Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИЕРЕМИЯ (СОЛОВЬЕВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Иеремия (Соловьев)
Еп. Иеремия (Соловьев)
Иеремия (Соловьев), в схиме Иоанн (1799 - 1884), епископ б. Нижегородский

В миру Соловьев Иродион Иванович, родился 10 апреля 1799 г. в семье пономаря села Георгиевского Ливенского уезда Орловской губернии.

В 1810 году поступил в Севскую духовную семинарию, которую окончил 25 сентября 1819 года.

10 сентября 1820 г. определен учителем греческого языка и инспектором в Севское духовное училище.

В 1822 году поступил в Брянский Печерский монастырь.

Вскоре старцем монастыря Смарагдом он был представлен кандидатом для продолжения образования в Московскую духовную академию, но затем по просьбе его друга Иннокентия Борисова произошло изменение. 10 сентября 1824 г. он вызван в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии, где 25 ноября пострижен в монашество, а 25 декабря того же года рукоположен во иеродиакона.

14 августа 1827 г. по окончании академии рукоположен во иеромонаха и назначен законоучителем 2-го кадетского корпуса.

В 1828 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры.

7 сентября 1829 г. назначен бакалавром Санкт-Петербургской духовной академии.

2 сентября 1830 г. перемещен инспектором Киевской духовной академии и 5 октября того же года возведен в сан архимандрита.

С 30 января 1831 г. - экстраординарный профессор богословия.

6 июня 1834 г. утвержден ректором Киевской духовной семинарии и членом духовной консистории, а 21 августа назначен настоятелем Киевского Выдубицкого монастыря.

В 1837 г. обозревал монастыри Киевской епархии и назначен председателем Комитета по устроению Киево-Софийского духовного училища.

С 6 ноября 1839 г. - ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского училищного монастыря.

6 апреля 1841 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии.

2 января 1843 г. переведен епископом Кавказским и Черноморским.

Много полезного сделал для новоучрежденной Кавказской епархии, где устроил и освятил до 12 церквей и Иоанно-Мариинский женский монастырь. Им же была открыта Кавказская духовная семинария. На стипендии в ней преосвященный внес 8500 рублей собственный средств.

С 20 ноября 1849 г. - епископ Полтавский и Переяславский.

19 декабря 1850 г. перемещен на Нижегородскую кафедру.

17 июня 1857 г. уволен на покой в Нижегородский Печерский монастырь.

В 1860 г. тайно принял схиму с именем Иоанна.

15 февраля 1864 г. назначен настоятелем Нового монастыря на Алтае и начальником Алтайской миссии, но к месту назначения по старости не поехал.

Скончался 6 декабря 1884 г. Погребен в Благовещенском Нижегородском монастыре.

Это был архипастырь строгий и справедливый. Занимаясь внимательно и плодотворно епархиальными делами, уделяя время широкой благотворительности, преосвященный оставался сокровенным от мира подвижником, строгим аскетом. Он никогда не забывал, что он монах и строго хранил монашеские обеты.

Очень любил и почитал святителя Тихона Задонского и стремился подражать ему в своей жизни.

Ближайшим духовным другом и соратником преосвящ. Иеремии был архиеп. Иннокентий Херсонский. С детства они делили друг с другом радость и горе, поверяли друг другу мысли и чувства, обращались друг к другу за советом и оба единодушно любили прибегать к горячей молитве. Преосвящ. Иннокентий высоко ценил критический ум, зрелость суждений и благочестивые чувства своего друга. Все свои сочинения он давал на предварительную его (Иеремии) оценку, а Иеремия благоговел перед высоким талантом друга и считал за счастье быть ему полезным.

Отличаясь склонностью к уединенной иноческой жизни, преосвященный Иеремия с первых же дней архипастырского служения стал просить увольнения на покой. Его желание исполнилось, на покое он прожил 27 лет.

За свою богоугодную жизнь святитель Иеремия наделен даром прозорливости. "Пора домой", - были его последние слова, и он тихо почил от трудов своих.

Сочинения

Еп. Иеремия оставил автобиографические записки и ряд благоговейных размышлений, отличающихся глубокой назидательностью.

  • Сокровища сельских духовных уроков (в извлечении).
  • Воспоминания преосвящ. Иеремии о высокопреосвящ. Иннокентии, архиеп. Херсонском. Помещены в сочинен. Виноградова И., прот.
  • Преосвящ. Иеремия, еп. Нижегородский. Нижний Новгород, 1886.
  • Поучения, говоренные к нижегородской пастве с присовокуплением келейных его записок за 1851-1853 гг. (свящ. Покровский Д.). Нижний Новгород, 1890.
  • Святый Иоанн Креститель (изъяснительные письма).
  • Приб. к Ц. В., 1890, № 33, с. 1077-1082.
  • Иноческие письма (Душеп. собес., 1889, с. 309-312 и годы - 1894, 1895, 1896, 1898, 1900, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914).

Литература

  • Виноградов И., прот. Преосвящ. Иеремия, еп. Нижегородский. Нижний Новгород, 1886.
  • Андросов Иеремия (Соловьев) как благотворитель Нижегородской семинарии. Нижний Новгород, 1900.
  • Савва, архип. Хроника моей жизни (автобиогр. записки). Св.-Троицк. Серг. Лавра, 1902, т. IV, с. 631; 1904, т. V, с. 492, 493, 813, 857, 863.
  • Адриан, иером. Жизнеописание иером. Николая, духовника Киево-Печерской Успенской Лавры. Киев, 1900, с. 10.
  • Воскресенский А. Многоскорбн. уч. преп. Серафима Саров. игум. Павло-Обнор. м-ря. Вологда, 1914, с. 79.
  • Мухин Киево-Братский училищный монастырь.
  • Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 179-181.
  • Денисов, с. 300, 544, 782.
  • Ефремов Л., прот. Блаж. памяти о. Иоанн Борисов, свящ. Преобр. церкви в г. Ельце. М., 1870, с. 24, 25.
  • Н. Д., с. 17, 29, 58, 77.
  • Булгаков, с. 1403, 1406, 1409, 1413.
  • Евтропов. Об еп. Нижегор. Иеремии (Соловьеве) (Записки Иеремии). Томск, 1901.
  • Толстой Ю., № 300.
  • Строев П., с. 10-11, 20, 25, 608, 928, 1025.
  • Списки архиереев, № 300.
  • Юбилейный сборник, с. 545.
  • Историч. свед. о г. Арзамасе, 1911, с. 70, 87, 217, 242, 246.
  • Киево-Златоверх. Мих. м-рь. Киев, 1889, с. 136.
  • Духовный дневник еп. Арсения (Ждановского), 1918, с. 608-609.
  • Нижегородские еп. вед., 1885, № 24.
  • -"- 1902, № 10.
  • Церковный вестник, 1884, № 50.
  • Истор. вестн., 1884, ноябрь, с. 312 п/с. 2; декабрь, с. 548, п/с. 1.
  • -"- 1888, ноябрь, с. 12.
  • -"- 1889, № 9 (статья Титова).
  • -"- 1890, ноябрь, с. 502.
  • Рус. инок, 1915, № 12-13, с. 735-742.
  • Рус. палом., 1904, № 31, с. 538-540.
  • Прав. собес., 1898, январь, с. 49.
  • -"- 1901, март, с. 310.
  • Самар. еп. вед., 1874, № 9, с. 198.
  • Душеп. чтен., 1895, март, с. 575, 576.
  • -"- 1897, октябрь, с. 267-271; ноябрь, с. 466-470.
  • -"- 1899, январь, с. 518.
  • Ж. П. Б., т. III, с. 207; т. IV, с. 90-91; т. X, с. 311; т. XII, с. 151-160.
  • Ж. М. П., 1945, № 12, с. 42, 43.
  • -"- 1957, № 1, с. 24.
  • Рус. архив, 1901, кн. 1-я, с. 41-44 (Переписка архип. Нила с еп. Иеремией о месте кончины Арсения Мацеевича).
  • -"- 1903, кн. 2-я, № 6, с. 281.
  • БЭЛ, т. VI, с. 311; т. VII, с. 641; т. X, с. 619.
  • БЭС, т. I, с. 1042; т. II, с. 1634, 1839.
  • РБС, т. VIII, с. 164-165.

Использованные материалы

Редакция текста от: 20.03.2015 21:08:37

"ИЕРЕМИЯ (СОЛОВЬЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google