия. В сентябре того же года по предложению ректора КДА архим. Димитрия (Муретова) избран Академической конференцией наставником на кафедре Свящ. Писания вместо инспектора архим. Феофана (Авсенева).

11 октября 1849 года пострижен в монашество архим. Димитрием в лаврской пещерной церкви прп. Антония Печерского. Получил монашеское имя в честь прп. Иоанникия Великого. Его восприемником в монашестве стал известный подвижник иеросхим. Парфений (Краснопевцев).

6 ноября 1849 года рукоположен во иеродиакона и 7 ноября - во иеромонаха.

6 ноября 1850 года возведен в звание соборного иеромонаха Киево-Печерской лавры "за отличное благонравие и ревность в исполнении своих обязанностей".

Педагогическая и административная деятельность в Киевских духовных школах

В 1850-1853 годах служил помощником инспектора Киевской духовной академии, преподавал обличительное и догматическое богословие. 6 ноября 1851 года получил звание бакалавра.

По отзыву коллег, лекции о. Иоанникия отличались "глубокой критикой" [3]. Один из учеников вспоминал, что во время лекций он

"ставил... интересные вопросы, для решения которых нет прямых догматических указаний… В учении об ангелах он подвергал исследованию вопросы о том, имеют ли ангелы, не имеющие материальности, какую-либо индивидуальную личную форму, отличающую их одного от другого, и в чем она может состоять; как сообщаются они между собою и какие могут быть ангельские языки; ограничиваются ли ангелы пространством и где жилища ангелов, в чем состоит их служение Богу, какое их отношение к миру человеческому, сами ли они являются нашими руководителями и благотворителями или посылаются на служение людям манией воли Божией; у каждого ли человека есть свой ангел-хранитель и в чем состоит его содействие человеку, к которому он приставлен… Когда Иоанникий читал нам отдел из догматического богословия об ангелах, он дал нам тему для месячного сочинения: «Возможно ли покаяние для злых духов?»" [4].

Большинство научных публикаций, а также статей, посвященных житиям святых, нравственно-религиозных вопросам и проблемам современной жизни, были написаны в киевский период его служения. Работы о. Иоанникия печатались в основном в «Воскресном чтении». Эти труды характеризуют его как строгого аскета. В статье "Несколько замечаний в предостережение от неумеренного стремления к удовольствиям" он писал: "Стремление к удовольствиям, и тем паче чувственным, несообразно и с достоинством человека: оно унижает его до бессловесных животных", "…ужели же можно думать, что шутя и забавляясь можно сделаться совершенным и достигнуть уподобления Богу?" [5]. Подобными мыслями проникнуты и др. его сочинения.

В 1852-1853 годах исполнял должность инспектора Киевской духовной академии. В сентябре 1853 года определен членом внутреннего академического правления.

С 1856 года - инспектор Киевской духовной академии, решением Святейшего Синода от 9 июля того же года утвержден в звании экстраординарного профессора. Назначен членом Конференции, Внешнего академического правления и Киевского духовно-цензурного комитета.

21 декабря 1856 года возведен в сан архимандрита с присвоением степени настоятеля третьеклассного монастыря.

Летом 1857 года по поручению Синода инспектировал Полтавскую и Екатеринославскую семинарии.

С 7 апреля по 29 июля 1858 года занимал должность ректора Киевской духовной академии и профессора богословских наук, а также настоятеля киевского Братского Богоявленского монастыря.

С 6 октября 1858 года - ректор и профессор богословских наук Киевской духовной семинарии. Возглавлял семинарию чуть более года. За это время было улучшено ее экономическое состояние, по его предложению было увеличено число членов правления семинарии, создан журнал "Руководство для сельских пастырей", первый номер которого вышел уже при следующем ректоре, в 1860 году. Одновременно с назначением ректором семинарии о. Иоанникий был определен настоятелем второклассного киевского Пустынно-Никольского монастыря; 1 ноября того же года утвержден членом Киевской духовной консистории.

30 марта 1859 года назначен благочинным монастырей Киевской епархии; летом того же года инспектировал Воронежскую и Орловскую семинарии.

4 декабря 1859 года назначен ректором Киевской духовной академии и настоятелем первоклассного Братского Богоявленского монастыря.

Академия, как и многие учебные заведения в те годы, была охвачена студенческими волнениями. О. Иоанникий добился "умиротворения" академии, но ненадолго - в 1861 году, уже после его отъезда в Санкт-Петербург, беспорядки вспыхнули вновь. По его предложению в КДА были введены годовые экзамены для всех студентов и по каждому предмету, а также учреждены экзаменационные комитеты. Во время его ректорства вышел первый номер "Трудов КДА". Для подготовки академического журнала немало сделали и его предшественники, но именно Иоанникий (Руднев) считается основателем и первым редактором "Трудов...". Он проявил и свои хозяйственные способности: в Братском монастыре, на территории которого располагалась академия, была отремонтирована ограда, обустроено летнее помещение для богомольцев и др.

Ректор Санкт-Петербургской духовной академии

С 6 октября 1860 года - ректор Санкт-Петербургской духовной академии с оставлением за ним степени настоятеля первоклассного монастыря.

В столичной академии о. Иоанникий прослужил более трёх лет и впоследствии называл этот период "лучшим временем своей жизни". По его инициативе в 1861 году в низшем отделении академии было осуществлено разделение предметов на две группы - физико-математическую и историческую, а также введено изучение одного из новых языков. По свидетельству современников, со студентами у о. Иоанникия сложились весьма теплые отношения, многим из них он оказывал как моральную, так и материальную поддержку. Студенты же перед его отъездом из академии в благодарность купили на собранные деньги панагию и преподнесли своему бывшему руководителю.

В Санкт-Петербурге Иоанникий (Руднев) исполнял также ряд др. обязанностей, прямо не связанных с академией. 4 декабря 1860 года он определен главным блюстителем преподавания Закона Божия во всех учебных заведениях столицы и ее окрестностей, а 20 декабря того же года утвержден членом Санкт-Петербургской духовной консистории и членом Комитета по преобразованию духовно-учебных заведений, где работал под руководством своего учителя Херсонского архиеп. Димитрия (Муретова).

Епископ Выборгский

16 мая 1861 года был назначен, а 12 июня - хиротонисан во епископа Выборгского, второго викария Санкт-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора.

В июне 1862 году инспектировал Смоленскую и Полоцкую семинарии.

Епископ Саратовский

С 12 января 1864 года - епископ Саратовский и Царицынский, к месту служения прибыл 28 февраля того же года.

После его ходатайства в 1865 году было разрешено планировавшееся еще еп. Евфимием (Беликовым) издание «Саратовских епархиальных ведомостей».

Первые два года служения еп. Иоанникий посвятил в основном длительным поездкам, знакомству с жизнью приходов, бытом и проблемами местного духовенства. Поездки архиерей совершал "без маршрута", в тарантасе, в сопровождении лишь одного келейника, в связи с чем его нередко принимали за простого монаха, "ибо архиереи в такой простоте ранее никогда не ездили" [6]. По его признанию, только за первый год он "успел осмотреть около трети епархии" [7]. Результатом поездок по епархии стала реформа в сфере благочиннического управления (архиерей заменил назначение благочинных их выбором на окружных съездах), а также создание ряда благотворительных и просветительных обществ, которые впоследствии стали образцовыми и для других епархий. 26 сентября 1865 года еп. Иоанникий утвердил проект устава Общества взаимной помощи заштатным священно- и церковнослужителям Саратова и сиротствующим семьям, с 1869 года устав действовал в обществах по всей Саратовской епархии.

30 ноября 1865 года в Саратове было открыто женское епархиальное училище, при котором действовал приют для малолетних детей бедного духовенства, официально открытый при преемнике Иоанникия еп. Тихоне (Покровском). Также еп. Иоанникий организовал отделение для престарелых священно- и церковнослужителей.

Для борьбы с расколом в начале 1866 года при Киновийском подворье Саратовского архиерейского дома еп. Иоанникий основал Православное церковное братство Святого Креста, пожертвовав на него значительные суммы из личных средств. 5 ноября того же года, после утверждения его устава Синодом, состоялось официальное открытие братства, а весной следующего года в Саратове и Хвалынске - открытие пунктов для публичных собеседований с раскольниками. Для содействия братству в Саратовской духовной семинарии была учреждена новая кафедра, где изучалась история раскола. В короткий срок братство получило широкую общественную поддержку и превратилось в центр духовной жизни Саратовской епархии. В 1868 году при братстве открылась бесплатная библиотека с книгами преимущественно религиозно-нравственного содержания, а также учрежден «благотворительный союз», который главной целью для себя ставил «выводить из крайней нужды трудолюбивые семейства, оказывая им временные пособия, как денежные, так съестными и другими предметами, взаимообразно или безвозвратно, а также содействовать городскому обществу в сокращении числа нищенствующих детей». В «благотворительный союз» могли вступать как члены братства, так и посторонние лица. Вскоре его филиалы были созданы не только в городах, но и во многих селах Саратовской епархии. Впоследствии при братстве были устроены бесплатная столовая для бедных и ремесленная школа, или «учебно-заработный дом для круглых сирот, без различия сословий, для обучения этих сирот грамоте и ремеслам». В 1868 году братство учредило в Саратове училище для подготовки наставниц в сельские школы, на содержание которого еп. Иоанникий давал от себя ежегодно 200 р. Архиерей принимал самое деятельное участие в беседах с раскольниками; по воспоминаниям очевидцев, был убедительным и в то же время терпеливым собеседником. По его мнению, главная цель дискуссий с сектантами и раскольниками состояла в том, чтобы пробудить в слушателях сомнение, вызвать беспокойство в их совести, поколебать уверенность, а не в том, чтобы переговорить иноверных собеседников или возвратить в церковь на показ одного-двух, забыв о влиянии на массы.

Главным источником средств, необходимых на содержание благотворительных и просветительных учреждений, стали доходы епархиального свечного завода при архиерейском доме. Организованное на средства еп. Иоанникия предприятие в 1869 году было передано в ведение епархиального духовенства, и, по данным на 1878 год, его прибыль составляла до 40 тыс. р. в год. Инициатива еп. Иоанникия дала толчок созданию подобных епархиальных свечных заводов по всей империи. При его деятельном участии был принят указ Синода, согласно которому для увеличения средств на епархиальные нужды, особенно на нужды духовных училищ, по представлению съезда духовенства и с разрешения архиерея в епархии могли учреждаться свечные заводы, а при церквах - свечные лавки и устанавливаться обязательная для епархиальных церквей покупка свечей этих заводов [8]. Позже благодаря настойчивости еп. Иоанникия появился общегосударственный Закон о монопольном праве епархий на изготовление и продажу церковных свечей. Для увеличения епархиальных доходов еп. Иоанникий добился постройки обширного каменного корпуса архиерейского дома; этот корпус сдавался под квартиры и магазины.

На Нижегородской кафедре

С 13 июля 1873 года - епископ Нижегородский и Арзамасский.

В Нижегородской епархии по образцу Саратовского братства было основано митрополитом Иоанникием в тех же целях и такое же братство Святого Креста. Затем, его же заботами и щедротами приведено в лучшее состояние местное епархиальное училище для девиц духовного звания, и при училище положено основание для детского епархиального приюта, в котором еще при его жизни нашли себе теплое и надежное убежище до сорока детей. Вслед за учреждением приюта, ввиду беспомощного состояния тех детей, которые по болезни или неспособности к учению, обречены на безвыходное положение, той же отеческой заботливостью учреждена была митрополитом Иоанникием при Оранском монастыре ремесленная школа на сорок мальчиков. Школа напоминает собой такую же школу или учебно-заработный дом в Саратове. Особенную же заслугу для Нижегородской епархии составляло учрежденное им при Нижегородской семинарии, первое в России, общежитие для своекоштных воспитанников. В то время в Нижегородской семинарии было 288 учеников, из которых 108 содержалось на казенный счет, один на стипендию и 29 жили у родителей или родственников. Всех остальных воспитанников, а числе 151, приняло под свой кров семинарское общежитие.

Для общежития было построено великолепное здание в нескольких шагах от семинарии. Устройством семинарского общежития решались два крупнейших вопроса из быта Нижегородского духовенства - первый о практических способах обеспечения духовенства и второй - о лучших условиях образования духовного юношества. С учреждением семинарского общежития средства, тратившиеся раньше бедным духовенством на квартирное содержание своих детей, естественно пошли на семейные нужды и потребности, а с другой стороны открылась возможность получать образование тем из детей духовенства, которые до этого времени по бедности совсем не имели этой возможности, и вообще значительно улучшилась та обстановка, те материальные и моральные условия, среди которых приходилось жить большинству учащегося духовного юношества. Митрополит Иоанникий знал об этих условиях по личному горькому опыту, собственно и натолкнувшему его на давнишнюю и заветную мечту об училищных бесплатных или льготных общежитиях. В своей речи по случаю открытия при Нижегородской семинарии общежития он, между прочим, говорил:

"Кому неизвестно необеспеченное состояние духовенства и скудость получаемых им средств для своего содержания. Но иное дело знать о скудости и бедности по слуху, иное самому на себе испытать их со всеми их тяжелыми последствиями. Мне судил Господь последнее. Не роскошной и не богатой обстановкой окружено было мое детство; много нужды и лишений испытал я в период своего воспитания. По собственному опыту известна мне вся привлекательность так называемой квартирной жизни воспитанников духовно-учебных заведений. Видел я, как многие способные и даровитые воспитанники гибли нравственно среди той неприглядной обстановки, в которой они жили в период своего воспитания.

Знал я немало из своих сверстников, которые единственно по недостатку каких бы то ни было, даже самых скудных, средств к своему содержанию, принуждены были прекращать свое образование, одни не докончив его, другие - дошедши до половины пути, а иные и едва начав. Было время, когда мне самому угрожала та же опасность. Она, конечно, и постигла бы меня, если бы благопопечительное начальство, может быть даже с отступлением от правды, не оказало мне помощи".

Главные средства на устройство и упрочение этого дела, как равно и других благотворительных и просветительных учреждений Нижегородской епархии, митрополит Иоанникий нашел опять в свечном епархиальном заводе, поставленном его творческим умением и энергией в наилучшие условия доходности. Другой источник епархиальных средств состоял, как и в Саратове, из добровольных пожертвований и, прежде всего, самого преосвященного.

14 февраля 1877 года возведен в сан архиепископа.

Экзарх Грузии

С 8 декабря 1877 года - архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии.

Он положил здесь начало воскресным публичным собеседованиям о предметах веры, причем нередко принимал в них личное участие. Его заботливостью и энергией преобразован епархиальный свечный завод, начавший приносить более значительные, чем раньше, доходы, целесообразно распределяемые на нужды духовно-учебных заведений. Затем его же усердными стараниями было открыто и благоустроено женское епархиальное училище с приютом для малолетних сирот духовенства.

Устройством училища митрополит Иоанникий удовлетворил настоятельной потребности духовенства Грузинской Церкви в женском образовании. До того времени трудно было встретить во всей Грузии трех или четырех священников, имеющих образованную жену.

По его почину было увеличено содержание воспитанников Тифлисской духовной семинарии. Известно, что почти все свое жалование за четыре с половиной года служения в экзархате (28 тысяч рублей) он пожертвовал на нужды духовного образования.

С 1881 года - член Святейшего Синода и почетный член Казанской духовной академии.

Митрополит Московский

С 27 июня 1882 года - митрополит Московский и Коломенский.

Митрополит Киевский

С 17 ноября 1891 года - митрополит Киевский и Галицкий.

С 31 января 1892 года - почетный член Московской духовной академии.

С 25 декабря 1898 года был первенствующим членом Святейшего Синода.

Скончался 7 июня 1900 года в Голосеевской обители. Погребен в Крестовоздвиженской церкви Киево-Печерской лавры, на Ближних пещерах, рядом с митрополитом Арсением (Москвиным).

Сохранились воспоминания современника о последних днях преосвященного Иоанникия. В 1900 году, возвратившись из Санкт-Петербурга ранней весною, преосвященный Иоанникий, несмотря на тяжкие труды по заседаниям в Святейшем Синоде, выглядел бодрым и здоровым и в совершенном здравии переехал на летнее местожительство в Голосеевскую пустынь. Но 31 мая 1900 года владыка после отдыха на открытой террасе, к вечеру почувствовал озноб. Врач Янченко, посещавший преосвященного, констатировал простудное заболевание. Однако, несмотря на принятые меры, болезнь быстро усиливалась и вскоре осложнилась воспалением дыхательных путей. В ночь на 4 июня наступило заметное ухудшение, и владыка причастился Святых Христовых Таин из рук своего духовника иеромонаха Алексия. Положение его быстро ухудшалось и наконец стало безнадежным. Вызванный епископ Сергий (Ланин) совершил над умирающим таинство елеосвящения. К вечеру опять последовало ухудшение в состоянии больного владыки. 8 июня он вновь приобщился Святых Таин, и вскоре сознание совершенно оставило его. Когда духовник стал читать «Отходную», умирающий Владыка лежал тихо и безмолвно. Присутствующие при последних минутах его жизни викарии, наместник Лавры, врачи и домашние преклонили колена, духовник закрыл глаза почившему, и удар колокола возвестил братии пустыни о скорбном часе. На 9 июня назначено было перенесение тела усопшего Владыки из Голосеевской пустыни в Киево-Печерскую лавру. Из церкви гроб был вынесен присутствующими иеромонахами и архимандритами. Процессия приблизилась к Святым вратам Лавры, и там вновь была отслужена лития.

Почитание

3 июня 1987 года по благословению патриарха Пимена (Извекова) имя святителя было внесено в Собор Тульских святых. Составлены тропарь и кондак [9].

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 20 июля 2016 года [10] митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев), чьи нетленные мощи были обретены в Киево-Печерской Лавре [11], прославлен как местночтимый святой Киевской епархии с установлением памяти 7 июня, в день его преставления.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Ве́рнаго архипа́стыря Христо́ва,/ церко́внаго священнонача́лия украше́ние,/ прииди́те, ве́рнии, восхва́лим святи́теля Иоанни́кия,/ неутоми́маго пропове́дника,/ благоче́стия блюсти́теля// и па́ствы своея́ при́снаго печа́льника и просвети́теля.

Кондак, глас 8

Избра́ннаго тя свети́льника Це́ркве Бо́жия/ вознесе́ Госпо́дь на престо́л гра́да Ки́ева,/ иде́же правдолю́бием бесстра́стным,/ попече́нием оте́ческим и любо́вию серде́чною/ сла́ву духо́вную стяжа́л еси́./ Те́мже, на нетле́нныя мо́щи твоя́ взира́юще, воспева́ем си́це:/ Ра́дуйся, о́тче Иоанни́кие,// гра́да Ки́ева пресла́вный святи́телю.

Сочинения

Митр. Иоанникий известен многочисленными проповедями и небольшими религиозно-нравственными рассуждениями, которые печатались преимущественно в "Воскресном Чтении". Все они собраны и напечатаны в книге - "Юбилейном Сборнике" [12]. Является основателем трех духовных журналов: "Руководство для сельских пастырей", "Труды Киевской Духовной Академии" и "Миссионерское обозрение".

Публикации:

  • Речь, сказанная при вручении жезла Преосвященному Амфилохию, епископу Угличскому, вик. Ярославской епархии. "Приб. к "ЦВ" 1888, № 19, с. 507.
  • Приветственная речь в Успенском соборе. "Приб. к "ЦВ" 1888, № 44, с. 1203.
  • Речь к новорукоположенному епископу Виссариону 30 июля 1889 года. "Приб. к "ЦВ" 1889, № 33, с. 965.
  • Речь при освящении нового помещения для Перевинского духовного училища. "Приб. к "ЦВ" 1890, № 42, с. 1399.
  • Речь при хиротонии епископа Димитрия Самбикина. "Моск. Еп. Вед." 1887, № 3.
  • Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Александру. "Прав. Собес." 1885, июль, с. 563.
  • Юбилейный сборник: Речи, слова, беседы и назидательные статьи. СПб., 1899.
  • Речь при вручении посоха новопоставленному епископу Можайскому Мисаилу 20 февраля 1883 года. "Прав. Обозрен." 1883, февраль, с. 463.
  • Речь при открытии общежития при Московской духовной семинарии. "Прав. Обозрен." 1885, октябрь, с. 375.
  • Речь, сказанная новопоставленному епископу Геннадию Сухумскому. "Прав. Обозрен." 1887, январь, с. 3.
  • Речь при вручении посоха Преосвященному Амфилохию, епископу Угличскому. "Прав. Обозрен." 1888, май-июнь, с. 485.
  • Речь при освящении нового дома общежития в Перервинском духовном училище. "Прав. Обозрен." 1890, сентябрь, с. 206.
  • "Пять слов о покаянии". СПБ, 1899.
  • "Для нового года верным чадам Церкви архипастырское наставление о том, чем и как каждый православный христианин должен служить святому делу вразумления заблудших братий". СПБ.
  • Речь при вручении жезла новохиротонисанному епископу Чигиринскому Димитрию 28 июня 1898 года. "Труды К.Д.А." 1898, июль, с. 111.
  • Слово в великий пяток. М., 1890.
  • Речь при прощании с московской паствою 8 дек. 1891 г. в кафедральном Христа Спасителя соборе. М., 1891.
  • Слово при вступлении в управление киевской паствою и Киево-Печерскою Успенскою лаврою. Киев, 1891.
  • Речь, сказанная при вручении архипастырского жезла новорукоположенному епископу Сухумскому Петру 19 сентября 1893 года / Руководство для сельских пастырей. - 1893. - Т. 3. - С. 321-330.
  • Поучения, речи и внебогослужебные чтения. Киев, 1903.

Награды

  • набедренник (1850)
  • орден св. Анны II степени (14 апреля 1858)
  • орден св. Анны II степени, украшенный имп. короной (29 апреля 1861)
  • орден св. Владимира III степени (31 марта 1863)
  • бриллиантовый крест для ношения на митре (14 мая 1896)

Литература

  • "Церк. Вед." 1891, № 47, с. 357, 1896, № 19-20, с. 158, 1897, № 46, с. 413, 1899, № 1, с. 13.
  • "Приб. к "ЦВ" 1891, № 49, с. 1750, № 50, с. 1793, № 51, с. 1839, № 52, с. 1896, 1894, № 10, с. 337, 1899, № 44, с. 1795, № 46, с. 1883, 1900, № 24, с. 941, 1903, № 38, с. 1463, № 45, с. 1742-1744.
  • "Церк. Вестн." 1891, № 8, с. 113, № 21, с. 333, № 29, с. 459, № 32, с. 511, № 45, с. 714, с. 762, № 51-52, с. 805, 817, 1895, № 19, с. 593.
  • "Изв. Каз. Еп." 1878, № 2, с. 33, № 8, с. 199, 1882, № 21, с. 561, № 15, с. 385, № 16, с. 409-410, 1885, № 31, с. 779, 1886, № 12, с. 289-290, 1889, № 21, с. 972-973, № 22, с. 978, № 23, с. 1033-1041.
  • "Самар. Еп. Вед." 1868, № 7, с. 151, 1874, № 18, с. 432.
  • "Труды К.Д.А." 1870, сентябрь, с. 4, 33, 35, апрель-июнь, с. 6, 1874, март, с. 104, апрель, с. 183-184, 1882, сентябрь, с. 208-209, 1888, сентябрь, с. 123, октябрь, с. 341, 1890, август, с. 614-615, 1910, июль, с. 311-351.
  • "Русск. Архив" 1895, кн. 2-я, № 5, с. 5, 77, 1899, кн. 1-я, № 4, с. 661, 668-669, кн. 2-я, № 8, с. 520, 1903, ен. 2-я, № 8, с. 594, 1910, кн. 1-я, № 1, с. 102, 103, 104, 107, 110, 111, 1916, кн. 1-я, с. 133, 151.
  • "Красн. Архив" 1930, т. 40, с. 120.
  • "Русск. Стар." 1880, март, с. 716, апрель, с. 292.
  • "Прав. Собес." 1870, декабрь, с. 49, 1897, декабрь, с. 4, 1898, май, с. 516, 1899, январь, с. 4, 1900, январь, с. 101, 1902, декабрь, с. 762.
  • "Истор. Вестн." 1883, февраль, с. 475, 1896, апрель, с. 157, 178, 180, 1900, июль, с. 368-369, 1913, апрель, с. 97.
  • "Прав. Обозрен." 1884, февраль, с. 396, 1886, май-июнь, с. 402, июль, с. 606.
  • "Мисс. Обозрен." 1899, январь, с. 129, 130, февраль, с. 221, ноябрь, с. 10, 1901, январь, с. 145.
  • "Богосл. Вестн." 1915, X-XI-XII, с. 880.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 г., с. 6-7, 1900 г., с. 4-5.
  • "Списки архиереев Иерархии Всерос." СПБ, 1896 г., № 370, с. 50.
  • Юбилейный сборник. М., 1914, с. 633, 634, 657, 743, 746.
  • Родосский А. "Словарь воспитан. СПБ Дух. Акад., с. 17.
  • Титов Ф. свящ. "Высокопреосвященный Иоанникий митрополит Киевский и Галицкий". Киев, 1899.
  • "50-летний юбилей священнослужения Иоанникия митрополита Киевского и Галицкого". 1849-7.XI.1899 гг. "Труды К.Д.А." 1900, № 1-2.
  • "Иоанникий, митрополит Киевский и Галицкий". Последние дни жизни, кончина и погребение. Киев, 1900.
  • Некрологи:
  • "Новое время" 1900, № 8720.
  • "Новости" 1900, № 157.
  • "Русск. Ведом." 1900, № 159.
  • "Одесск. Листок" 1900, № 147-148.
  • "Моск. Вед." 1900, № 157, 160.
  • "СПБ Ведомости" 1900, № 154.
  • Денисов, с. 300.
  • Булгаков, с. 1399, 1403, 1405, 1406, 1412.
  • Толстой, с. 47, 370.
  • БЭС т. I, стб. 686, 1082, 1083, т. II, стб. 1330, 1602, 1634, 2004.
  • БЭЛ т. IV, стб. 730, т. VI, стб. 771-784, т. X, стб. 611.
  • НЭС т. XX, стб. 89 и доп. т. 1а, с. 851.
  • Исправления и дополнения А.А.
  • K. Chr. Felmy, Predigt im orthodoxen Ruẞland. Gottingen 1972, S. 116.
  • Igor Smolitsh 311, 408, 414, 417, 652, 677.
  • Иоанникий, митр. Киевский. Киев, 1899.
  • Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков: Загорск, 1961. Ч. 1.
  • Высокопреосвященнейший Иоаникий, митрополит Киевский и Галицкий // Руководство для сельских пастырей. - 1899. - Т. 3. - С. 217-229.
  • Приветствие Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Иоаникию, митрополиту Киевскому и Галицкому, по случаю исполнившегося полувекового служения Церкви (7 ноября 1899 года) // Руководство для сельских пастырей. - 1899. - Т. 3. - С. 336-339.

Использованные материалы

  • Е. В. Лопухина, Л. В. Родионова. "Иоанникий (Руднев)" // Православная энциклопедия, т. 25, с. 67-72
  • Биография на сайте "Русское Православие"
  • "Архиепископ Иоанникий (Руднев)". Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год // Сайт Нижегородской митрополии
  • "Месяца июня в 7-й день. Служба святителю Иоанникию, митрополиту Киевскому". Составлена преподавателем Киевских духовных школ протоиереем Олегом Кожушным; публикуется по авторской машинописи:



[1]  Лопухина Е. В., Родионова Л. В. Иоанникий Руднев Иван Максимович ...) // _Православная энциклопедия, т. 25, с. 67-72,http://www.pravenc.ru/text/577942.html

[2]  50-летний юбилей. 1900. С. 3-4; Заслуги преосв. Иоанникия. 1878

[3]  Юбилейный сб. 1899. C. XV

[4]  Певницкий В. Ф. Мои воспоминания: Студенческие годы. 1851-1855. К., 1911. С. 167-168

[5]  Юбилейный сб. С. 485-486

[6]  Юбилейный сб. С. XXII

[7]  Слова по возвращении в Саратов. 1865. № 3. С. 13

[8]  Указ Синода от 10 янв. 1871; Определение Синода от 25 июля 1879

[9]  Лопухина Е. В., Родионова Л. В. Иоанникий (Руднев Иван Максимович ...) // _Православная энциклопедия, т. 25, с. 67-72,http://www.pravenc.ru/text/577942.html

[10]  Журнал № 30 // Журналы Священного Синода Украинской Православной Церкви от 20 июля 2016, официальный сайт Украинской Православной Церкви "Україна православна", http://pravoslavye.org.ua/2016/07/киев-журналы-заседания-свя...-7/

[11]  "Священный Синод благословил прославление новых святых", страница официального сайта Украинской Православной Церкви "Україна православна", http://pravoslavye.org.ua/2016/07/киев-священный-синод-благо...ро/

[12]  Речи, слова, беседы и назидательные статьи. СПБ, 1899 г.

Редакция текста от: 13.11.2022 17:51:32

"ИОАННИКИЙ (РУДНЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google