Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНТОНИН (ГРАНОВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Антонин (Грановский), Фото с сайта Троице-Сергиевой Лавры
Еп. Антонин (Грановский), Фото с сайта Троице-Сергиевой Лавры
Антонин (Грановский) (1865 - 1927), б. епископ Владикавказский и Моздокский, обновленческий епископ Московский

В миру Грановский Александр Андреевич, родился 21 ноября 1865 года в селе Хоришки Кобелякского уезда Полтавской губернии в семье диакона.

В 1887 году окончил Полтавскую духовную семинарию, в 1891 году - Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, магистранта. Во время учебы особое внимание уделял изучению древних языков (знал древнееврейский и древнеарабский).

22 февраля 1890 года принял монашеский постриг с наречением имени Антонин, а 17 июня того же года рукоположен во иеромонаха.

По окончании академии был оставлен при ней помощником инспектора.

В 1892 году назначен смотрителем московского Донского духовного училища, в 1893 году - Киево-Подольского духовного училища, в 1895 году - инспектором Тульской духовной семинарии, в 1897 году переведен преподавателем в Холмскую духовную семинарию.

В 1898 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором Благовещенской духовной семинарии.

11 августа 1899 года, согласно собственному прошению, переведен на должность цензора в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет [1].

Причину частых должностных перемещений биографы объясняют его несдержанным характером и эксцентричным поведением, приводившим к конфликтам с духовным, а в бытность его ректором Благовещенской духовной семинарии, и с гражданским начальством. Перевод в Санкт-Петербург связан с покровительством ему митр. С.-Петербургского Антония (Вадковского), ценившего его дарования и ученость.

В 1901 году назначен старшим цензором Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета на место архимандрита Владимира (Благоразумова), возведенного в сан епископа Сарапульского, первого викария Вятской епархии.

18 февраля 1902 года советом КДА был удостоен степени магистра богословия за сочинение «Книга пророка Варуха: Репродукция». Эта работа может быть поставлена в один ряд с трудами немецких гебраистов XIX в. Х. Плеснера, Э. Френкеля, В. Хербста и Кнейдера, предпринимавших попытки реконструировать утраченный евр. текст книги Варуха, опираясь на греч. и сир. переводы (Септуагинту и Пешито).

22 февраля 1903 года последовало утверждение доклада Св. Синода о возведении старшего члена С.-Петербургского духовно-цензурного комитета архимандрита Антонина в сан епископа Нарвского, с присвоением ему именования третьего викария Санкт-Петербургской епархии [2].

2 марта 1903 года был хиротонисан во епископа Нарвского, третьего викария Санкт-Петербургской епархии, с 1904 года - второй, с 1905 года - первый викарий Санкт-Петербургской епархии.

Принимал участие в проходивших в Санкт-Петербурге в 1901-1903 года. Религиозно-философских собраниях, где сблизился с В. В. Розановым.

В 1905 году состоял членом Комиссии по выработке правил о свободе печати.

8 февраля 1908 года уволен на покой, согласно прошению, «по болезни». Подлинной причиной увольнения явилось вызвавшее недовольство императорского двора непроизнесение им на богослужениях при поминовении государя титула "самодержавнейший" в связи, как объяснял он сам, с установлением в России после манифеста 17 октября 1905 года "конституционного строя". Поводом к увольнению явились также публикации в газете "Новое время" его статей, в которых сочетание законодательной, исполнительной и судебной властей в государстве он уподоблял Св. Троице, что было расценено почти как ересь.

На покое проживал в Санкт-Петербургской Троице-Сергиевой пустыни, в ноябре 1912 года принимал участие в отпевании митр. Антония (Вадковского).

22 декабря 1913 года назначен на Владикавказскую и Моздокскую кафедру.

По настоянию Петроградского митр. Питирима (Окнова) 16 января 1917 года был уволен на покой "по болезни" (обострение белокровия) с определением пребывания в московском Богоявленском мужском монастыре, где он впервые стал вводить литургические новшества, за что в 1921 году был запрещен в священнослужении свт. Тихоном (Белавиным), патриархом Московским и всея России.

В мае 1921 года был избран заместителем председателя Собора Украинской Автокефальной Православной Церкви, созванного в Киеве Всеукраинской православной церковной радой, но участия в нем не принял, сославшись на плохое здоровье.

23 марта 1922 года дал интервью газете «Известия», в котором заявил о своем несогласии с позицией патриарха Тихона в отношении проводившегося властями изъятия церковных ценностей. За это 28 марта 1922 года по инициативе Л. Д. Троцкого он получил приглашение принять участие в работе гос. Центральной комиссии помощи голодающим (Помгол) в качестве «лояльного епископа» с целью спровоцировать «раскол среди духовенства на конкретном вопросе: изъятие ценностей из церквей». 13 апреля постановлением Политбюро ЦК РКП(б) был утвержден членом ЦК Помгола как представитель «советского» духовенства для «работы по реализации церковных ценностей».

29 апреля 1922 года в качестве эксперта он принял участие в Московском процессе против духовенства и мирян, обвиненных в сопротивлении изъятию ценностей. Выступление Антонина, требовавшего безусловной передачи всех ценностей, в т. ч. евхаристических сосудов, по мнению церковной общественности, дало властям основания для вынесения смертного приговора 11 обвиняемым. Тогда же он обратился во ВЦИК с ходатайством об их помиловании. Очевидно, что в рассматриваемое время, как и позднее, предпринимал свои действия, согласовывая их с Е. А. Тучковым, курировавшим в ОГПУ «церковные дела».

В обновленчестве

13 мая 1922 года примкнул к группе «прогрессивного духовенства», которое возглавили прот. А. И. Введенский и свящ. В. Д. Красницкий, подписав вместе с ними воззвание, содержавшее обвинение патриарха Тихона в «церковной разрухе» и требовавшее «немедленный созыв Поместного Собора» для суда над ним. Так было положено начало обновленческому расколу.

19 мая 1922 года, поддерживаемый Тучковым, встал во главе самочинного обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ), тем самым придав расколу окончательное оформление. При этом он неизменно находился в оппозиции к Красницкому и возглавляемой им группе белого духовенства «Живая церковь» (ЖЦ), игравшей в июне 1922 - апреле 1923 года ведущую роль в обновленческом расколе.

6 августа 1922 года был назначен ВЦУ на Московскую кафедру с титулом "архиепископ Крутицкий", 20 августа принял титул "митрополит Московский и всея России".

6-17 августа 1922 года в Москве состоялся Всероссийский съезд "Живой Церкви", на котором произошел разрыв между сторонниками Красницкого и группой Антонина, не вернувшегося на съезд после первого заседания. Считая ЖЦ "поповским профсоюзом, желающим только жен, наград и денег", он выступал против второбрачия духовенства, не поддержал идеи закрытия всех монастырей и упразднения епископата. 24 августа того же года он встал во главе «Союза церковного возрождения» (СЦВ) - обновленческой группировки, стремившейся в отличие от сословно-клерикальной ЖЦ найти опору в мирянах. В Положении СЦВ так определялась его задача: "Союз отвергает кастовое крепостничество и кастовое утверждение интересов «белого попа». Союз стремится к улучшению церковных порядков по девизу: все для народа и ничего для сословия, все для Церкви и ничего для касты".

22 сентября 1922 года он заявил о своем разрыве с живоцерковниками и выходе из ВЦУ, 23 сентября постановлением ВЦУ он был освобожден от всех должностей. Красницкий обратился в ГПУ с просьбой выслать Антонина из Москвы, т. к. "он становится знаменем контрреволюции". В ответном письме Красницкому указывалось, что "органы власти... не имеют ничего против Антонина Грановского и нисколько не возражают против организации нового, второго ВЦУ". В отличие от ГПУ правительство России в это время стремилось предотвратить раскол в обновленчестве. О необходимости преодоления разногласий между группами Антонина и Красницкого говорилось в справке ВЦИК, подготовленной к заседанию его президиума в конце сентября 1922 года. В результате между основными обновленческими течениями был достигнут временный компромисс.

В октябре 1922 года Антонин вернулся на пост председателя ВЦУ, после того как оно было реорганизовано на коалиционных началах, включив в себя представителей ЖЦ, СЦВ и новообразованной группировки «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ), который возглавил Введенский.

На обновленческом «Втором поместном соборе Православной Российской Церкви» (Москва, 29 апреля - 9 мая 1923) Антонин был избран его почетным председателем, однако фактическое руководство «Собором» осуществляли Введенский и Красницкий. 8 мая вошел в состав избранного «Собором» Высшего церковного совета (ВЦС) в качестве его председателя. Но уже 24 июня в результате резкого конфликта с членами ВЦС, прежде всего с Красницким, был освобожден от всех занимаемых постов и уволен на покой. Этому предшествовала публикация в «Известиях» 17 мая 1923 г. статья Антонина «Азбука церковной реформы», ставшей программным документом СЦВ.

29 июня 1923 года начался период самостоятельного существования СЦВ, насчитывавшего несколько сот последователей, под руководством Антонина. Центром «Союза» стал собор Заиконоспасского монастыря в Москве, сторонники СЦВ имелись также в Петрограде, Харьковской и Владимирской епархиях. Особенностью данной группы было проведение радикальной литургической реформы. Помимо того что, как и другие обновленцы, Антонин в богослужебной жизни перешел на русский язык и григорианский календарь, он перенес престол из алтаря на середину храма, литургию стал совершать по особо им составленному и изданному чину, "рецензированному по чинам древних литургий". Будучи сторонником разнообразия литургической жизни Церкви, активно импровизировал в этой сфере, напр. вводил в состав богослужебных последований стихи современных поэтов.

С 26 октября 1923 года вновь стал именовать себя епископом, отказавшись от титула «митрополит». Последнее было связано с отказом СЦВ от любых званий, кроме трех иерархических степеней - епископа, пресвитера и диакона.

15 апреля 1924 года патриарх Тихон повторно издал указ о запрещении в священнослужении и предании церковному суду Антонина и бывшего архиеп. Евдокима (Мещерского), являвшегося председателем обновленческого Синода. 30 июня - 4 июля 1924 года в Москве прошел «Первый съезд, или собор» СЦВ, оказавшийся также последним, в нем приняло участие 120 чел., т. е. практически весь актив СЦВ. Порвав с другими вождями обновленчества, продолжал занимать непримиримую позицию по отношению к патриарху Тихону, что отразилось в его выступлениях на страницах советской печати в 1923-1925 гг., а также в материалах «Первого съезда, или собора» СЦВ.

В июне 1925 года обратился в печати к местоблюстителю Патриаршего престола митр. Петру (Полянскому) с призывом признать советскую власть [3]. В течение 1925 года с лекциями и публичными диспутами Антонин выступал во многих городах России.

Существуют свидетельства, что в мае 1926 года тяжелобольного Антонина посетил священнослужитель РПЦ с предложением раскаяться в грехе раскола и вернуться в лоно Церкви, на которое он ответил отказом.

Скончался 14 января 1927 года в Солдатёнковской больнице в Москве, погребен 16 января близ алтарной апсиды Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря. Арест в ноябре 1928 года его преемника епископа Василия (Лебедева) привел к прекращению деятельности СЦВ.

Сочинения

  • Киево-Подольская Успенская соборная церковь. К., 1891;
  • Книга пророка Варуха: Репродукция: Восстановление текста книги по первоисточникам. СПб., 1902;
  • Над пролитой кровью (о событиях 9 янв. 1905 г.) // Рус. паломник. 1905. № 6. С. 74-75;
  • Над бездною // Там же. С. 123; «Я есмь Альфа» // Там же. 1905. № 44. С. 692;
  • Речь к рабочим Путиловского завода // Там же. 1905. № 6. С. 74;
  • Гнев Божий: Из слова преосв. Антонина еп. Нарвского после панихиды по воинам, павшим при защите Порт-Артура // Там же. 1905. № 3/4. С. 34;
  • День радования: Из слова, произнесенного при благодарственном молебствии 7 авг. в Александро-Невской лавре // Там же. 1905. № 34. С. 526;
  • Божественная литургия, рецензированная по чинам древних литургий. М., 1923 (переизд.: Левитин-Краснов, Шавров. Очерки смуты. 1996. C. 600-614).

Литература

  • БСЭ. М., 1926. Т. 1. С. 186;
  • Левитин-Краснов, Шавров. Очерки смуты. С. 26-29, 53-56, 63-76, 109-120, 128-135, 152-156, 217-224, 260-298, 531-599;
  • Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 331-334;
  • Одинцов М. И. Русские Патриархи XX века. М., 1999. С. 76, 89, 101, 103, 126, 166;
  • Кравецкий А. Г., Плетнева А. А. История церковнославянского языка в России, кон. XIX - нач. XX в. М., 2001. С. 195-198.

Использованные материалы

  • Владислав Цыпин, прот., Иннокентий (Павлов), игум., "Православная Энциклопедия", Т. 2, с. 682-684:
  • Владимир Сорокин, прот., "Исповедник", церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова), СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 502-503.



[1]  Определение Св. Синода от 11-17 августа за № 3106 // Церковные ведомости. 1899. №34 (21 августа), с. 286.

[2]  Церковные ведомости. 1903. №4 (1 марта), с. 57.

[3]  Правосл. церк. вестн. 1925. № 6

Редакция текста от: 23.10.2022 15:29:43

"АНТОНИН (ГРАНОВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google