Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПАИСИЙ (ВЕЛИЧКОВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Паисий (Величковский). Прижизненный портрет
Прп. Паисий (Величковский). Прижизненный портрет
Паисий (Величковский) (1722 - 1794), архимандрит Ня́мецкого монастыря, преподобный

Память 15 ноября, 17 ноября (РПЦЗ [1]), в Соборах Молдавских и Полтавских (Укр.) святых, а также Афонских преподобных, преподобных русских Святогорцев, преподобных отцов-колливадов Афонских (Греч.), Соборе Румынских святых (Румын. [2]) и Соборе святых покровителей Молдовы (Молд. [3])

В миру Петр Величковский, родился 21 декабря 1722 года в городе Полтаве в семье соборного протоиерея Успенского храма Полтавы. В своей автобиографии о. Паисий указывал, что с отцовской стороны он казачьего, а с материнской - еврейского происхождения. В связи с тем, что после смерти отца и братьев Паисий остался единственным наследником, в 1735 году мать представила его архиеп. Киевскому Рафаилу (Заборовскому), подав владыке прошение о передаче сыну места священника Успенской церкви [4].

В 1735-1739 годах Петр обучался в Киево-Могилянской академии, на каникулы уезжал домой, в Полтаву. Последний учебный год он провел без усердия, тяготился противоречием между светским образованием и стремлением к монашеству, но впоследствии признавал, что обучение существенно помогло ему в занятиях переводами.

В октябре 1740 года он со случайными попутчиками уплыл на корабле вверх по Днепру и Десне в Чернигов, в конце 1740 года поступил в Любечский монастырь, но через три месяца, в 1741 году, из-за притеснений нового игумена покинул обитель.

В поисках достойных образцов монашеской жизни Петр путешествовал по монастырям и скитам, в июле 1741 года поступил в Медведовский Никольский монастырь на острове р. Тясмин (близ г. Чигирина), трудился на  клиросе и в трапезной.

6 августа 1741 года принял рясофор с именем Парфений, но по ошибке братия стала называть его Платоном [5]. Восприемник при постриге иером. Никодим вскоре ушел из обители, заповедав юному постриженику поучаться монашеской жизни по книгам св. отцов.

Осенью 1741 года в результате гонений греко-католиков монастырский храм был закрыт, братия постепенно уходила из Медведовской обители. К декабрю о. Парфений вместе с монахами Мартирием и Крискентом отправился в Киево-Печерскую лавру. В г. Василькове, на границе, его задержали польские власти почти на шесть недель. Только в январе 1742 года он поселился в лавре, получил послушание в гравировальной мастерской у иеросхим. Макария при начальнике типографии иером. Вениамине, также пел на клиросе. Зимой 1742/1743 года некий монах, помощник кузнеца, предсказал Парфению скорый уход из лавры. В конце января - начале февраля 1743 года Парфения посетил его друг, Алексей Филевич, напомнивший ему об их давнем обете не жить в больших благополучных обителях. После этой беседы Парфений вместе с Алексеем и двумя учениками из училищ (один из них - Михей) ушел из лавры.

Молдавские обители

В февраля 1743 года Парфений посетил Матронинский Троицкий монастырь, познакомился с иеросхим. Михаилом, учеником и спостником схим. Василия Поляномерульского. Иеросхим. Михаил посоветовал ему идти в Мунтянскую землю, в Никольский скит Трэистени (Трейстены), известный достойной монашеской жизнью. В апреле, после Пасхи, Парфений вместе с монахами Антонием, Феодулом и Иерофеем отправился в Молдавию, посетил скит Кондрица, затем скит Дэлхэуци (Долгоуцы), который возглавлял иером. Дорофей, ученик схим. Василия; в начале лета прибыл в скит Трэистени, познакомился с начальником иером. Дометием, учеником старца Михаила, со схим. Протерием, с переписчиком книг мон. Рафаилом и др. подвижниками, жизнь которых позже описал в «Автобиографии», а также с некоторыми переписчиками святоотеческих книг [6]. В Трэистени Парфению сообщили о намерении схим. Василия Поляномерульского рукоположить его во священника. Считая себя недостойным иерейского сана, Парфений отказался поселиться в обители схим. Василия. Однако духовные беседы старца оказали на него значительное влияние, многие авторы, изучавшие творчество преподобного, считают его учеником и последователем схим. Василия, о чем писал и сам о. Паисий [7].

В октябре 1743 года, после знакомства с пустынником схим. Онуфрием из горного скита Кырнул (в трех днях пути от Трэистени), преподобный вместе с несколькими братьями ушел в эту обитель, устроенную по уставу скитов Св. Горы Афон. Здесь он жил до начала лета 1745 года, слушая рассказы схим. Онуфрия об отшельнической жизни и следуя наставлениям иером. Алексия [8].

На Афоне

Летом 1746 года Парфений вместе с иером. Трифоном почти без средств предпринял путешествие через Галац на Афон [9]. Накануне дня памяти прп. Афанасия Афонского (5 июля) иноки прибыли в Великую Лавру, а затем перешли к братьям "славенскаго племени", находившимся под управлением монастыря Пантократор. После кончины иером. Трифона Парфений поселился в каливе Кипарис, посещал живших в этой местности монахов и пустынников, обходил скиты и монастыри в поисках духовного отца. Не встретив достойного наставника, он поселился в уединенной каливе недалеко от обители Пантократор и подвизался, читая святоотеческие книги, которые брал в сербских и болгарских обителях. В начале 1750 года на Афон пришел схим. Василий. Рассказав Парфению о трех чинах монашеского жительства и объяснив опасность несвоевременного и самовольного безмолвия, он постриг его в мантию с именем Паисий. На Св. Горе Паисий обрел и духовника, иером. Даниила из скита великомученика Димитрия Солунского, одновременно бывшего наставником и схим. Василия [10].

В 1754 году, после неоднократных просьб молдавского мон. Виссариона, Паисий принял его в ученики, но не как послушника, а как «единодушного брата» [11]. Вскоре Паисий стал принимать и других учеников - Парфения, Кесария, Иордакия, Мартирия - после испытания от двух до четырех и более лет. Для своей небольшой общины преподобный приобрел вторую каливу - выше первой, располагавшуюся от нее на расстоянии брошенного камня. Здесь Паисий с «немалым трудом и затратами» начал собирать, покупать или переписывать святоотеческие книги на славянском языке, а также пытался исправлять малопонятные славянскими переводы прошлых веков по др. слав. спискам. Поиск греческих первоисточников отеческих писаний в афонских обителях первоначально оказался безуспешным [12]. Постепенно вокруг Паисия образовалась община единомышленников.

Незадолго до 1757 года Паисий и 7 учеников-молдаван перешли в келью св. Константина, принадлежавшую монастырю Пантократор [13]. К концу года община насчитывала 12 человек: семь молдаван и пять славян. Богослужения совершались на молдавском и славянском языках. Братия построила пять помещений для проживания в келье св. Константина, также в 1757 году выкупила у монастыря Пантократор и восстановила ветхую келью св. Илии Пророка: в ней возвели каменную церковь, пекарню, кухню, ограду, архондарик, 16 келий. При этом братья, испытывавшие нужду в средствах, даже просили милостыню для пропитания. Преподобный ввел в обители общежительный устав, трудился вместе с братией, занимался рукоделием, вырезал ложки на продажу.

В 1758 году Паисий уступил настойчивым просьбам афонских иноков и был рукоположен во священника, а вскоре стал духовником Константинопольского патриарха Серафима II, проживавшего на покое в монастыре Пантократор [14]. Преподобный, служивший в Великой церкви монастыря Пантократор и постепенно обретший известность в монашеской среде Афона, стал подвергаться гонениям. Некий ревностный старец Афанасий, молдаванин из Кавсокаливийского скита, сначала устно, а около 1757-1758 годов письменно в особом послании обвинил Паисия в нарушении и сокращении установленного для монахов молитвенного правила, в замене церковного правила Молитвой Иисусовой, в неверном толковании трудов отцов Церкви, а также в излишнем доверии рукописным святоотеческим текстам [15]. Паисий показал это послание иером. Даниилу и некоторым старцам и по их благословению написал обстоятельное ответное послание старцу Афанасию в 14 главах [16]. В послании Паисий дискутирует со старцем в основном по вопросу богослужебного устава, в частности указывает, что устав у отшельников и общежительных монахов различен. Преподобный приводит ряд авторитетных мнений в подтверждение своей правоты (что говорит о его таланте полемиста) и укоряет Афанасия в том, что тот пренебрегает чтением святоотеческих книг.

Около 1761 года Паисий нашел святоотеческие книги на греч. языке в скиту свт. Василия Великого (на холме Св. Илии Пророка), основанном выходцами из Кесарии Каппадокийской. Это были сочинения прп. Антония Великого, прп. Григория Синаита, св. Филофея, св. Исихия, св. Диадоха, св. Фалассия, два «Слова о молитве» - прп. Симеона Нового Богослова и св. Никифора Уединенника и др. [17]. Некоторые из этих книг переписывал для Паисия инок Василиевского скита, а мон. Макарий из братства Паисия переводил на молдавский язык те поучения, которые в конце 1760-х годах вошли в сборник «Драгомирское Добротолюбие» [18]. По совету патриарха Серафима и по благословению Протата община преподобного (более 50 чел.) переселилась в обремененный долгами пустующий монастырь Симонопетра, но после трехмесячного пребывания в нем братия, не способная оплачивать монастырские долги и испытывавшая притеснения турецких властей, вернулась в Илиинский скит [19].

Возвращение в Молдавию

В 1763 году прп. Паисий и его община (64 чел.) единодушно решили уйти в Молдавию. Преподобный нанял два корабля: на один погрузился сам с братьями-славянами, а на другой сели иером. Виссарион и братья-молдаване. Подвижники прибыли в Валахию, в Варзарештский скит

Преподобный направил делегацию из трех братьев (среди них - Георгий Черникский) к митрополиту Бухарестскому с просьбой предоставить им какого-либо монастырь для проживания. Получив отказ, Паисий направился в Яссы, где был принят митр. Молдо-Влахийским Гавриилом (Каллимаки) и господарем Григоре Каллимаки. Паисиевскому братству был предоставлен монастырь Драгомирна.

За три года число Драгомирнской братии утроилось. Устроитель братства отец Паисий написал и ввел устав по чину свв. Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской горы. Основные идеи этого устава: нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимница, церковные художества и др.).

Земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны в 1774 году отошла к римо-католической Австрии. Авва Паисий, не видя возможности мира духовного для православных в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию - 350 человек. Господарь Григорий Гика и митрополит Молдавский Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Секульский монастырь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Прп. Паисий (Величковский). Прижизненный портрет
Прп. Паисий (Величковский). Прижизненный портрет
Когда братия умножилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келлии, то ему было повелено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 году, оставив часть братии в Секуле.

Житие в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секула — общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. Паства преподобного умножилась, были иноки более чем 10 национальностей и число их к 1790 году возросло до 10 тысяч человек. В то время это была самая многолюдная обитель Православной Церкви.

В 1790 году, после занятия русскими войсками Молдавии, в Яссы прибыл главнокомандующий кн. Г. А. Потёмкин-Таврический, а вместе с ним и местоблюститель Молдо-Влахийского Экзархата архиеп. Екатеринославский Амвросий (Серебренников), который возвел Паисия в сан архимандрита [20].

В 1792 году преподобный добился разрешения устроить в Нямце типографию, но этот замысел был осуществлен только в 1807 году попечением митр. Вениамина (Костаки).

На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского. Преподобный Паисий приводил многочисленные доказательства и свидетельства святоотеческого почитания умной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», которая есть и моление, и исповедание веры. «Умно-сердечная молитва — для преуспевающих, для средних — пение, то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных — послушание и труд», — поучал старец.

Прп. Паисий скончался 15 ноября 1794 году, пожив 72 года. Был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня.

Его переводы с греческого на славянский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в славянской литературе, читались повсюду. Так, им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, «Ответы» преподобных Варсонофия и Иоанна, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, «Восторгнутые класы» — сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое.

6-9 июня 1988 года прп. Паисий был канонизирован на Поместном Соборе РПЦ, 20 июня 1992 года канонизирован Румынской Православной Церковью.

Мощи прп. Паисия (Величковского) были обретены 23 сентября 2013 года и после исследований выставлены для поклонения.

Молитвословия

Прп. Паисий (Величковский)
Прп. Паисий (Величковский)
Тропарь, глас 2

Стра́нен быв на земли́,/ Небе́снаго Оте́чества дости́гл еси́,/ преподо́бне о́тче Паи́сие,/ добротолю́бия подви́жниче,/ ве́рных научи́л ум к Бо́гу возводи́ти/ и се́рдцем к Нему́ взыва́ти:/ Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий,// поми́луй мя, гре́шнаго.

Кондак, глас 8

Избра́нный и́ноческаго жития́ ревни́телю,/ я́ко пчела́ многотру́дная, писа́ньми оте́ческими ду́ши на́ша снабди́л еси́,/ коего́ждо наставля́я на путь спасе́ния./ Сего́ ра́ди зове́м ти:/ ра́дуйся, Паи́сие прему́дре,// ста́рчества духо́внаго в стране́ на́шей возроди́телю.

Литература

  • Ганицкий М., свящ. К жизнеописанию старца Паисия Величковского // Кишинёвские ЕВ. 1883. № 4. С. 103-111; № 8. С. 278-290;
  • Порфирий (Успенский), еп. История Афона. СПб., 1892. Т. 3;
  • Паисий Величковский, подвижник благочестия 2-й пол. прошлого ст. // Полтавские ЕВ. 1897. № 22/23. С. 829-846;
  • Паисий Величковский и его значение в истории правосл. монашества // Кишинёвские ЕВ. 1898. № 18. С. 581-586; № 19. С. 609-613; № 20. С. 654-659; № 21. С. 703-712; № 22. С. 737-748; № 23. С. 771-780; № 24. С. 799-806;
  • Яцимирский А. И. Послание старца Паисия Величковского к братии Поляноворонской обители (в Буковине) по поводу учения мон. Феопемпта, хулившего умную молитву, с приложением во оглавлении тридесяти пяти преподобных и богоносных отец наших написавших о ней // ЧОИДР. 1899. Кн. 2. Отд. 4. С. 6-15;
  • он же. Славянские и рус. рукописи румын. б-к. СПб., 1905;
  • Никодим (Кононов), архим. Старцы: О. Паисий Величковский и о. Макарий Оптинский и их лит.-аскетическая деятельность. М., 1909;
  • Боровкова-Майкова М. Нил Сорский и Паисий Величковский: Сб. ст. СПб., 1911;
  • Iorga N. Mănăstirea Neamţului: Viaţă călugărească şi muncă pentru cultură. Vălenii-de-Munte, 1912;
  • idem. Istoria Bisericii Româneşti şi a vieţii religioase a românilor. Bucur., 1928-1930, 19952. 2 vol.;
  • Hausherr I. La méthode d'oraison hésychaste // OCP. 1927. Т. 9. N 2. P. 99-210;
  • Schwarz M. Un réformateur du monachisme orthodoxe au XVIIIe siecle: Paisios Velickovskii // Irenikon. Amay-sur-Meuse, 1934. Vol. 11. N 6. P. 561-572;
  • Viaţa şi nevoinţele fericitului Paisie, stareţul sfintelor monastiri Neamţul şi Secul / Ed. G. Racoveanu. Râmnicu-Vâlcea, 1935;
  • Mihail P. Stareţul Paisie Velicicovschi şi erezia de la mănăstirea Poiana Voronei din Moldova // Arhivele Basarabiei Chişinău. 1938. An. 10. N 1/4. P. 69-79;
  • idem. Traduceri patristice ale stareţului Paisie // Mitropolia Oltenei. Craiova, 1972. An. 24. N 3/4. Р. 217-223;
  • idem. În legătură cu participarea Episcopul Veniamin Costachi la înmormântarea Stareţului Paisie de la Neamţu // BOR. 1987. An. 105. N 3/4. Р. 109-116;
  • idem. Slujba sfîntului cuviosului Paisie de la Neamţu: După manuscrisul aflat la Muntele Athos în schitul Sf. Ilie împreună cu portretul său. Bucur., 1993;
  • idem. Legăturile cu Ardealul ale stareţului Paisie de la Neamţu // Revista de istorie şi teorie literară. Bucur., 1997. An. 45. N 1/2. P. 61-67;
  • Леонид (Поляков), иером. Схиархим. Паисий Величковский и его лит. деятельность: Дис. / ЛДА. Л., 1956. 2 т.;
  • он же. Лит. деятельность Паисия Величковского // ВРЗЕПЭ. 1973. № 81/82. С. 69-104; № 83/84. С. 203-238;
  • Ταχιάος Α.-Α. Ο Παϊσιος Βελιτσκόφσκι (1722-1794) και η ασκητοφιλολογική σχολή του. Θεσ., 1964;
  • idem (Tachiaos). The Slavonic manuscripts of Saint Panteleimon Monastery (Rossikon) on Mount Athos. Thessal., 1981;
  • idem. The Revival of Byzant. Mysticism among Slavs and Romanians in the XVIIIth Cent.: Texts Relating to the Life and Activity of Paisy Velichkovsky (1722-1794). Thessal., 1986;
  • idem (Тахиаос А.-Э.). Возрождение правосл. духовности старцем Паисием Величковским. М., 1989;
  • idem (Tachiaos). Paisij Velickovskij and Grigorij Savvic Skovoroda: Two Unconventional Reactions to Kievan Theology // Filologia e letteratura nei paesi slavi: Studi in onore di Sante Graciotti / Ed. G. Broggi-Bercoff et al. R., 1990. P. 613-621;
  • idem (Тахиаос А.-Э. Н.). Предварительный список полной библиографии о св. Паисии Величковском // Cyrillomethodianum. Thessal., 1993/1994. T. 17/18. P. 212-227;
  • Papoulide s K. K. Le starets Paissij Velitchkovskij (1722-1794). Аthènes, 1968;
  • Iларiон (Огiєнко), митр. Старець Паïсiй Величковський: Його життя, праця та наука. Вiннiпег, 1975;
  • Hainsworth D. C. Staretz Paisy Velichkovsky (1722-1794): Doctrine of Spiritual Guidance. S. l., 1976;
  • Linţa E. Catalogul manuscriselor slavo-române din Iaşi. Bucur., 1980-1985. 4 vol.;
  • idem (Линца Е.). Паисий Величковский - един измежду последните големи църковнослав. книжовници // Palaeobulgarica = Старобългаристика. София, 1983. Год. 7. № 3. С. 14-42;
  • Ciprian (Zaharia), arhim. Contribuţia românească la personalitatea: Opera şi amintirea stareţului Paisie Velicicovski. Bistriţa, 1985 [Рукопись];
  • Zamfirescu D. Isaac Dascălul: Biografia inedită a stareţului Paisie cei Mare // Revista Fundaţiei Drăgan. R., 1987. N 3/4. P. 456-554;
  • Четвериков С. И. Молдавский старец Паисий Величковский: Его жизнь, учение и влияние на правосл. монашество. П., 1988;
  • он же. Правда христианства: Молдав. старец Паисий Величковский: его жизнь, учение и влияние на правосл. монашество. М., 1998;
  • Кенанов Д. Преводческата школа на Паисий Величковски: Търсене на истинните слав. книги // Palaeobulgarica. 1989. № 1. С. 96-109;
  • Сводный кат. молдав. рукописей, хранящихся в СССР: Колл. Новонямецкого мон-ря (XIV-XIX вв.) / Сост.: В. С. Овчинникова-Пелин. Киш., 1989;
  • Piovano A. Santità e monachesimo in Russia. Mil., 1990;
  • Amore del bello: Studi sulla Filocalia: Atti del «Simposio intern. sulla Filocalia». Roma, nov. 1989. Magnano, 1991;
  • Aubry M. St. Païssius Vélichkovsky. Lausanne, 1992;
  • Ştrempel G. Catalogul manuscriselor româneşti. Bucur., 1992. Vol. 4;
  • Pelin V. La correspondance du staretz Paisie du monastère de Neamţu // RESEE. 1993. Vol. 31. Р. 397-414;
  • eadem. The correspondence of abbot Paisie from Neamţ II // Ibid. 1994. Vol. 32. Р. 73-81;
  • eadem. The correspondence of abbot Paisie from Neamţ III: Letter to Teodosie, archimandrite at the Sofroniev Hermitage // Ibid. Р. 349-366;
  • Радев И. Паисий Величковски - отгласи о делото му в Светопреображенски манастир // Език и лит-ра. София, 1993. Т. 48. № 5/6. С. 20-25;
  • Subtelny O. Die Zeit der Het'mane (17.-18. Jh.) // Geschichte der Ukraine / Hrsg. F. Golczewski. Gött., 1993. S. 92-125;
  • Паисий Величковски и неговата книжовна школа: Сб. мат-ли от науч. конф. «Прп. Паисий Величковски, неговата книжовна школа и културата на югоизточна Европа», Велико Търново 13 окт. 1992 г. Вел. Търново, 1994;
  • Сыщикова М. А. Рукописная б-ка старца Паисия Величковского в фондах БАН СССР // Мат-лы и сообщ. по фондам отд. редкой и рукописной книги БАН СССР. СПб., 1994. С. 253-270;
  • Gherasim (Cucoşel), ep. Catalogarea manuscriselor româneşti din biblioteca mănăstirii Secu. Suceava, 1994;
  • Seraphim (Rose), fr. Little Russian Philokalia. Vol. 4: St. Paisius Velichkovsky. Platina, 1994;
  • idem. Blessed Paisius Velichkovsky. Platina, 1976, 1994;
  • Пентковский А. М. История издания слав. «Добротолюбия». М., 1995. Ркп.;
  • Paisianismul: Un moment românesc in istoria spiritualitatii Europene / Ed. D. Zamfirescu. Bucur., 1996;
  • Илия (Читтерио), иером. Учение прп. Паисия Величковского по письменным свидетельствам. Пер. с итал.: А. Баунова // Правосл. община. М., 1997. Вып. 42. С. 61-82;
  • Cândea V. Cuvinte despre ascultare: Publicate de ucenicii cuviosului Paisie Stareţul la mănăstirea Neamţu în anul 1817. Bucur., 1997;
  • Viaţa Cuviosului Paisie de la Neamţ / Ed. I. Ivan. Iaşi, 1997;
  • Paisij, lo starec: Atti del III Convegno ecumenico intern. di spiritualita russa «Paisij Velickovskij e il suo movimento spirituale», Bose 20-23 settembre 1995. Magnano, 1997;
  • Лисовой Н. Н. Две эпохи - два Добротолюбия // Церковь в истории России. М., 1998. Сб. 2. С. 108-178;
  • Cuvinte şi scrisori duhovniceşti / Ed. V. Pelin. Bucur., 1998-1999. 2 vol.;
  • Турилов А. А., Мошкова Л. В. Слав. рукописи афонских обителей. Фессалоники, 1999;
  • Паюл И., прот. Слав. ученики прп. Паисия XVIII - нач. XIX вв.: Дис. / МДА. Серг. П., 2001;
  • Старик В. Неопублiкованi листи Паïсiя Величковського до Запорозького Вiйска - важливi свiдчення украïнського духовного життя на Буковинi в 2-й пол. XVIII ст. // Буковинський журнал. Чернiвцi, 2002. № 3/4. С. 152-173;
  • Егорова М. С. Рус. аскетические сборники XIV-XVI вв. как тип сборника // ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 181-234;
  • Родионов О. А. Прп. Паисий Величковский и колливады: Новые свидетельства? // Каптеревские чт. М., 2013. Вып. 11. С. 17-28;
  • он же. Предисловие к слав. «Добротолюбию»: История текста // Там же. 2014. Вып. 12. С. 151-180;
  • он же. Беседа преподобных Григория Синаита и Максима Кавсокалива в переводе старца Паисия Величковского: К истории одного «филокалического» текста // Там же. 2015. Вып. 13. С. 303-314;
  • он же. Забытый памятник исихастской книжности XVIII в. // Там же. 2016. Вып. 14. С. 125-145;
  • он же. Заметки о рукописной традиции «Глав» Каллиста Ангеликуда // 2017. Вып. 15. С. 77-86;
  • Marcu (Petcu), ierom. Stareţul Paisie Velicikovski: Mănăstirea Dragomirna şi prima Filocalie in limba română // Dragomirna şi ctitorii ei: Actele colocviului din 20-23 iulie 2009. Putna, 2014. P. 65-88;
  • Шумило С. В. Прп. Паисий Величковский и Запорожская Сечь: Малоизв. письма прп. Паисия Величковского к кошевому атаману Войска Запорожского Петру Калнышевскому. К.; Серпухов, 2015;
  • он же. Прп. Паисий Величковский и последний Кошевой атаман Запорожской Сечи П. Калнышевский: Малоизв. письма // Афонское наследие: Альм. К.; Чернигов, 2015. Вып. 1/2. С. 336-365;
  • вiн же. До iсторiï iгуменства прп. Паïсiя Величковського в мон-рi Симонопетра на Афонi за невiдомими ранiше архiвними док-тами XVIII ст. // Сiверянський лiтопис. 2017. № 1/2(133/134). C. 79-93;
  • он же. Неизвестное письмо прп. Паисия Величковского за 1763 г. и др. док-ты, касающиеся его игуменства в мон-ре Симонопетра // Афонское наследие. 2017. Вып. 5/6. С. 231-255;
  • он же. Прп. Паисий Величковский и попытка воссоздания Русика в мон-ре Симонопетра: Неизвестные письма с Афона // Русь - Св. Гора Афон: 1000 лет духовного и культурного единства: Мат-лы междунар. науч. конф. 21-23 сент. 2016 г. М., 2017. С. 318-338;
  • Жгун М. А. Нек-рые «книжные» ученики прп. Паисия Величковского: Миссия и призвание // Паисиевские чт.: Мат-лы V междунар. богосл.-практ. конф. 2017. С. 18-27;
  • Жгун П. Б. Разночтения в списках 2-го послания прп. Паисия (Величковского) к архим. Феодосию (Маслову), проливающие свет на особенности перевода «паисиевской» школы // Каптеревские чт. 2017. Вып. 15. С. 215-227;
  • он же. Рукописи прп. Паисия (Величковского) и его учеников: Проект свод. каталога // Преподобне отче Паисие, Добротолюбия подвижниче: Сб. докл. по итогам науч. чтений. СПб., 2018. С. 12-28;
  • Жгун М. А., Жгун П. Б. Переводческая школа старца Паисия и ее связь с Макарием Коринфским и Никодимом Агиоритом // Паисиевские чт.: Мат-лы V междунар. богосл.-практ. конф. 2017. С. 28-35; Кат. слав. рукописей мон-ря Нямц / Сост.: П. Б. Жгун. Серпухов, 2017;
  • Жгун П. Б., Подковырова В. Г. Переводы прп. Паисия (Величковского) в контексте изданий «Добротолюбия» XVIII-XXI вв. // Преподобне отче Паисие, Добротолюбия подвижниче: Сб. докл. по итогам науч. чтений. СПб., 2018. С. 62-95;
  • Брискина-Мюллер А. Спор об уставе между Паисием Величковским и Афанасием Молдаванином: Страница истории Афона и паисианского братства // Афонское наследие. 2017. № 5/6. С. 256-285;
  • она же. Прп. Паисий Величковский как игумен мон-ря Симонопетра: К обстоятельствам переселения прп. Паисия и его братства с Афона в Молдавское княжество (1763 г.) // ТКДА. 2018. № 29. С. 235-257.

Использованные материалы

  • "Преподобный Паисий Величковский", страница календаря на портале Православие.Ru:
  • Минея дополнительная. Выпуск 1. - М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2005, с. 77 (молитвословия)
  • М. А. Жгун, П. Б. Жгун. «Паисий». // «Православная энциклопедия» Т. 54, С. 204-215 (использовано частично)



[1]  Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2020 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2019, с. 145, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/PDF-Choir-Calendar-202...pdf.

[2]  "Duminica a 2-a după Rusalii (a Sfinților români)", портал Doxologia (Славословие) - https://doxologia.ro/vietile-sfintilor/sinaxar/toti-sfintii-...ane

[3]  "Soborul Sfinților Ocrotitori ai Moldovei" // Страница календаря, используемого на официальном сайте Православной Церкви Молдовы, https://calendar.ortodox.md/calendar/entry/RO/2a294d9a-a948-...129.

[4]  Bibl. monast. Secu. 6. Fol. 2v - 3

[5]  Bibl. monast. Secu. 6. Fol. 39-39v

[6]  Bibl. monast. Secu. 6. Fol. 60-62v

[7]  Библиотека Рильского монастыря. № 5/25. Л. 44-44 об.

[8]  Bibl. monast. Secu. 6. Fol. 78-79

[9]  BMN. 212. Fol. 41v

[10]  Библиотека Рильского монастыря. № 5/25. Л. 45

[11]  BMN. 212. Fol. 43v

[12]  BMNN. 2119.2.22. Fol. 58

[13]  Библиотека Рильского монастыря. № 5/25. Л. 14

[14]  BMN. 212. Fol. 45-46v

[15]  Cuvinte şi scrisori duhovniceşti. 1998. Vol. 1. P. 21-22

[16]  Библиотека Рильского монастыря. № 5/25

[17]  Жгун, Жгун, сост. 2014. С. 357

[18]  Bucur. Acad. Romana. Bibl. rom. 2199

[19]  BMN. 212. Fol. 48

[20]  РНБ. 1271.7. Л. 48

Редакция текста от: 18.01.2025 16:47:44

"ПАИСИЙ (ВЕЛИЧКОВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google