Сергей Леонтьевич Епифанович |
Родился 15 ноября 1886 года в городе Новочеркасске Донской области в семье Леонтия Епифановича, преподавателя Донской духовной семинарии.
В 1900 году окончил Новочеркасское духовное училище, в 1906 году - Донскую духовную семинарию.
В 1906-1910 годах обучался в Киевской духовной академии, окончил с отличием и со степенью кандидата богословия за сочинение о прп. Максиме Исповеднике, с правом защиты магистерской диссертации без экзамена.
В течение 1910/11 учебного года состоял штатным профессорским стипендиатом для подготовки к преподавательской деятельности при академии по кафедре истории древней Церкви.
25 июля 1911 года был утвержден в должности преподавателя Киевской духовной академии по кафедре патрологии в звании исполняющего обязанности доцента с 16 августа 1911 года.
В 1913-1918 годах вел преподавательскую и научную деятельность: читал в КДА лекции по патрологии I-V вв.; с 10 октября 1917 года был назначен также преподавателем греческого языка.
Член Богоявленского при Киевской духовной академии братства для вспомоществования служащим в академии и студентам.
В начале 1913 года защитил магистерское диссертационное исследование «Преподобный Максим Исповедник: его жизнь и творения» (в 3 т.), получившее высокую оценку Совета КДА и похвальные отзывы профессоров КДА М. Н. Скабаллановича и Н. Ф. Мухина. Современники считали, что он являл собой идеал православного церковного ученого - синтез «дидаскала» и подвижника: "Как великие каппадокийцы в Афинах, он в Киеве знает только две дороги - в библиотеку и в храм".
Становление его как ученого происходило в контакте с лучшими представителями русской церковной науки. Он вел переписку со многими учеными, такими как профессор КДА и КазДА, ректор КазДА еп. Чистопольский Анатолий (Грисюк) - его научный руководитель в КДА, проф. МДА иером. Варфоломей (Ремов), А. И. Бриллиантов, Н. Н. Глубоковский, Ю. А. Кулаковский, прот. К. С. Кекелидзе, прот. Тимофей Лященко и других, а также с рядом зарубежных исследователей, сотрудничал с проф. М. Д. Муретовым. Незадолго до кончины он близко общался с приехавшим из Петрограда профессором СПбДА Н. И. Сагардой. Сохранившиеся письма свидетельствуют, что одной из главных целей этих контактов был обмен редкими в России научными изданиями и первоисточниками, необходимыми ему для работы.
В период Первой мировой войны и последовавших революционных событий, несмотря на сложные условия, трудности с использованием научной литературы и ряд других проблем, продолжал научно-преподавательскую деятельность. На приглашение еп. Анатолия (Грисюка), профессора и ректора Казанской духовной академии, переехать в Казань ответил отказом. В 1918 году утвержден в звании доцента и избран экстраординарным профессором Киевской духовной академии.
Скончался 28 сентября 1918 года, после болезни.
Оценки
Один из выдающихся отечественных патрологов конца XIX - начала XX века, наследие которого, несмотря на сравнительно небольшое число опубликованных трудов, не утратило значения до настоящего времени. Будучи знатоком не только первоисточников, но и всей имеющейся на тот момент научной, в первую очередь западной литературы по патрологии и церковной истории, он являл собой тем не менее образец самостоятельно мыслящего в рамках Предания Церкви ученого. Характеризуя его научную деятельность А. Прахов, его современник, замечал, что он обнаруживал, «за исключением трудов знаменитого Болотова, беспримерную в русском богословии самостоятельность работы».
В магистерской диссертации, сохранившейся (не полностью) в рукописи, и 2 опубликованных на ее основе книгах, «Преп. Максим Исповедник и византийское богословие» (1915) и «Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника» (1917), он впервые в русской церковной науке представил учение прп. Максима в наиболее полном объеме как целостную богословскую систему и результат синтеза византийского святоотеческого богословия, поместив его в контекст исторической эпохи и богословской мысли периода христологических споров (V-VII вв.). В диссертации учтены и освещены практически все доступные отечественные (не менее 10) и зарубежные (не менее 30) научные издания, имевшие отношение к прп. Максиму и к византийскому богословию V-VII вв. в целом, проведен подробный (в т. ч. сравнительный) анализ данных различных житийных и иных церковно-исторических источников и на их основе осуществлена авторская реконструкция хронологии жизни и произведений прп. Максима, включая обзор всех его сочинений, а также их многочисленных отрывков в других источниках.
Был одним из первых отечественных исследователей наследия прп. Максима Исповедника. Защитил трёхтомную магистерскую диссертацию о преподобном.
Книга «Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие» является публикацией введения ко 2-му тому его диссертации Кн. «Материалы к изучению...» (часть 3-го т. диссертации), по отзывам современников, имела значение не только для российской, но и для зарубежной патрологической науки, в первую очередь источниковедческого направления, как собрание и публикация на основании подробного текстологического исследования рукописей из многих (ок. 10) библиотек мира (для чего он на собственные средства выписывал фотокопии рукописей) грекоязычных произведений, приписывавшихся прп. Максиму (часто в отрывках и разночтениях), с исследованием их аутентичности (CPG, N 7707), большинство из которых не вошли в «Патрологию» Ж. П. Миня (PG. 90, 91). В частности, им был произведен текстологический анализ древнейших рукописей схолий на «Ареопагитики» (CPG, N 7708): Е. пришел к обоснованному выводу об их лишь частичной принадлежности прп. Максиму, по большей же части - Иоанну Скифопольскому (VI в.). Им были также опубликованы 4 главнейших греч. житийных источника жизни и деятельности прп. Максима.
Епифанович представил прп. Максима Исповедника как оригинального и многостороннего мыслителя, важное звено в святоотеческом Предании Церкви. Совершив целостную реконструкцию его учения, он показал в полном объеме различные стороны богословия преподобного: учение о Боге, триадологию, космологию, антропологию, психологию, учение о грехопадении и спасении, пневматологию, аскетику и эсхатологию. По словам Ж. К. Ларше, ему принадлежит первенство в оценке важнейшей для восточно-христианского богословия сотериологической идеи обожения как центральной и основополагающей для учения прп. Максима.
Является автором полного курса лекций по доникейской патрологии.
Сохранились его конспекты лекций по патрологии I-III вв. Одна из оригинальных идей его патрологической методологии - признание, в противоположность мнению Сагарды, некорректным вошедшего в практику присвоения в церковной науке титула "учитель Церкви" церковным авторам (Клименту Александрийскому, Евсевию Кесарийскому, Оригену, Тертуллиану и др.), "которые погрешали в истории и не удостоены имени святых отцов... гораздо правильнее поэтому всех, не причисленных к лику отцов, называть «писателями церковными» (ecclesiastici scriptores)".
Как переводчик, он продолжил начатый в 1830-х годах прот. Г. П. Павским (ХЧ. 1830-1835) перевод «Вопросоответов к Фалассию» прп. Максима Исповедника, издав 25 из 65 «Вопросоответов» (1916-1917).
Его научные статьи носят в основном характер пространных отзывов на выходящие книги по патрологии и церковной истории (ТКДА. 1913-1916). В них он проявил себя как знаток зарубежных научных изданий и ученый, склонный к детальному и скрупулезному историческому, концептуальному и библиографическому анализу.
Проф. А.И. Сидоров писал о нем так:
Сочинения
- По поводу книги М. Ф. Оксиюка: Эсхатология св. Григория Нисского. Киев 1914.
- Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. К., 1915. М., 1996;
- Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. К., 1917;
- Патрология: Церковная письменность I-III вв.: Курс лекций, чит. студентам КДА в 1910-1911 гг.: 3 ч. / Под ред. доц. МДА Н. И. Муравьева. Серг. П., 1951. Маш.;
- Максим Исповедник, прп. «Вопросоответы к Фалассию»: Пер. с коммент. // БВ. 1916-1917 (переизд.: Максим Исповедник, прп. Творения. М., 1993. Т. 2);
- Библиографическая заметка на кн. свящ. Д. А. Лебедева «Антиохийский Собор 324 г. и его послание к Александру, еп. Фессалоникскому». СПб., 1911 // ТКДА. 1913. Янв. С. 126-168;
- Св. Александр Александрийский и Ориген // ТКДА. 1915. Сент.- нояб. С. 245-283;
- Псевдо-Евлогий // ТКДА. 1917. Янв.- февр. С. 132-143 (переизд.: Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. Прил.: Псевдо-Евлогий. С. 167-176).
- Лекции по патрологии. "Воскресение", М. 2010.
- Преподобный Максим Исповедник, его жизнь и творения. В 2-х томах. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2013. 782 c. ISBN: 978-5-990089-65-5
Литература
- Соколов Л. Праведник наших дней: Светлой памяти проф. С. Л. Епифановича. К., 1918.
- Сидоров А. И. С. Л. Епифанович и его книга о прп. Максиме Исповеднике // Епифанович С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 5-9.
- Сидоров А. И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. М., 1996. С. 40-41.
Использованные материалы
- Доброцветов П. К. "Сергей Леонтьевич Епифанович" // Православная Энциклопедия, т. 18, с. 586-587
- Епифанович Сергей Леонтьевич. Страница портала My Studies.
- Сегодня исполняется 90 лет со дня кончины великого русского патролога Сергея Леонтьевича Епифановича
[1] А.И. Сидоров. Курс Патрологии.