Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АЛЕКСИЙ (ГРОМАДСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Алексий (Громадский), нач. 1930-х годов. Фото из личного архива Александра Коряжкина
Архиеп. Алексий (Громадский), нач. 1930-х годов. Фото из личного архива Александра Коряжкина
Алексий (Громадский) (1882 - 1943), митрополит Волынский и Житомирский, экзарх Украины.

В миру Громадский Александр Якубович, родился 1 ноября 1882 года в селе Докудов на Подляшье в семье сельского православного псаломщика.

В 1904 году окончил Холмскую духовную семинарию, а в 1908 году - Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

В июле 1908 года был рукоположен во священника, служил в соборе города Холма, стал членом Холмской духовной консистории. Со 2 февраля 1916 года Холмский епархиальный наблюдатель церковных дел.

В 1917-1918 годах служил в Бессарабии, с 1918 года - протоиерей.

С 1918 года - преподаватель Кременецкой духовной семинарии, в 1921-1923 годах её ректор. В качестве одного из секретарей присутствовал в январе 1922 года на соборе епископов в Варшаве, где поддержал митрополита Варшавского Георгия, настаивавшего на немедленном провозглашении автокефалии Православной Церкви в Польше.

11 февраля 1922 года принял иноческий постриг с именем Алексия. В апреле 1922 года был хиротонисан во епископа Польской Православной Церкви. 3 сентября того же года стал епископом Луцким, викарием Волынской епархии, а с 12 октября того же года - правящий епископ Гродненской епархии [1].

С 10 февраля 1923 года - член Синода Польской Церкви.

С 21 апреля 1923 года - епископ Гродненский и Новогрудский, с 1 декабря 1924 года заместитель председателя митрополичьего совета.

В начале 1927 года вместе с митрополитом Варшавским Дионисием предпринял поездку к предстоятелям поместных Церквей с целью добиться официального признания автокефалии Польской Церкви. Будучи польским автокефалистом он также ревностно продвигал украинизацию церковной жизни в Польше 1930-х годов.

3 июля 1928 года возведён в достоинство архиепископа. В 1930 году вошёл в комиссию по подготовке Поместного Собора Польской Церкви.

С 15 апреля 1934 года - архиепископ Волынский и Кременецкий.

Осенью 1939 года был арестован советскими властями. С 1940 года вошёл в послушание Московскому Патриархату и был назначен Ровенским и Кременецким.

Глава автономной Церкви на оккупированной Украине

После вторжения Германии в СССР и перевода митрополита Николая (Ярушевича) на Киевский престол 15 июля 1941 года занял Волынскую кафедру Московского Патриархата. В условиях начавшейся немецкой оккупации, одновременно с организацией раскольнической "автокефальной Украинской Церкви", архиепископ Алексий принял меры для устроения канонически правомерного церковного управления на Украине. 18 августа 1941 года им было созвано архиерейское совещание в Почаевской Лавре, установившее местное автономное церковное управление в подчинении местоблюстителя Московского патриаршего престола, с которым, однако, было невозможно поддерживать живую связь. Совещание епископов предоставило архиепископу Алексию как старшему архиерею Украины права митрополита области. В послании 1 сентября 1941 года архиепископ Алексий отверг Варшавскую юрисдикцию на Украине, сославшись на отказ митрополита Дионисия в 1939 году от возглавления Православной Церкви Польши и от управления Волынской епархией, а также на административное разделение между генерал-губернаторством "Польша" и рейхскомиссариатом "Украина". На очередном епископском совещании в Почаеве 25 ноября 1941 года архиепископ Алексий был избран экзархом Украины. Московское священноначалие сохранило титул "экзарха всея Украины" за митрополитом Киевским Николаем и воздержалось от суждений о деятельности "автономистов", но сам митрополит Киевский подписывался "бывшим" экзархом, выражая негласное признание титула митрополита Алексия [2].

Автономный экзархат во главе с митрополитом Алексием подчёркивал свою лояльность немецким оккупационным властям, сохранял приерженность Московскому престолу, и определённо отмежевался от открыто раскольнических и воинственных "автокефалистов". Уже осенью 1941 года началась острая конкуренция раскольников-автокефалистов и автономистов за влияние на Киев и левобережье Украины. Митрополит Алексий заботился о замещении кафедр в оккупированной территории рейхскомиссариата "Украины", поставляя новых архиереев преимущественно из постриженников Почаевской Лавры. Он сумел удержать решительное большинство православных на Украине в составе своей Церкви.

В октябре 1942 года автокефалисты предприняли попытку уговорить митрополита Алексия присоединиться к ним - вероятно делая упор на его давнее украинофильство. 8 октября автокефалистские "архиепископы" Никанор (Абрамович) и Мстислав (Скрыпник) прибыли в Почаевскую Лавру и сумели убедить митрополита Алексия подписать соглашение признававшие существование "Украинской автокефальной Православной Церкви" под началом Варшавского митрополит Дионисия, в которую должны были влиться автономисты. Этот акт вызвал протест среди многих ведущих архиереев и иных видных деятелей автономной Церкви, что побудило митрополита Алексия к пересмотру своей позиции. Вдобавок немецкие оккупационные власти, заинтересованные в дроблении а не в объединении населения Украины, настояли на невозможности приведения акта в жизнь. После визита в рейхскомиссариат митрополит Алексий, отвечая протестовавшим епископам, назвал "акт примирения" пробным шаром, запущенным для выявления отношения духовенства автономной Церкви к примирению с автокефалистами, и заявил, что негативная реакция его вполне удовлетворяет и он отказывается от дальнейших шагов к объединению.

В условиях постепенного потепления отношений между немецкими оккупационными властями и аполитичными автономистами, ценившими церковность выше национальных лозунгов, автокефалисты стали всё более открыто вставать на сторону украинских националистов-бандеровцев, ведших террористическую войну со всеми, кого они считали пособниками немецких или советских сил. Митрополит Алексий, будучи лоялен к немцам в светском отношении и к Москве - в церковном, был вдобавок к тому ревнителем украинофильства в свои польские годы, почему ожидал мести за свой отход от националистических крайностей.

7 мая 1943 года был убит партизанами-бандеровцами, когда проезжал через село Смыга на Волыни.

Обстоятельства и оценки убийства

Участник погребения митрополита Алексия архимандрит Клавдиан (Моденов) писал впоследствии об обстоятельствах убийства следующее:

"По поводу убийства митрополита Алексия должен сказать вам следующее: когда я приехал в Кременец впервые, Владыка меня очень тепло принял и приютил у себя в своих покоях, а в течение трех дней приглашал к себе обедать и ужинать, и приходилось мне с ним беседовать часа по два-три, и он один раз говорил: "Отец архимандрит, голубчик, меня убьют украинские самостийники". И как я ни старался отвлечь его от этих мыслей, он оставался непреклонным в своем убеждении. А такое убеждение сложилось у него на том основании, что когда-то, когда они были под Польшей (до 1939 г.), Владыка был единомышлен с ними (т. е. националистами), а потом отошел от них, поэтому и ждал с их стороны мести. На Пасху, в конце недели, он приехал в Лавру и намерен был там пробыть несколько дней, но вскоре ему из Кременца позвонили и сказали, что его вызывает к себе рейхскомиссар в Луцк [3] и он вынужден был немедленно выехать из Лавры. Епископ Иаков (Заика), тогда архимандрит и ризничий, лично мне говорил, что Владыка, уезжая из Лавры, поклонился всем лаврским святыням и неоднократно говорил ему: "Прощайте, отец архимандрит". Когда же он возвратился в Кременец, то ему на второй день гебитскомиссар прислал утром свою автомашину и своего шофера, и он часов в 9 утра выехал в сопровождении секретаря протоиерея Феодора Юркевича и переводчика Марка Жихарева. Гебитскомиссар не один раз почему-то по телефону справлялся: "Что, митрополит въехал или нет?" Между прочим, митрополит говорил, что ехать им надо не через Смыгу, а другим путем, так как в лесу близ Смыги орудуют бандеровцы и там может произойти неприятность, но шофер отклонил это, говоря: "Я много раз этим путем ездил и никаких бандитов никогда там не встречал". И они поехали через Смыгу. Через час или два после отъезда Митрополита в Кременец по телефону сообщили, что Митрополит и его спутники близ Смыги в лесу убиты. Подробностей всех я, конечно, теперь уже не помню, но говорили, что Митрополит лежал на обочине дороги и в нем было обнаружено шестъ огнестрельных пуль крупнокалиберного оружия. И каждая из них для него была смертельной. Из вещей при нем не оказалось белого клобука и сапог. Погребение митрополита Алексия совершалось в монастырском храме Богоявленского монастыря города Кременца. Отпевали его епископ Феодор (Рафальский), тогда епископ Острожский, и епископ Никодим (Максименко), который был духовником Митрополита, поэтому и разрешительную молитву над покойником читал он. При погребении было много духовенства, в том числе и пишущий эти строки." [4].

В народе распространилась тогда молва, что в убийстве замешаны ведущие автокефалисты - Поликарп (Сикорский) и Мстислав (Скрыпник), - которые таким образом отомстили митрополиту Алексию за отход от Почаевского "акта примирения". Чтобы снять с репутации предводителей раскола кровавое клеймо убийц, в автокефальных кругах возникла версия о том, что митрополит Алексий явился случайной жертвой партизан-самостийников. Будто бы засада вблизи села Смыги на пути из Кременца в Луцк устроены была бандеровцами для покушения на гебитскомиссара, который будто бы должен был проехать здесь, направляясь в Луцк. Автомобиль, в котором ехал архипастырь, партизаны приняли за машину гебитскомиссара и о трагической ошибке узнали только когда подошли к двум обстрелянным машинам с погибшим митрополитом и его спутниками. Версия эта, однако, не получила широкого признания в народе в то время.

Сочинения

Автор большого числа церковно-исторических и богословских трудов, много сделал для православного книгоиздания и журналистики. Среди его работ:

  • Отношение Петра Могилы к унии с Римом, Варшава, 1932.
  • К истории Православной Церкви в Польше за десятилетие пребывания во главе ее Блаженнейшего Митрополита Дионисия, 1923-1933, Варшава, 1937.

Литература

  • Свитич, А., Православная Церковь на Украине и в Польше в XX столетии: 1917-1950 гг., М., 1997, 87-290.
  • Papierzyńska-Turek, M., Między tradycją a rzeczywistością. Państwo wobec prawosławia: 1918-1939, Warsz., 1989.
  • Мануил, Русские иерархи, 1893-1965, ч. 1, 112-113.
  • Heyer, Friedrich, Die Orthodoxe Kirche in der Ucraine von 1917 bis 1945, Koln-Braunsfeld, 1953, 175-176, 184-186.
  • Феодосий (Процюк), архиепископ, Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 гг., т. 4, Смоленск, 1978, 701-703.

Использованные материалы

  • Лабынцев, Ю. А., "Алексий (Громадский)" // Православная энциклопедия, т. 1, 664-665:
  • Цыпин, Владислав, прот., "Православная Церковь на Украине в годы немецкой оккупации (1941-1944)", 2 апреля 2005:



[1]  Здесь и ниже датировка по статье "Православной энциклопедии". По http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?3_745 был Гродненским архиереем с 3 мая 1923 по 3 июня 1928 и снова с 1933 по 28 апреля 1934.

[2]  См. Цыпин, Владислав, прот., "Православная Церковь на Украине в годы немецкой оккупации (1941-1944)," 2 апреля 2005, http://www.edrus.org/content/view/249/70/

[3]  Рейхскомиссар Кох находился постоянно в Ровно; в Луцке же, как и в Кременце, мог быть только гебитскомиссар. Прим. по Цыпин, Владислав, прот., "Православная Церковь на Украине в годы немецкой оккупации (1941-1944)", 2 апреля 2005, http://www.edrus.org/content/view/249/70/.

[4]  Феодосий (Процюк), архиепископ, Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 гг., т. 4, Смоленск, 1978, 701-703.

Редакция текста от: 24.04.2021 08:48:17

"АЛЕКСИЙ (ГРОМАДСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google