Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЗАВИТНЕВИЧ ВЛАДИМИР ЗЕНОНОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

В.З. Завитневич. 10-е гг. XX в.
В.З. Завитневич. 10-е гг. XX в.
Завитневич Владимир Зенонович (1853-1927), русский гражданский и церковный историк, преподаватель,богослов, философ, археолог, литератор, публицист, профессор Киевской духовной академии.

Родился 2 апреля 1853 года в семье протоиерея Рождество-Богородичной церкви церкви села Литвяны Минской губернии Зенона Павловича Завитневича. Священники из рода Завитневичей служили во второй половине XIX века в церквях Пинского, Мозырского, Речицкого и Минского уездов Минской губернии. В семье Зенона Завитневича было три сына, младшим из которых был Владимир, и четыре дочери.

В 1860 году семья Завитневичей переезжает на новое место пастырского служения Зенона Павловича - местечко Койданово (ныне город Дзержинск Минской области). В 1894 году он и все его нисходящие потомки получили права потомственного дворянства.

В 1867-1868 учебном году Владимир учился в высшем отделении по второму разряду Минского духовного училища.

В 1870 году он зачисляется на низшее отделение Минской духовной семинарии. В 1872 году признается удовлетворительно успевающим по среднему отделению и в следующем году переводится на высшее отделение.

В 1875 году по окончании семинарии поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию на церковно-историческое отделение. На формирование мировоззрения молодого ученого в период его занятий в академии сильное влияние оказали преподаватель академии М.О.Коялович и его сокурсник, коллега и друг П.Н.Жукович.

В 1879 году по окончании академии был утвержден в степени кандидата богословия с правом получения степени магистра богословия без нового устного испытания.

1 сентября 1879 года он убыл в Варшавское духовное училище на место учителя арифметики и географии. Именно здесь, на землях западных славян, исследователь остро почувствовал необходимость пропаганды и возвышения Православия, обратившись к сложной истории религиозных борений в период, предшествовавший Брестской унии.

В 1883 году оформил диссертационную работу под названием "Палинодия Захарии Копыстенского и ее место в истории западнорусской полемики XVI-XVII веков". В ней автор солидаризируется с мнением З.Копыстенского о превосходстве православного исповедания. Он выступает против полонизации за возвышение национальной культуры восточных славян, за утверждение их самобытности.В работе всесторонне рассмотрены разного рода исторические обстоятельства, повлиявшие на выработку отношений между русским православием и польским католицизмом в до-Брестский период. Диссертация была благосклонно встречена в научном мире.

22 декабря 1883 года получил степень магистра богословия.

14 октября 1884 года он был утвержден в должности доцента Киевской духовной академии. Здесь он преподавал русскую гражданскую историю вплоть до выхода на пенсию по выслуге лет в 1911 году.

Лекции В.З. Завитневича выделялись содержательностью и глубиной. Читал он их живо, с подъемом, привлекая тем к своей аудитории много слушателей, даже тех, кто не записывался на его курсы. В лекциях выразительно подчеркивал свою славяно-православную позицию.

Научные работы 1885 - 1892 годов представляют собой углубление В.З. Завитневича в историю славянства, первой русской государственности, трансформации верований славян. Для подтверждения граничных гипотез и предположений ученый провел ряд археологических экспедиций в бассейны рек Припять, Днепр, Неман, Сула, Березина. В Минской губернии им обследовано в общей сложности около 700 курганов, 82 могильника и городище дреговичей.

Принимал активное участие в деятельности общественных исторических и археологических организаций. Вскоре после прихода в штат Киевской духовной академии он был избран помощником секретаря Церковно-археологического общества при академии (пробыл в этой должности до 1908 года). В 1890 году он был зачислен действительным членом Императорского Московского археологического общества, а также Общества истории и древностей при Московском университете.

Все археологические находки, начиная с 1885 года до Первой мировой войны 1914 года, Владимир Зенонович жертвовал музеям, в первую очередь, Церковно-историческому и археологическому музею при Киевской Духовной академии. Среди них: рукописный нотный октоих, византийская медная монета императора Тиверия Константина 579 года, серебряная крымская монета Гиреев, два кипарисовых креста из Киево-Михайловского монастыря, медная византийская монета Иоанна Цимисхия, чугунная медаль 1818 года с изображением Тадеуша Костюшко, богослужебное копие из с. Скрыгалово Мозырского уезда и многие другие предметы. Музей пополнился также значительной коллекцией икон, крестом Сергия Радонежского, исследование которого провел В.З. Завитневич [1].

В 1887 году выходит его рецензия на сочинение студента Афанасия Беляковского "Стефан Зизаний", где С.Зизаний представлен автором борцом за православие.

В начале 1890 года Совет Киевской духовной академии дал разрешение В.З.Завитневичу на штатное сотрудничество с Киевским институтом благородных девиц в качестве преподавателя по предмету его основной кафедры.

30 октября 1899 года назначен на должность экстраординарного профессора (это была первая профессорская ступень, за ней следовали ступени ординарного и заслуженного ординарного профессора).

В 1890-е годы приступает к главному делу жизни - исследованию истории и определению смысла славянофильства на примере жизни его основателя А.С. Хомякова.

В 1902 году был издан 1500-страничный том "Алексей Степанович Хомяков" из двух книг: "Молодые годы, общественно-исследовательская деятельность Хомякова" и "Труды Хомякова в области богословия". В 1913 году выходит второй том с подзаголовком "Система философско-богословского мировоззрения Хомякова". За это сочинение автор получает премию митрополита Московского Макария, степень доктора церковной истории, почетный отзыв Санкт-Петербургской Академии наук.

В.З. Завитневич считал, что в исторической жизни народов такие люди как А.С.Хомяков появляются обычно в моменты переломов, когда установившиеся традиции изживают себя, и возникает потребность в замене их новыми. За последние 200 лет в России было четыре таких человека: Петр I, М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин и А.С. Хомяков. А.С. Хомяков не признан, потому что не понят. Торжествовала общепринятая система говорить о славянофилах огулом.

В 1906 году назначен на штатную должность ординарного профессора. С февраля 1907 года он исполняет обязанности инспектора академии.

В 1908 году написал работу "Значение великой московской смуты в общем ходе политического развития допетровской Руси", за которую получил премию свт. Макария. В качестве основных причин смуты Завитневич видел вражду и взаимную борьбу отдельных лиц и общественных классов. Он подчеркивает роль Православной Церкви в разрешении событий смуты.

12 марта 1912 года синодальным решением утвержден почетным членом академии во внимание к его многолетней службе в академии и учено-литературной деятельности. Одновременно он награждается премией епископа Сильвестра.

В этом же году он пишет работу "Вопрос о народности в его научной постановке".

"Пока у нас миллионы народа, органически связанного веками выработанным живым национальным чувством со всем богатством его содержания, - пишет ученый, - пока наша душа способна откликаться на родную речь, пока святыни народа являются и нашими святынями, его история - нашей историей, его горе и радость - нашим горем и радостями, до тех пор можно быть уверенным, что проповедь о национальном самоотречении будет иметь успех лишь среди случайных выкидышей нашего народного организма".

В 1917-1918 годах участвовал в качестве делегата во Всероссийском Церковном Соборе.

С 1917 по 1927 годы подрабатывал во Всеукраинской Академии наук, сотрудничал на аккордных условиях и исторической секцией М.С.Грушевского.

Скончался в начале марта (по другим сведениям - в феврале) 1927 года. Похоронен на Киево-Щековицком кладбище (в 1960-х годах кладбище было снесено).

Основные труды

  • Палинодия Захарии Копыстенского и ее место в истории западнорусской полемики XVI и XVII вв.,1883
  • Владимир святой как политический деятель, 1888
  • Великий князь киевский Святослав Игоревич и историческое значение его богатырских подвигов, 1888
  • Значение первых славянофилов в деле уяснения идей народности и самобытности, 1891
  • К вопросу об историческом призвании русского народа, 1893
  • Рационализм как источник неверия и сектантства, 1900
  • Памяти А.С. Пушкина. О значении личности в истории, 1899,
  • Религиозное состояние Н.В. Гоголя в последние годы его жизни, 1902
  • Место А.С. Хомякова в истории русского народного самосознания, 1904
  • Из системы философско-богословского мировоззрения А.С. Хомякова, 1906
  • Манифест 17 октября в историческом освещении, 1906
  • Значение великой Московской смуты в общем ходе политического развития допетровской Руси, 1908
  • Вопрос о народности в его научной постановке, 1912
  • Алексей Степанович Хомяков (т. I,1902; т. II, 1913)

Использованные материалы

  • Киселев В.Н. Исследователь внимательный и трудолюбивый, Минск, 2007



[1]  Крест, которым преподобный игумен Сергий благословил Великого князя Дм.Ив.Донского на борьбу с Мамаем, 1889

Редакция текста от: 13.11.2019 19:26:59

"ЗАВИТНЕВИЧ ВЛАДИМИР ЗЕНОНОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google