Еп. Владимир (Синьковский) Фотография начала XX в. (РГИА) |
В миру Синьковский/Сеньковский Филарет Алексеевич, родился в 1845 году в Каховке Днепровского уезда Таврической губернии в семье священника.
В 1867 году окончил Херсонскую духовную семинарию по II разряду.
26 сентября 1867 года рукоположен в сан священника епископом Таврическим и Симферопольским Алексием (Ржаницыным), определен к Покровской церкви в Каховке. В том же году назначен законоучителем в каховское народное училище.
Овдовев, продолжил образование в качестве вольнослушателя Киевской духовной академии.
В августе 1875 г., согласно прошению, советом Православного миссионерского общества определен в Алтайскую духовную миссию. Прибыл на Алтай 19 октября, первоначально служил в Улалинском отделении миссии, 15 мая 1877 г. переведен в Чёрно-Ануйское, которое отличалось обширностью территории и большой численностью новокрещёных.
Заботами свящ. Филарета в 1878 и 1879 гг. были построены училищный дом в с. Чёрный Ануй и церковь в с. Ильинском, в 1879 и 1881 гг. в селах Ильинском и Тюдрала открылись начальные школы.
С 10 апреля 1882 года был назначен первым миссионером в новоучрежденную Киргизскую миссию с местопребыванием в г. Усть-Каменогорске. Миссия занималась распространением Христианства среди казахов-мусульман, которых в XVIII - начале ХХ в. называли киргизами). Многое сделал для организационного оформления миссии.
После перенесения миссионерского стана в Семипалатинск был назначен в марте 1883 г. настоятелем тюремной церкви в Семипалатинске, состоял законоучителем и попечителем местных школ, женской прогимназии. Учредил первый постоянный стан в пос. Буконском Зайсанского уезда, куда вскоре переехал. В 1884 г. его заботами в поселке была построена церковь и открыта мужская школа, в 1887 г. открылась женская школа, были построены дома для миссионера и псаломщика. 13 апреля 1886 г. о. Филарет был избран попечителем кокпектинской и буконской мужской начальных школ, в феврале 1888 г. утвержден попечителем буконской женской школы.
28 марта 1890 года возведён в сан протоиерея, 12 июля того же года пострижен в монашество с именем Владимир. В том же году назначен вторым помощником начальника Алтайской и Киргизской миссий.
21 ноября 1890 г. [1] пострижен в монашество и одновременно, согласно указу Святейшего Синода от 1 сентября, возведен в сан игумена и назначен помощником начальника Киргизской и Алтайской миссий.
22 мая 1891 года возведён в сан архимандрита.
26 июня 1891 года был назначен, а 18 августа 1891 года - хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии, с назначением начальником Алтайской и Киргизской миссиями. За время руководства миссиями обратил в христианство 285 человек.
С 3 июня 1893 года - епископ Владикавказский и Моздокский.
По инициативе еп. Владимира епархия была выведена из состава Грузинского Экзархата (указ 10 сентября 1894) для более успешной организации миссионерской работы, в связи с чем были расширены ее границы, начала работу духовная консистория. Еп. Владимир считал, что мир на Кавказе возможен только с принятием его народами Православия: «Вы хотите мира и любви, так знайте, что для этого прежде всего надо быть христианами» [2]. За время управления епархией еп. Владимир освятил около 30 храмов, церквей-школ и часовен, в т. ч. кафедральные соборы Михаило-Архангельский во Владикавказе (1894), при котором 15 марта 1894 г. открыл братство во имя арх. Михаила, и Успенский в Моздоке (1904). В епархии были учреждены должности противораскольнического и противосектантского миссионеров. На миссионерском съезде 1901 г. открыты 4 должности окружных миссионеров. 1 января 1895 г. начали издаваться «Владикавказские епархиальные ведомости» с большим миссионерским отделом.
Особое внимание архиерей уделял развитию школьного образования. Количество школ в Северной Осетии при еп. Владимире утроилось. 17 октября 1894 г. во Владикавказе открылось епархиальное женское училище, в 1896 г. возобновило работу Владикавказское духовное училище. 12 августа 1895 г. Ардонское осетинское духовное училище было преобразовано в Александровскую духовную семинарию, которая сыграла большую роль в укреплении церковноприходской жизни в селах Осетии - почти во всех осетинских приходах к началу XX в. священниками служили воспитанники этой семинарии. Число осетинских церквей и часовен во время управления епархией еп. Владимира достигло 40. Архиерей совершал частые поездки по Осетии, при нем было увеличено жалованье духовенству. По его инициативе был организован ежегодный крестный ход с Иверской (Моздокской) иконой Божией Матери из Моздока во Владикавказ через христианские и мусульманские аулы Северной Осетии. Впоследствии осетины-мусульмане стали участвовать во встречах и проводах святыни.
В 1894 г. владыка открыл и освятил Покровскую женскую общину, которая 6 февраля 1898 г. была преобразована в Покровский женский монастырь - первый во Владикавказе. Построил колонию для прокаженных (1897), осетинский приют, 30 августа 1897 г. устроил и освятил архиерейский дом с церковью, 28 января 1901 г. освятил церковь в духовном училище. В 1903 г. отмечался десятилетний юбилей служения еп. Владимира во Владикавказской епархии. Среди многочисленных наград и подарков, полученных по этому случаю, был драгоценный крест с частицей св. мощей, присланный Иерусалимским патриархом Дамианом.
В 1904 г. присутствовал в Святейшем Синоде.
12 августа 1904 года перемещен на Кишинёвскую и Хотинскую кафедру.
16 сентября 1908 года переведён на Донскую и Новочеркасскую епархию с возведением в сан архиепископа.
11 июля 1914 года уволен на покой с назначением сверхштатным членом Московской синодальной конторы. 14 июля назначен управляющим Заиконоспасским монастырём Москвы на правах настоятеля.
Скончался 3 августа 1917 года.
Награды
- орден св. Анны III степени (1890)
- орден равноап. кн. Владимира III степени (1892)
- орден св. Анны I степени (1895)
- орден равноап. кн. Владимира II степени (1900)
Труды
Перевел на казахский язык и издал «Первоначальные сведения о святой христианской вере готовящимся ко Святому Крещению» (Каз., б. г.), «Чин обращения магометан к Святой Церкви, молитвы», «Евангелие от Луки» (Каз., 1883), «Жизнь и страдания св. вмч. Евстафия Плакиды с семейством» (Каз., 1886), «Плач души грешника при разлучении ее от тела о грехах своих» (Каз., 1888), «Священную историю Ветхого Завета» (Каз., 1890), вероучительные и нравоучительные книги прот. И. Г. Поспелова (Как жить по православной вере, Кострома, 1878-1879; пер.: 1891-1892 и др.).
Написал «Записки алтайского миссионера за 1876-81 годы» и ряд «Записок миссионера киргизской миссии», которые печатались в журналах «Православное обозрение», «Странник», «Московские церковные ведомости», «Миссионер», «Томские епархиальные ведомости» и др.
Публикации
- Празднование Алтайскою духовною миссиею 50-летнего своего юбилея // Томские ЕВ. 1881. № 5. Ч. неофиц. С. 65-73;
- Зап. алтайского миссионера Черно-Ануйского отд-ния свящ. Филарета Синьковского за 1876, 77, 78, 79, 80 и 81 годы. М., 1883;
- Зап. миссионера Киргиз. духовной миссии свящ. Филарета Синьковского за 1884 и 1885 гг. // Моск. ЦВед. 1886. № 10. С. 152-155; № 11. С. 174-176; № 12. С. 194-195; № 13. С. 208-210; № 14. С. 221-223; № 16. С. 242-244; № 17. С. 260-261; № 18. С. 274-275; № 19. С. 286-287; То же за 1886 г. // Там же. 1887. № 9. С. 136-138; № 10. С 151-153; № 11. С. 170-172; № 12. С. 190-192; № 13. С. 209-211; То же за 1887 г. // Там же. 1888. № 11. С. 130-132; № 12. С. 150-152; № 13. С. 163-165; То же за 1888 г. // Там же. 1889. № 17. С. 225-227; № 18. С. 240-242; № 19. С. 248-250; № 20. С. 266-269; То же за 1889 г. // Там же. 1890. № 11. С. 149-151; № 12. С. 171-172; № 13. С. 179; № 14. С. 198-200; № 15. С. 204-206; № 16. С. 214-216; № 17. С. 229-230; № 18. С. 239-241; То же за 1890 г. М., 1891;
- Памяти покойного миссионера прот. В. И. Вербицкого: Из зап. Киргиз. миссионера игум. Владимира Синьковского // Томские ЕВ. 1891. № 9. Ч. неофиц. С. 1-5;
- Речь при наречении во епископа // ЦВед. 1891. № 34. С. 1148-1149;
- Слово при освящении церкви в с. Ход Владикавказского окр. Терской обл. // Владикавказские ЕВ. 1900. № 19. С. 338-341;
- Слово... при вступлении на Кишиневскую кафедру // Кишиневские ЕВ. 1904. № 19. С. 376-377;
- Беседа... с духовенством Кишинева // Там же. № 22. С. 437-441;
- Слово в день тезоименитства государя имп. Николая Алексеевича // Там же. № 24. С. 475-480.
Литература
- Здравомыслов. Словарь иерархов. Ед. хр. 432. Л. 94; ГА Томской обл. Ф. 184. Оп. 1. Д. 9. Л. 26 [Ведомость о службе алтайского миссионера Черно-Ануйского отд-ния свящ. Ф. А. Синьковского за 1877 г.]; Д. 14. Л. 3-6. [Характеристика и послужной список игум. Владимира (Синьковского)]; ЦХАФАК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 13; Д. 14.
- Из отчета о миссиях Томской епархии - Алтайской и Киргиз.- за 1893 г. // Томские ЕВ. 1894. № 7. Ч. неофиц. С. 1-2;
- Преосв. Владимир, еп. Владикавказский и Моздокский: К истекшему 30-летнему юбилею служения в священном сане // Владикавказские ЕВ. 1898. № 20. С. 350-356;
- Гатуев А., свящ. Христианство в Осетии: Преосв. Владимир, (5-й) епископ Владикавказский и Моздокский // Там же. 1901. № 14. С. 275-278;
- 10-летие архипастырского служения... Владикавказ, 1903;
- Новый архипастырь Кишинёвской епархии // Кишинёвские ЕВ. 1904. № 17. С. 303-304;
- Служение преосв. Владимира во Владикавказской епархии // Там же. № 18. С. 337-349;
- Высокопреосв. Владимир, архиеп. Донской и Новочеркасский // Донские ЕВ. 1908. № 30. С. 801-804;
- Курдиновский В. Прощание высокопреосв. Владимира, архиеп. Донского и Новочеркасского, с бессарабской паствой // Кишинёвские ЕВ. 1908. № 44. С. 1577-1584;
- Воспоминания о проводах архиеп. Владимира // Там же. № 46. С. 1672-1676;
- Гедеон (Докукин), митр. История христианства на Сев. Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992. С. 174-176.
Использованные источники
- Т. А. Богданова. Владимир (Синьковский) // Православная энциклопедия, т. 8, с. 662-663
- Владимир Сорокин, прот., Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова) / Изд -во: Князь Владимирский собор, Спб., 2005, с. 536
- Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.
[1] По прот. Владимиру Сорокину - 12 июля
[2] Владикавказские ЕВ. 1900. № 19. С. 344