ИОАННИКИЙ (РУДНЕВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Иоанникий (Руднев)
Митр. Иоанникий (Руднев)
Иоанникий (Руднев) (1826 - 1900), митрополит Киевский и Галицкий, святитель

Память 7 июня (Киев.), 30 августа (Тульск.) [1] и в Соборе Тульских святых

В миру Руднев Иван Максимович, родился 29 февраля 1826 года в селе Верхнем Скворчьем Новосильского уезда Тульской губернии в семье диакона [2].

Обучался в Тульской духовной семинарии.

В 1849 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и оставлен в академии бакалавром.

11 октября 1849 года пострижен в монашество.

В сентябре 1849 года назначен преподавателем Священного Писания в Киевской духовной академии.

6 ноября рукоположен во иеродиакона и 7 ноября - во иеромонаха.

21 декабря 1854 года возведен в сан архимандрита.

С 1856 года - инспектор Киевской духовной академии.

С 6 октября 1858 года - ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря, а в 1859 году назначен ректором академии.

С 6 октября 1860 года - ректор Санкт-Петербургской духовной академии.

12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора.

С 12 января 1864 года - епископ Саратовский и Царицынский.

В Саратовской епархии он обратил внимание на недостаточность средств в борьбе с расколом и основал с этой целью "Братство Святого Креста". Он же был первым и главным жертвователем в пользу братства. Братство высылало в епархию своих миссионеров, которыми впоследствии были по большей части лица, обратившиеся из раскола. "Братство Святого Креста" было первым обществом, основанным для борьбы с расколом. По его образцу стали затем возникать и другие с той же целью. По инициативе митрополита Иоанникия, при братстве образовалась богатое собрание старопечатных книг, часто посещаемое даже самими раскольниками. При этом же братстве открыты были публичные собеседования с раскольниками, в которых преосвященный Иоанникий принимал непосредственное участие. Для содействия братству в борьбе с расколом, учение о расколе в духовной семинарии было выделено им в самостоятельную кафедру. Изучение раскола велось, главным образом, по старопечатным книгам, причем ученикам семинарии вменено было в обязанность по очереди являться на публичные собеседования и составлять о них отчеты, разбираемые затем на уроках. При том же братстве впоследствии возникли: бесплатная столовая для бедных, помещающаяся под братской библиотекой, ремесленная школа, или учебно-заработный дом для бедных детей, и духовно-просветительный союз. Последний, в дополнение к полемическим задачам братства - борьбе с расколом, поставил своею целью распространение духовного просвещения, особенно в низших классах населения, путем религиозно-нравственных чтений и распространения душеполезных книг. Впоследствии духовно-просветительный союз открыл филиальные отделения не только в городах, но и во многих селах Саратовской епархии.

Благодаря митрополиту Иоанникию, Саратовская епархия одна из первых завела у себя училище для девиц духовного звания. Доброе дело началось добровольной подпиской, давшей сумму в несколько сотен рублей. Остальная сумма была взята из местных епархиальных средств. На эти средства было куплено для училища особое помещение. Плата за содержание и обучение в этом училище была назначена настолько умеренная, что в училище стали поступать даже дочери псаломщиков. Кроме того, оказалось возможным давать бедным девицам по окончании курса пособие на первоначальное обзаведение, или оставлять их до приискания места в различных должностях при училище. Устройством женского епархиального училища он пришел навстречу насущной потребности Саратовского, особенно сельского духовенства, нуждавшегося в дешевых средствах образования своих дочерей. При отсутствии этих средств, девицы духовного звания часто оставались без всякого образования и нередко по той же причине без куска насущного хлеба. При Саратовском женском училище по его почину в скором времени образован был приют для малолетних бедных детей духовенства, которые по своему возрасту нуждаются в уходе, а по своему сиротству в крове отеческом. По мысли основателя этот приют стал не только убежищем от бедности, но вместе и воспитательным учреждением, и как бы ступенью к дальнейшему образованию. Несколько лет спустя, та же отеческая рука открыла при училище-приюте отделение для престарелых священно- и церковно-служителей, куда могли поступать лица, послужившие церкви и требующие по своим немощам посторонней помощи.

Главный источник епархиальных средств, необходимых на содержание помянутых благотворительных и просветительных учреждений, митрополит Иоанникий нашел в доходах свечного епархиального завода. Как основание епархиального завода, первого по времени в России, так и прочная постановка его операций принадлежали исключительно его стараниям и энергии.

С 13 июля 1873 года - епископ Нижегородский и Арзамасский.

В Нижегородской епархии по образцу Саратовского братства было основано митрополитом Иоанникием в тех же целях и такое же братство Святого Креста. Затем, его же заботами и щедротами приведено в лучшее состояние местное епархиальное училище для девиц духовного звания, и при училище положено основание для детского епархиального приюта, в котором еще при его жизни нашли себе теплое и надежное убежище до сорока детей. Вслед за учреждением приюта, ввиду беспомощного состояния тех детей, которые по болезни или неспособности к учению, обречены на безвыходное положение, той же отеческой заботливостью учреждена была митрополитом Иоанникием при Оранском монастыре ремесленная школа на сорок мальчиков. Школа напоминает собой такую же школу или учебно-заработный дом в Саратове. Особенную же заслугу для Нижегородской епархии составляло учрежденное им при Нижегородской семинарии, первое в России, общежитие для своекоштных воспитанников. В то время в Нижегородской семинарии было 288 учеников, из которых 108 содержалось на казенный счет, один на стипендию и 29 жили у родителей или родственников. Всех остальных воспитанников, а числе 151, приняло под свой кров семинарское общежитие.

Для общежития было построено великолепное здание в нескольких шагах от семинарии. Устройством семинарского общежития решались два крупнейших вопроса из быта Нижегородского духовенства - первый о практических способах обеспечения духовенства и второй - о лучших условиях образования духовного юношества. С учреждением семинарского общежития средства, тратившиеся раньше бедным духовенством на квартирное содержание своих детей, естественно пошли на семейные нужды и потребности, а с другой стороны открылась возможность получать образование тем из детей духовенства, которые до этого времени по бедности совсем не имели этой возможности, и вообще значительно улучшилась та обстановка, те материальные и моральные условия, среди которых приходилось жить большинству учащегося духовного юношества. Митрополит Иоанникий знал об этих условиях по личному горькому опыту, собственно и натолкнувшему его на давнишнюю и заветную мечту об училищных бесплатных или льготных общежитиях. В своей речи по случаю открытия при Нижегородской семинарии общежития он, между прочим, говорил:

"Кому неизвестно необеспеченное состояние духовенства и скудость получаемых им средств для своего содержания. Но иное дело знать о скудости и бедности по слуху, иное самому на себе испытать их со всеми их тяжелыми последствиями. Мне судил Господь последнее. Не роскошной и не богатой обстановкой окружено было мое детство; много нужды и лишений испытал я в период своего воспитания. По собственному опыту известна мне вся привлекательность так называемой квартирной жизни воспитанников духовно-учебных заведений. Видел я, как многие способные и даровитые воспитанники гибли нравственно среди той неприглядной обстановки, в которой они жили в период своего воспитания.

Знал я немало из своих сверстников, которые единственно по недостатку каких бы то ни было, даже самых скудных, средств к своему содержанию, принуждены были прекращать свое образование, одни не докончив его, другие - дошедши до половины пути, а иные и едва начав. Было время, когда мне самому угрожала та же опасность. Она, конечно, и постигла бы меня, если бы благопопечительное начальство, может быть даже с отступлением от правды, не оказало мне помощи".

Главные средства на устройство и упрочение этого дела, как равно и других благотворительных и просветительных учреждений Нижегородской епархии, митрополит Иоанникий нашел опять в свечном епархиальном заводе, поставленном его творческим умением и энергией в наилучшие условия доходности. Другой источник епархиальных средств состоял, как и в Саратове, из добровольных пожертвований и, прежде всего, самого преосвященного.

14 февраля 1877 года возведен в сан архиепископа.

С 8 декабря 1877 года - архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии.

Он положил здесь начало воскресным публичным собеседованиям о предметах веры, причем нередко принимал в них личное участие. Его заботливостью и энергией преобразован епархиальный свечный завод, начавший приносить более значительные, чем раньше, доходы, целесообразно распределяемые на нужды духовно-учебных заведений. Затем его же усердными стараниями было открыто и благоустроено женское епархиальное училище с приютом для малолетних сирот духовенства.

Устройством училища митрополит Иоанникий удовлетворил настоятельной потребности духовенства Грузинской Церкви в женском образовании. До того времени трудно было встретить во всей Грузии трех или четырех священников, имеющих образованную жену.

По его почину было увеличено содержание воспитанников Тифлисской духовной семинарии. Известно, что почти все свое жалование за четыре с половиной года служения в экзархате (28 тысяч рублей) он пожертвовал на нужды духовного образования.

С 1881 года - член Святейшего Синода и почетный член Казанской духовной академии.

С 27 июня 1882 года - митрополит Московский и Коломенский.

С 17 ноября 1891 года - митрополит Киевский и Галицкий.

С 31 января 1892 года - почетный член Московской духовной академии.

14 мая 1896 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.

С 25 декабря 1898 года был первенствующим членом Святейшего Синода.

Скончался 7 июня 1900 года в Голосеевской обители. Погребен в Крестовоздвиженской церкви Киево-Печерской лавры, на Ближних пещерах, рядом с митрополитом Арсением (Москвиным).

Сохранились воспоминания современника о последних днях преосвященного Иоанникия. В 1900 году, возвратившись из Санкт-Петербурга ранней весною, преосвященный Иоанникий, несмотря на тяжкие труды по заседаниям в Святейшем Синоде, выглядел бодрым и здоровым и в совершенном здравии переехал на летнее местожительство в Голосеевскую пустынь. Но 31 мая 1900 года владыка после отдыха на открытой террасе, к вечеру почувствовал озноб. Врач Янченко, посещавший преосвященного, констатировал простудное заболевание. Однако, несмотря на принятые меры, болезнь быстро усиливалась и вскоре осложнилась воспалением дыхательных путей. В ночь на 4 июня наступило заметное ухудшение, и владыка причастился Святых Христовых Таин из рук своего духовника иеромонаха Алексия. Положение его быстро ухудшалось и наконец стало безнадежным. Вызванный епископ Сергий (Ланин) совершил над умирающим таинство елеосвящения. К вечеру опять последовало ухудшение в состоянии больного владыки. 8 июня он вновь приобщился Святых Таин, и вскоре сознание совершенно оставило его. Когда духовник стал читать «Отходную», умирающий Владыка лежал тихо и безмолвно. Присутствующие при последних минутах его жизни викарии, наместник Лавры, врачи и домашние преклонили колена, духовник закрыл глаза почившему, и удар колокола возвестил братии пустыни о скорбном часе. На 9 июня назначено было перенесение тела усопшего Владыки из Голосеевской пустыни в Киево-Печерскую лавру. Из церкви гроб был вынесен присутствующими иеромонахами и архимандритами. Процессия приблизилась к Святым вратам Лавры, и там вновь была отслужена лития.

Почитание

3 июня 1987 года по благословению патриарха Пимена (Извекова) имя святителя было внесено в Собор Тульских святых. Составлены тропарь и кондак [3].

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 20 июля 2016 года [4] митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев), чьи нетленные мощи были обретены в Киево-Печерской Лавре [5], прославлен как местночтимый святой Киевской епархии с установлением памяти 7 июня, в день его преставления.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Ве́рнаго архипа́стыря Христо́ва,/ церко́внаго священнонача́лия украше́ние,/ прииди́те, ве́рнии, восхва́лим святи́теля Иоанни́кия,/ неутоми́маго пропове́дника,/ благоче́стия блюсти́теля// и па́ствы своея́ при́снаго печа́льника и просвети́теля.

Кондак, глас 8

Избра́ннаго тя свети́льника Це́ркве Бо́жия/ вознесе́ Госпо́дь на престо́л гра́да Ки́ева,/ иде́же правдолю́бием бесстра́стным,/ попече́нием оте́ческим и любо́вию серде́чною/ сла́ву духо́вную стяжа́л еси́./ Те́мже, на нетле́нныя мо́щи твоя́ взира́юще, воспева́ем си́це:/ Ра́дуйся, о́тче Иоанни́кие,// гра́да Ки́ева пресла́вный святи́телю.

Сочинения

Митр. Иоанникий известен многочисленными проповедями и небольшими религиозно-нравственными рассуждениями, которые печатались преимущественно в "Воскресном Чтении". Все они собраны и напечатаны в книге - "Юбилейном Сборнике" [6]. Является основателем трех духовных журналов: "Руководство для сельских пастырей", "Труды Киевской Духовной Академии" и "Миссионерское обозрение".

Публикации:

  • Речь, сказанная при вручении жезла Преосвященному Амфилохию, епископу Угличскому, вик. Ярославской епархии. "Приб. к "ЦВ" 1888, № 19, с. 507.
  • Приветственная речь в Успенском соборе. "Приб. к "ЦВ" 1888, № 44, с. 1203.
  • Речь к новорукоположенному епископу Виссариону 30 июля 1889 года. "Приб. к "ЦВ" 1889, № 33, с. 965.
  • Речь при освящении нового помещения для Перевинского духовного училища. "Приб. к "ЦВ" 1890, № 42, с. 1399.
  • Речь при хиротонии епископа Димитрия Самбикина. "Моск. Еп. Вед." 1887, № 3.
  • Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Александру. "Прав. Собес." 1885, июль, с. 563.
  • Юбилейный сборник: Речи, слова, беседы и назидательные статьи. СПб., 1899.
  • Речь при вручении посоха новопоставленному епископу Можайскому Мисаилу 20 февраля 1883 года. "Прав. Обозрен." 1883, февраль, с. 463.
  • Речь при открытии общежития при Московской духовной семинарии. "Прав. Обозрен." 1885, октябрь, с. 375.
  • Речь, сказанная новопоставленному епископу Геннадию Сухумскому. "Прав. Обозрен." 1887, январь, с. 3.
  • Речь при вручении посоха Преосвященному Амфилохию, епископу Угличскому. "Прав. Обозрен." 1888, май-июнь, с. 485.
  • Речь при освящении нового дома общежития в Перервинском духовном училище. "Прав. Обозрен." 1890, сентябрь, с. 206.
  • "Пять слов о покаянии". СПБ, 1899.
  • "Для нового года верным чадам Церкви архипастырское наставление о том, чем и как каждый православный христианин должен служить святому делу вразумления заблудших братий". СПБ.
  • Речь при вручении жезла новохиротонисанному епископу Чигиринскому Димитрию 28 июня 1898 года. "Труды К.Д.А." 1898, июль, с. 111.
  • Слово в великий пяток. М., 1890.
  • Речь при прощании с московской паствою 8 дек. 1891 г. в кафедральном Христа Спасителя соборе. М., 1891.
  • Слово при вступлении в управление киевской паствою и Киево-Печерскою Успенскою лаврою. Киев, 1891.
  • Поучения, речи и внебогослужебные чтения. Киев, 1903.

Литература

  • "Церк. Вед." 1891, № 47, с. 357, 1896, № 19-20, с. 158, 1897, № 46, с. 413, 1899, № 1, с. 13.
  • "Приб. к "ЦВ" 1891, № 49, с. 1750, № 50, с. 1793, № 51, с. 1839, № 52, с. 1896, 1894, № 10, с. 337, 1899, № 44, с. 1795, № 46, с. 1883, 1900, № 24, с. 941, 1903, № 38, с. 1463, № 45, с. 1742-1744.
  • "Церк. Вестн." 1891, № 8, с. 113, № 21, с. 333, № 29, с. 459, № 32, с. 511, № 45, с. 714, с. 762, № 51-52, с. 805, 817, 1895, № 19, с. 593.
  • "Изв. Каз. Еп." 1878, № 2, с. 33, № 8, с. 199, 1882, № 21, с. 561, № 15, с. 385, № 16, с. 409-410, 1885, № 31, с. 779, 1886, № 12, с. 289-290, 1889, № 21, с. 972-973, № 22, с. 978, № 23, с. 1033-1041.
  • "Самар. Еп. Вед." 1868, № 7, с. 151, 1874, № 18, с. 432.
  • "Труды К.Д.А." 1870, сентябрь, с. 4, 33, 35, апрель-июнь, с. 6, 1874, март, с. 104, апрель, с. 183-184, 1882, сентябрь, с. 208-209, 1888, сентябрь, с. 123, октябрь, с. 341, 1890, август, с. 614-615, 1910, июль, с. 311-351.
  • "Русск. Архив" 1895, кн. 2-я, № 5, с. 5, 77, 1899, кн. 1-я, № 4, с. 661, 668-669, кн. 2-я, № 8, с. 520, 1903, ен. 2-я, № 8, с. 594, 1910, кн. 1-я, № 1, с. 102, 103, 104, 107, 110, 111, 1916, кн. 1-я, с. 133, 151.
  • "Красн. Архив" 1930, т. 40, с. 120.
  • "Русск. Стар." 1880, март, с. 716, апрель, с. 292.
  • "Прав. Собес." 1870, декабрь, с. 49, 1897, декабрь, с. 4, 1898, май, с. 516, 1899, январь, с. 4, 1900, январь, с. 101, 1902, декабрь, с. 762.
  • "Истор. Вестн." 1883, февраль, с. 475, 1896, апрель, с. 157, 178, 180, 1900, июль, с. 368-369, 1913, апрель, с. 97.
  • "Прав. Обозрен." 1884, февраль, с. 396, 1886, май-июнь, с. 402, июль, с. 606.
  • "Мисс. Обозрен." 1899, январь, с. 129, 130, февраль, с. 221, ноябрь, с. 10, 1901, январь, с. 145.
  • "Богосл. Вестн." 1915, X-XI-XII, с. 880.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 г., с. 6-7, 1900 г., с. 4-5.
  • "Списки архиереев Иерархии Всерос." СПБ, 1896 г., № 370, с. 50.
  • Юбилейный сборник. М., 1914, с. 633, 634, 657, 743, 746.
  • Родосский А. "Словарь воспитан. СПБ Дух. Акад., с. 17.
  • Титов Ф. свящ. "Высокопреосвященный Иоанникий митрополит Киевский и Галицкий". Киев, 1899.
  • "50-летний юбилей священнослужения Иоанникия митрополита Киевского и Галицкого". 1849-7.XI.1899 гг. "Труды К.Д.А." 1900, № 1-2.
  • "Иоанникий, митрополит Киевский и Галицкий". Последние дни жизни, кончина и погребение. Киев, 1900.
  • Некрологи:
  • "Новое время" 1900, № 8720.
  • "Новости" 1900, № 157.
  • "Русск. Ведом." 1900, № 159.
  • "Одесск. Листок" 1900, № 147-148.
  • "Моск. Вед." 1900, № 157, 160.
  • "СПБ Ведомости" 1900, № 154.
  • Денисов, с. 300.
  • Булгаков, с. 1399, 1403, 1405, 1406, 1412.
  • Толстой, с. 47, 370.
  • БЭС т. I, стб. 686, 1082, 1083, т. II, стб. 1330, 1602, 1634, 2004.
  • БЭЛ т. IV, стб. 730, т. VI, стб. 771-784, т. X, стб. 611.
  • НЭС т. XX, стб. 89 и доп. т. 1а, с. 851.
  • Исправления и дополнения А.А.
  • K. Chr. Felmy, Predigt im orthodoxen Ruẞland. Gottingen 1972, S. 116.
  • Igor Smolitsh 311, 408, 414, 417, 652, 677.
  • Иоанникий, митр. Киевский. Киев, 1899.
  • Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков: Загорск, 1961. Ч. 1.

Использованные материалы

  • Биография на сайте "Русское Православие"
  • "Архиепископ Иоанникий (Руднев)". Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год // Сайт Нижегородской митрополии
  • "Месяца июня в 7-й день. Служба святителю Иоанникию, митрополиту Киевскому". Составлена преподавателем Киевских духовных школ протоиереем Олегом Кожушным; публикуется по авторской машинописи:



[1]  Лопухина Е. В., Родионова Л. В. Иоанникий Руднев Иван Максимович ...) // _Православная энциклопедия, т. 25, с. 67-72,http://www.pravenc.ru/text/577942.html

[2]  Высокопреосвященнейший Иоанникий, митрополит Московский и Коломенский, Прибавления к Воронежским епархиальным ведомостям, 1882, № 17, с. 570.

[3]  Лопухина Е. В., Родионова Л. В. Иоанникий (Руднев Иван Максимович ...) // _Православная энциклопедия, т. 25, с. 67-72,http://www.pravenc.ru/text/577942.html

[4]  Журнал № 30 // Журналы Священного Синода Украинской Православной Церкви от 20 июля 2016, официальный сайт Украинской Православной Церкви "Україна православна", http://pravoslavye.org.ua/2016/07/%d0%ba%d0%b8%d0%b5%d0%b2-%...-7/

[5]  "Священный Синод благословил прославление новых святых", страница официального сайта Украинской Православной Церкви "Україна православна", http://pravoslavye.org.ua/2016/07/%d0%ba%d0%b8%d0%b5%d0%b2-%...be/

[6]  Речи, слова, беседы и назидательные статьи. СПБ, 1899 г.

Редакция текста от: 24.08.2018 21:15:05

"ИОАННИКИЙ (РУДНЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google