ПЕТР (МОГИЛА)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Портрет митрополита Петра (Могилы)
Портрет митрополита Петра (Могилы)
Петр (Могила) (1596 - 1646), митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского престола, архимандрит Киево-Печерский, святитель

Память 31 декабря, 22 декабря (Румын.), в Соборах Винницких, Волынских, Галицких, Киевских и Молдавских святых, а также в Соборе святых Киевской духовной академии (местн. КДАиС)

Родился 21 декабря 1596 года в Сучаве, третьим сыном в благочестивом семействе высокородных молдавских бояр Могила (в современной румынской транскрипции - Мовилэ (Movilă)), которые в то время занимали господарские престолы Дунайских княжеств. В крещении был наречен в честь святителя Петра Московского, так-как родился в день его памяти. Его отец Симеон Могила был в 1600-1602 годах господарем Валахии, а с 1606 года до своей кончины в 1607 году - господарем Молдавии. В 1612 году Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники.

Образование получил во Львовском братском училище в строго православном духе, враждебном унии. Продолжил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах - в частности выслушал курс словесных наук и богословия в Парижском университете.

Служил в польских войсках и отличился в битве под Хотином. Однако, вероятно, под влиянием Киевского митрополита Иова (Борецкого), решил оставить военную службу и принять духовный сан. Около 1624 года он поступил в Киево-Печерскую лавру, где в то время собралось немало высокообразованных и деятельных монахов, шел перевод святоотеческих книг, составление и публикация трудов в защиту Православия. В такой среде он довершил свое образование.

С благословения митрополита Иова и архимандрита Лавры Захарии (Копыстенского), на свои средства отправил за границу несколько способных молодых людей для усовершенствования в науках.

Лаврский архимандрит

В 1627 году [1], по кончине архимандрита Захарии, по настоянию ученых монахов был избран архимандритом Лавры. Его попечением была обновлена церковь Успения Божией Матери, украшены святые пещеры, возвращен под управление Лавры древний Пустынно-Николаевский монастырь, основана Голосеевская пустынь, на его счет устроена богадельня.

Под его руководством состоялось в 1628 году осуждение "Апологии" Мелетия (Смотрицкого).

Будучи номинально подчинён напрямую Константинопольскому патриарху как ставропигиальный "великий архимандрит," был неподвластен Киевскому митрополиту. Петр был близок с митрополитом Иовом (Борецким) – последний, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Но с его преемником, митрополитом Исаией (Копинским), у Петра сложились менее доверительные отношения - по мнению некоторых историков, враждебные [2]. Это противостояние, возможно, было обусловлено тем, что Петр взялся за основание нового православного просветительского центра в Киеве, невзирая на уже существующую Киевское братское училище.

Архимандрит Петр положил много сил на основание нового высшего духовного училища при Лавре - первого в своем роде в восточнославянских землях. Он поставил учителями обученных за границей юношей, а также взял ученых из Львовского братства. Организовал в Лавре первое общежитие для бедных учеников, выделив для содержания училища несколько деревень из своего имения и лаврских волостей. Новое училище "для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках" открылось в 1631 году. Вскоре, когда киевские братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти Константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской. Это дело благословили патриарх Константинопольский Кирилл (Лукарь), митрополит Киевский Исаия (Копинский-Борисович), письменно одобрили православные епископы и знатнейшее духовенство и лаврское братство.

Митр. Киевский Петр (Могила).  Рисунок с автографом
Митр. Киевский Петр (Могила). Рисунок с автографом

Восшествие на Киевскую кафедру

К тому времени польский престолонаследник королевич Владислав показал себя готовым дать православным право легального существования, выработав соответственный законопроект в комиссии сейма. Архимандрит Петр, находившийся тогда в Варшаве, писал оттуда ко всем русским, чтоб они не соглашались на принятие изложенных в проекте условий, и убеждал их воспользоваться выборным сеймом для достижения полного удовлетворения требований. Когда пришёл сейм, на котором Владислав был 8 ноября 1632 года избран королём, были приняты новые условия узаконения Православия, по которым в первый раз после заключения Брестской унии в Речи Посполитой было на государственном уровне торжественно признано существование православной Киевской митрополии и четырех епархий. Одним из условий легализации Православной Церкви было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Тогда же на сейме митрополит Исаия был объявлен лишенным сана и православные делегаты избрали новым митрополитом Петра (Могилу), с сохранением за ним лаврского архимандритства. Это было сделано в условиях новой войны с Московским государством, в которой Владислав нуждался в поддержке православного русского населения Речи Посполитой, а прежняя православная иерархия, перенесшая тяготы гонений против Православия в Речи Посполитой, склонялась на сторону Русской Православной Церкви и Москвы [3]. Кроме того архимандрит Петр поставил на вид православным делегатам сейма то что борьба с униатами теперь только разгорается, а дряхлый митрополит Исаия не сможет вести ее достаточно энергично.

Тут же на сейме, уже как избранный митрополит, Петр начал ходатайствовать о преобразовании устроенной им Братско-Богоявленской школы в академию. Римо-католическое и униатское духовенство, а также некоторые из знатнейших членов сейма решительно воспротивились этому. Но король не решился восстанавливать против себя православных и, по неотступному ходатайству Петра дал ему привилегию, где вместо академии училище было названо коллегией с пространным курсом богословия и философии.

Смещение митрополита Исаии было узаконено церковно тем, что Константинопольский патриарх Кирилл (Лукарь) прислал избранному владыке Петру архипастырское благословение на митрополию [4]. Однако, среди православных оставались и сторонники удалённого митрополита Исаии, которые винили Петра в личном честолюбии. Поэтому Петр устроил свою хиротонию не в Киеве, а во Львове. Здесь на Фоминой неделе 28 апреля 1633 года он был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого, а прежний митрополит Исаия был "деградован." Рукоположение возглавил Львовский епископ, пользуясь полномочиями экзарха Константинопольского патриарха. Затем новопоставленный митрополит отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками - от лаврской братии и братской школы. По въезде в Киев, ему пришлось запрещать и низлагать священников, стоявших за Исаию, а самого бывшего митрополита насильно перевезти в Лавру.

Митрополит Петр (Могила). Фрагмент росписи киевского храма Спаса на Берестове (1644 г.)
Митрополит Петр (Могила). Фрагмент росписи киевского храма Спаса на Берестове (1644 г.)

Киевский митрополит

По вступлении на митрополичий престол приступил к устроению Киевской коллегии, которая неизменно пользовалась его особым вниманием и получила в его честь название Могилянской. Она была вполне устроена и обеспечена, хотя и претерпевала притеснения киевского воеводы. Киево-Могилянская коллегия стала первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. Чтобы противостать современной римо-католической учености на том же уровне, митрополит Петр позаимствовал весь строй новой школы с латино-польских образцов, которые таким образом привил в южно-русской православной среде. Впоследствии митрополит завел еще и низшее училище в Виннице.

Вернул и восстановил ряд древних киевских святынь. Он возвратил захваченные ранее униатами Софийский собор и Выдубицкий монастырь. Восстановил и устроил храм Спаса на Берестове и храм трех Святителей - последний отдал Братскому монастырю. В 1635 году были отрыты и очищены от развалин остатки Десятинной церкви, под развалинами которой обрели останки, отождествленные в то время как мощи равноапостольного князя Владимира. Близ руин митрополит Петр в том же году посадил липу. Средства для восстановления церквей и монастырей поступали из лавры, из личного имущества митрополита, из пожертвований благочестивых людей, из пожалований Московского царя.

Большое внимание обращал на издание церковных книг, причем требовал, чтобы никакие книги не печатались без сличения их с греческими подлинниками. Были значительно пересмотрены, пополнены и изданы Служебник, Цветная Триодь и Требник с важными наставлениями для священнослужителей. Божественные службы при митрополите стали совершаться особо торжественно и благолепно. Митрополит Петр деятельно вводил и восстанавливал в славянской среде греческие молитвы и чинопоследования. В его Требнике, например, введена молитва святителя Софрония Иерусалимского на Великое водоосвящение, в его Постной Триоди впервые в славянском мире появился полный Синодик в Неделю Православия – один из самых значительных вероучительных документов Православной Церкви. Однако в то же время были введены под римо-католическим влиянием ряд новых для Православной Церкви чинопоследований, наиболее примечательные из которых - великопостные пассии в воспоминание о Страстях Христовых и отчитка, введенная в Требник [5].

При владыке Петре была прославлена праведная Иулиания, княжна Ольшанская, после того как святая явилась ему и упрекнула за маловерие и небрежение к ее мощам. Прилагал усилия к общецерковному прославлению Печерских святых, при нём был составлен Патерик Печерский.

Свт. Петр (Могила), митр. Киевский. Румынская икона (нач. XXI в.)
Свт. Петр (Могила), митр. Киевский. Румынская икона (нач. XXI в.)

Богослов

Среди многочисленных богословских трудов митрополита Петра особое место заняла защита православных от обвинений в протестантизме и выражение верного учения в катехизической форме. Появление в 1629 году кальвинистского "Исповедания веры" под именем Константинопольского патриарха Кирилла (Лукаря) вызвало смущение в православной среде, обострило полемику римо-католиков против Православия, и побудило митрополита Петра к ответу. Особым поводом стало обличение сочинения отступника от Православия Кассиана Саковича, который обвинял Православие в усвоении реформаторских мнений. В ответ на этот навет митрополит Петр принял деятельное участие в составлении обличительного сборника "Λίθος, или Камень", а также в подготовке вероисповедного трактата - т.н. "Исповедания Петра Могилы" (см. подробнее).

В 1640 году митрополит Петр собрал в Поместный Собор в Киеве на котором было опровергнуто сочинение Саковича и принято, после некоторых правок, подготовленное православное исповедание веры. На Ясском Соборе в 1642 году это исповедание было далее скорректировано и направлено на перевод и проверку к восточным патриархам. В 1645 году митрополит опубликовал одну из редакций "Исповедания" в Киеве, после чего ряд новых изданий появились на разных языках и получили широкое хождение как важный вероучительный документ Православной Церкви.

Митрополит Петр вполне владел латинским и греческим. Жизнь вёл строго аскетическую. Благоговел перед Киево-Печерской Лаврой и считал ее местом особенного присутствия Божьего.

Кончина

Перед смертью завещал Киевской коллегии свою библиотеку, приобретенную для нее недвижимую собственность и значительную сумму денег, а наставников ее обязал, чтобы они жили по его правилам и каждый четверг совершали о нем поминовение. Много завещал он Лавре и другим монастырям и церквам, воздвигнутым им из развалин. Скончался 31 декабря 1646 года, в ночь на 1647 год. Согласно завещанию, был погребен в склепе Успенской великой церкви Киево-Печерской Лавры, под левым клиросом в средней части храма.

Тело митрополита Петра почивало на месте погребения вплоть до Второй мировой войны. В ноябре 1941 года Великую лаврскую церковь взорвали, причем взрывчатку заложили именно возле места погребения святителя. Гроб с останками оказался полностью уничтожен, сохранились лишь серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 году были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова.

Свт. Петр (Могила), митр. Киевский. Румынская икона (нач. XXI в.)
Свт. Петр (Могила), митр. Киевский. Румынская икона (нач. XXI в.)

Сочинения

  • Поучение о Кресте Господа нашего Иисуса Христа и каждого христианина, Киев, 1632.
  • Анфологион, сиречь молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу сцудеев, Киев, 1636.
  • Грамота Львовскому братству, 1640.
  • Камень на сокрашение оболгания Кассиана Саковича Киев, 1644 - сочинение против унии
  • Слово на брак Януша Радзивилла, Киев, 1645.
  • Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан, 1645 - первая опубликованная версия составленного митрополитом Петром катехизического труда. Подробнее см. Исповедание Петра Могилы.
  • Грамота бельским гражданам с благословением на учреждение братства и школы (пуб.: Акты зап. России, т. 5, № 9).
  • Духовное завещание (пуб.: Киев. пам., 149-181).
  • Записки о событиях южного края (пуб.: Киев. еп. вед., 1861-1862) - или "Собственноручные записки". Уникальный памятник церковной истории и литературы, представляет из себя сборник сведений о благодатных явлениях в Киево-Печерской Лавре, рассказов и наблюдений о наиболее замечательных чудесах и событиях в Православной Церкви в южно-русских, молдо-влахийских и отчасти греческих землях. Преимущественно обращено внимание на те явления, которые ясно показывают превосходство Православия над другими вероисповеданиями и изобличают несостоятельность последних.
  • Обет об устроении школ (пуб.: Киев. пам., 149-181).

Соавтор:

  • Λίθος, или Камень - полемический сборник

Издатель:

  • Служебник, 1629, 1639.
  • Свт. Каллист I, патриарх Константинопольский, Евангелие Учительное (Беседы), Киев, 1637 - поучения на праздничные и воскресные дни
  • Афанасий Кальнофойский, Τερατουργήμα, 1638 - митр. Петр дополнил рассказы о чудесах печерских
  • Евхологион альбо молитвослов (Tребник), 1646 (факсимильное изд.: Киево-Печерская Лавра, 1999).
  • Цветная Триодь.

Вдобавок митрополиту Петру принадлежит начало двух великих трудов выполненных его продолжателями. Он заказал на Афоне Синаксарь преподобного Симеона Метафраста и хотел перевести его на церковнославянский, дополнив житиями русских святых. Этот труд впоследствии осуществил воспитанник Киево-Могилянской академии, святитель Димитрий Ростовский. Другим трудом было исправление славянского текста Библии, которое было завершено лишь около столетия после кончины митрополита в форме т.н. "Елизаветинской Библии".

Свт. Петр (Могила).  Румынская икона ок. нач. XXI в.
Свт. Петр (Могила). Румынская икона ок. нач. XXI в.

Оценки и почитание

С именем митрополита Петра (Могилы) связан новый этап церковной истории Юго-Западной Руси. Его влияние оказалось решающим для Киевской митрополии, значительным для всей Русской Церкви, и заметным в истории Православной Церкви во всем мире. Главными памятниками его деятельности стали Киево-Могилянская коллегия и весь строй её учёности, всемирно оцененное "Православное исповедание веры", обновленные славянские Требник и Служебник, возрожденные святыни Киева. Значительное внешнее упрочение положения Православной Церкви в Речи Посполитой и даже за ее пределами стало уже прижизненным плодом его трудов. Характерная хвалебная оценка принадлежит митрополиту Московскому Макарию (Булгакову):

"Имя Петра Могилы — одно из лучших украшений нашей церковной истории. Он, несомненно, превосходил всех современных ему иерархов не только Малорусской, но и Великорусской Церкви и даже всей Церкви Восточной, — превосходил своим просвещением, еще более — своею любовию к просвещению и своими подвигами на пользу просвещения и Церкви. Для своей Малорусской Церкви он оказал величайшую услугу тем, что отстоял перед королем Владиславом IV главнейшие ее права, поруганные латинянами и униатами и мужественно защищал ее в продолжение всего архипастырского служения; восстановил в ней многое, прежде ниспровергнутое или разрушенное врагами и положил в ней начало для лучшего порядка вещей. Всей Русской Церкви оказал великую услугу основанием и обеспечением своей коллегии, послужившей первым рассадником и образцом для духовно-учебных заведений в России. Всей православной Восточной Церкви — тем, что заботился составить "Православное Исповедание", принятое и одобренное всеми ее первосвятителями и доселе остающееся ее символическою книгою" [6].

При этом вопрос римо-католического и, шире, западного влияния, делал деятельность митрополита Петра (Могилы) предметом оговорок и пререканий на протяжении веков. Для некоторых западные заимствования были достаточным поводом чтобы отказать митрополиту Петру в почитании. Так, архиепископ Черниговский святитель Филарет (Гумилевский) писал:

"Признаюсь искренно, что Могила мне очень не нравится по образу мыслей и некоторых дел, да и нет почти ничего у него собственного, а все, что названо его именем, принадлежит не ему. Потому мне очень не хотелось бы, чтобы дано было ему почетное место между учителями и просветителями Церкви. Папистический энтузиазм или фантазия не дают права на такое звание" [7].

Однако приятие и насаждение западных заимствований чаще рассматривается как неизбежный шаг великого борца за Православие, обусловленный необходимостью защитить себя на языке господствующей среды. По словам протоиерея Валентина Асмуса:

"Два задуманных Могилою колоссальных предприятия – издание исправленной славянской Библии и Житий Святых – [...] осуществились именно благодаря усилиям Могилы и иных с ним в деле поднятия русского богословского образования. Этот иерарх вел блистательную антиуниатскую реконкисту. Многое говорит о нем как о православном "эллинофиле". [но] Оружейные фабрики культуры были в тот трудный момент только на Западе, и чтобы победить врага, надо было взять в руки это оружие и перенять у врага фабричное дело [8].

Даже такой жесткий критик т.н. "латинской псевдомарфозы" Православия как протоиерей Георгий Флоровский не решился однозначно осудить митрополита Петра, признавая при этом его центральную значимость. По словам Флоровского:

"Трудно понять, был ли он искренним ревнителем православия или скорее искусным соглашателем... Между тем, его историческое влияние было решающим. И обоснованно его именем обозначают целую эпоху в истории Западно-русской церкви и культуры... И в патриархи латино-униатская партия всегда выдвигала именно Могилу, вряд ли без его ведома. Рутский считал, что он вполне "расположен" к Унии. Действительно, догматических возражений против Рима у Могилы не было. Он лично был уже как бы в догматическом единомыслии с Римом. Потому так легко и свободно он и обращался с латинскими книгами. Именно то, что он находил в них, он и принимал за православие, как древнее преданиe. Для него стоял только вопрос юрисдикции" [9].

6 декабря 1996 года Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил митрополита Киевского Петра (Могилу) к лику местночтимых святых и установил день его памяти на 31 декабря (13 января н.с.) [10]. Канонизация была проведена спешно, потому что параллельно раскольничий "Киевский Патриархат" также готовил свою "канонизацию", которая последовала через шесть дней [11].

На своём рабочем заседании 12-13 марта 2002 года Священный Синод Румынской Православной Церкви по представлению Ясской архиепископии постановил внести имя святителя Петра в святцы Румынской Церкви под 22 декабря (это число было объявлено "настоящей датой преставления его ко Господу"), перед именами великомученицы Анастасии Узорешительницы и мучеников с нею пострадавших [12].

8 декабря 2005 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя святителя Петра было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви [13].

20 июля 2012 года по решению Синода Украинской Церкви имя святителя как члена Луцкого Младшего Свято-Георгиевского братства было внесено в Собор Волынских святых [14]. 1 апреля 2015 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви его имя также было внесено в новообразованный Собор Винницких святых [15].

Литература

  • Портреты именит. мужей Рос. Церкви, М., 1843, 5, 6.
  • Прав. обозрен., 1865, апрель, 203, 204; 1874, январь-февраль, 210-243; март-апрель, 303-326.
  • Труды К. Д. А., 1869, июль-сентябрь, 439-486; 1870, июль-сентябрь, 110, 129, 154, 438, 542, 562, 563, 575; 1888, февраль, 206; 1890, ноябрь-декабрь, 535-557.
  • Рус. старина, 1872, декабрь, 687; 1876, июнь, 288-289; 1888, ноябрь, 543; 1907, май, 381; 1911, июнь, 634.
  • Сементовский, Н., Киев и его святыни (6-е изд.), СПб и Киев, 1881; Киев, 1883.
  • Тарновский, проф., "П. Могила," Киевская Старина, 1882, № 4.
  • Гатцук, Календарь на 1883 год, 134.
  • Душеп. размышл., 1884, 357-400.
  • Изв. Казан. еп., 1884, № 4, 125.
  • Захарченко, М. М., Киев теперь и прежде, Киев, 1888, 56, 59, 60, 62, 100, 104, 107, 182, 200, 206, 209, 214, 248, 250, 282, 283, 286.
  • Поторжинский, прот., История русской церк. проповеди, Киев, 1891, 164.
  • Церк. вестн., 1891, № 41, 650; № 42, 665; 1895, № 10, 310.
  • Рус. палом., 1893, № 44, 695.
  • Рус. архив, 1895, кн. 2-я, № 7, 350, 352.
  • Прав. собес., 1897, декабрь, 708; 1901, февраль, 132; июль-август, 33-73.
  • Приб. к Ц. В., 1897, № 1, 23.
  • Едлинский, М., свящ., Подвижники и страдальцы за веру прав. и землю русскую, СПб, 1899, т. II, 159-171.
  • Бантыш-Каменский, Историческое извещение об унии.
  • Булгаков, 1403.
  • БЭС, т. II, 1802, 1803.
  • Голубев, Петр Могила и его сподвижники.
  • Денисов, 164, 167, 295, 307, 383, 397, 478, 717, 828.
  • Крачковский, Очерки униатской жизни.
  • Левицкий, Уния и Петро Могила.
  • Летопись, Е. А., 641, 643, 647, 648, 652.
  • Н. Д., 14.
  • Обзор рус. дух. лит., 190-193.
  • Ратшин, 123.
  • Строев, П., 4.
  • Толстой, М. В., Рассказы из И. Р. Ц., 497-505.
  • Жития святых, синод. изд., сентябрь, 408, прим. 2.
  • ЭС, т. XXIII-а (кн. 46), 484, 485.
  • Попов, М. С., свящ., Свят. Димитрий Ростовский и его труды, СПб, 1910, 55.
  • Вербицкий, В., "Поездка на Валаам," Ист. вестн., 1913, март, 988-1015.
  • Рус. инок, 1916, № 6, 317.
  • Сергий, еп., Православие и гитлеризм, Одесса, 1946-1947, 110.
  • ЖМП, 1950, № 7, 29; 1954, № 5, 35.
  • Юдин В. Д. Спорные вопросы русской агиографии. К подготовке жизнеописания митрополита Петра Могилы // Богословский вестник. - Сергиев Посад, 1998. - Ч. 2. - С. 96-107. Электронная публикация:

Использованные материалы

  • И. Ж-цкий, "Петр Могила," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
  • Страница сайта Русское Православие
  • "Святитель Петр Могила," сайт Мгарского Преображенского монастыря:
  • Асмус, Валентин, прот., "К оценке богословия Святителя Петра Могилы, митрополита Киевского," Богословский сборник, вып. 10, М.: ПСТБИ, 2002, 224-241:



[1]  Согласно статье словаря Брокгауза и Ефрона. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4895 указывает 1626.

[2]  Так они оценены в статье И. Ж-цкий, "Петр Могила," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict...htm

[3]  Карташев, А. В., История Русской Церкви, М., 2004, 668.

[4]  Макарий (Булгаков), митрополит Московский, История Русской Церкви, т. VI, М., 1996., 498.

[5]  Осипов, А. И., "Экзорцизм," http://azbyka.ru/dictionary/14/ekzortsizm-all.shtml

[6]  Макарий (Булгаков), митр. Московский, История Русской Церкви, цит. по "Митрополит Петр Могила," сайт Мгарского Преображенского монастыря, https://www.mgarsky-monastery.org/history/12.

[7]  Цит. по биографии на сайте "Русское Православие", http://ortho-rus.tk/articles/arhierei-4895.html (зеркало)

[8]  Асмус, Валентин, прот., "К оценке богословия Святителя Петра Могилы, митрополита Киевского," Богословский сборник, вып. 10, М.: ПСТБИ, 2002, 224-241, http://www.blagogon.ru/biblio/86/

[9]  Флоровский, Георгий, прот., Пути русского богословия, интернет-версия под ред. еп. Александра (Милеанта), 2003, II-5, http://www.vehi.net/florovsky/puti/02.html.

[10]  "Журнал № 43," Заседание Священного Синода УПЦ 6 декабря 1996 года, http://orthodox.org.ua/ru/article/zasedanie-svyashchennogo-s...oda.

[11]  "Архієрейський Собор УПЦ Київського Патрiархату 12 грудня 1996 року", сайт "УПЦ КП", https://www.cerkva.info/church/arkhiiereiskyi-sobor-upts-kyi...oku.

[12]  "Sfantul Petru Movila, mitropolitul Kievului", портал CrestinOrtodox.ro, 25 мая 2012, https://www.crestinortodox.ro/sfinti/sf-ierarh-petru-movila-...tml

[13]  "Имена святых, упоминаемых в месяцеслове. Имена мужские. П", календарь портала Православие.Ru, http://days.pravoslavie.ru/ABC/mp.htm; "Грустные размышления накануне Собора", блог пользователя ustavschik от 7 июня 2008, http://ustav.livejournal.com/207739.html.

[14]  http://orthodox.org.ua/ru/article/zhurnaly-zasedaniya-svyash...12-

[15]  "Журнал № 15", Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 1 квітня 2015 року, офіцийній сайт Української Православної Церкви, http://news.church.ua/zhurnali-zasidannya-svyashhennogo-sino...ku/

Редакция текста от: 06.08.2018 21:39:19

"ПЕТР (МОГИЛА)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google