Тимофей Иванович Лященко, свящ. |
В мире Лященко Тимофей Иванович, родился 22 февраля 1875 года в слободе Кулаковке Острогожского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина. Родной брат священника Симеона Лященко [1].
В 1889 году окончил Павловское духовное училище по I разряду [2], в 1895 году - Воронежскую духовную семинарию по I разряду [3].
Вступил в брак с дочерью священника и его жены Анны Фёдоровны. Известна дочь - Зинаида (02.10.1896 г.р.).
24 ноября 1895 года был рукоположен во диакона епископом Воронежским и Задонским Анастасием (Добрадиным) к Петропавловской церкви слободы Лыковой Острогожского уезда. Проходил должность учителя одноклассной церковно-приходской школы.
5 сентября 1896 года, по прошению, был перемещён к Воскресенскому храму села Красного Новохоперского уезда [4].
До конца 1896 года состоял младшим учителем двухклассной церковно-приходской школы. С 1 января 1897 года состоял вторым учителем второклассной церковно-приходской школы, сверх того, в 1896/7 учебном году состоял законоучителем 2-х (мужской и женской) одноклассных церковно-приходских школ, а в 1897/8 учебном году состоял законоучителем 1-го класса второклассной церковно-приходской школы.
С 15 августа по 18 сентября 1897 года состоял лектором русского языка на курсах для учителей одноклассных церковно-приходских школ.
19 ноября 1898 года был рукоположен в сан священника к Богословской церкви села Солонецкого Коротоякского уезда [5]. Состоял законоучителем одноклассной церковно-приходской школы. Овдовел.
11 сентября 1905 года был уволен за штат для поступления в Киевскую духовную академию.
22 августа 1908 года был временно определён в Михайловскую церковь при Киевской Дегтяревской богадельне.
В 1909 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом получения ученой степени магистра богословия без нового устного испытания.
20 июня 1909 года митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) был утверждён в учёной степени и должности настоятеля церкви при Киевской Дегтяревской богадельне.
С 16 августа 1909 по 15 августа 1910 года состоял при академии в качестве профессорского стипендиата по кафедре патристики.
25 августа 1910 года был допущен к преподаванию Закона Божия в Киево-Лукьяновской женской гимназии.
1 декабря 1910 года был назначен преподавателем Киевской духовной академии по кафедре патристического богословия с аскетикой и гомилетики в звании исполняющего должность доцента.
В 1913 году был удостоен степени магистра богословия за защиту диссертации "Святой Кирилл, архиеп. Александрийский. Его жизнь и деятельность" (Киев, 1913).
17 августа 1913 года был определён экстраординарным профессором Киевской духовной академии.
2 августа 1914 года в Киево-Печерской Лавре был пострижен в монашество с наречением имени Тихон.
6 августа 1914 года в Киево-Софийском соборе возведен в сан архимандрита и назначен инспектором той же академии.
В 1919 году эмигрировал из России.
Служил настоятелем православных храмов в городах Софии (Болгария) и Берлине (Германия).
Был членом Берлинского епархиального управления. С 1922 года благочинный в Германии [6].
28 апреля 1924 года был хиротонисан во епископа Берлинского, викария Западно-Европейской епархии Русской Церкви для окормления приходов в Германии. Архиерейскую хиротонию возглавил глава Западно-Европейской епархии митрополит Евлогий (Георгиевский).
В 1926 году вышел из юрисдикции митрополита Евлогия и перешел в подчинение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.
1 июля 1926 года определением Архиерейского Синода без согласования с митрополитом Евлогием был назначен правящим епископом Берлинским и Германским. В ответ на это, 11 июля 1926 года, митрополитом Евлогием был отстранён от всех должностей и запрещён в священнослужении. Однако, епископ Тихон не подчинился прещению и объявил митрополита Евлогия масоном, продолжив свое служение в Германии. В результате этих событий большинство русских эмигрантских приходов на территории Германии вышли из канонической власти митрополита Евлогия, подчинившись владыке Тихону и Архиерейскому Синоду РПЦЗ.
28 сентября 1936 года постановлением Архиерейского Собора был возведён в сан архиепископа.
31 декабря 1937 года был назначен председателем Учебного комитета при Архиерейском Синоде РПЦЗ.
24 февраля 1938 года решением Архиерейского Синода РПЦЗ был уволен на покой. 2 июля 1938 года сдал дела епископу Потсдамскому Серафиму (Ляде) и поселился в монастыре Раковица в Сербии. Некоторые считают, что отъезд епископа из Германии был связан с его деятельностью по спасению русских евреев, которым он выдавал свидетельства о крещении. На втором Всезарубежном Церковном Соборе РПЦЗ 1938 года архиепископ Тихон призвал всех участников дать клятву, что они не являются масонами.
Во время войны проживал в Белграде. В 1944 году эвакуировался в Германию.
Могила архиепископа Тихона (Лященко) |
Награды
- письменная благодарность (1897, от Воронежского епархиального училищного совета)
- архипастырское благословение (26 ноября 1902, за труды по народному образованию; 29 октября 1903, за труды по обновлению храма)
- набедренник (16 марта 1904)
- скуфья (14 марта 1910)
- камилавка (6 мая 1913)
- нагрудный знак и светло-бронзовая медаль (21 февраля 1913, в память 300-летия царствования Дома Романовых)
Сочинения
- "Поучение на праздник Успения Пресвятой Богородицы". "ТКДА" 1914, сентябрь-октябрь, с. 7.
- "О Промысле и предопределении Божием". Слово в пяток первой седмицы Великого поста. "ТКДА" 1915, апрель, с. 1.
- "Коптские акты 3-го Вселен. Собора". "ТКДА" 1914, март, с. 393, 1915, июль-август, с. 400, 1915, декабрь, с. 491.
- "Слово в день обретения Казанския чудотворн. иконы Богоматери". "ТКДА" 1915, сентябрь, с. 8.
- "Слово в день Успения Богородицы". (Смерть и успение). "ТКДА" 1915, октябрь-ноябрь, с. 195.
- "Слово в пяток четвертой седмицы Великого поста, при воспоминании страстей Христовых (об отношении к пастырям церковным). "ТКДА" 1911, апрель, с. 541.
- "Св. Кирилл, еп. Александрийский. Его жизнь и деятельность". Изд. Киев, 1913.
- Листок: "Пьянство, его пагубность и борьба с ним". Указ на лит. труд см. "ТКДА" 1914, т. III, с. 560.
- "Слово в пяток третьей седмицы Великого поста, при воспоминании страстей Христовых. О мешке, суме и мече". "ТКДА" 1914, апрель, с. 10.
- "Слово в день празднования 1600-летия издания Миланского Эдикта. Победа христианства над язычеством и уроки из нее для нашего времени". "ТКДА" 1913, ноябрь, с. 1.
- "Значение св. Кирилла Александрийского в истории христианского богословия". "ТКДА" 1913, май, с. 94.
- "Слово в пяток четвертой недели Великого поста, при воспоминании страстей Христовых (смысл и значение поклонения Кресту Господню". "ТКДА" 1913, апрель, с. 21.
- "Слово в день 300-летия воцарения дома Романовых". (Церковь Православная - опора престола и Царства Всероссийского). "ТКДА" 1913, март, с.1.
- "Страсти Христовы и страждущая Русь". (Слово в пяток 1 седмицы Великого поста). "ТКДА" 1916, апрель. с. 1.
- "Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы". "ТКДА" 1916, декабрь, с.1.
- "Слово в пяток 1 седмицы Великого поста". (Три урока у Креста Христова). "ТКДА" 1917, январь-февраль, с. 5.
- Письма архим. Тимофея (Лященко) к епископу Василию (Богдашевскому), 1922, из Берлина.
Литература
- Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР). - М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002. С. 520.
- Братство Святой Софии: Материалы и документы. 1923-1939 / Сост. Н.А. Струве. -М.; Париж: Русский путь; YMCA-Press, 2000. С. 307-308.
- Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. - М.: Московский рабочий; ВПМД, 1994.
- Личный архив: ИР НБУВ. Ф. 216, 1221 дел. В нем отложились (кроме прочего) курсы лекций Лященко по пастырскому богословию за 1911–1919 гг. (д. 43–51), по гомилетике за 1912–1918 гг. (д. 52–60), его поучения, беседы и слова на богословские темы за 1910–1915 гг. (д. 64–73, 78, 80), материалы студенческого проповеднического кружка под руководством архим. Тимофея за 1910–1913 гг. (д. 84–116), речь при вступлении в должность инспектора КДА 19 сентября 1914 г. (д. 123).
Использованные материалы
- Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии. 1819-1920-е гг. Т.2: К-П., Киев, 2015, с. 245-250:
- Страница сайта Русское Православие:
- Статья биобиблиографического справочника Религиозная деятельность русского зарубежья:
- "Люблю академию и всегда буду действовать во имя любви к ней" (Письма профессора Киевской духовной академии Д. И. Богдашевского к А. А. Дмитриевскому [продолжение], Письмо № 14, с. 88 (сноска 5, с. 104) // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви, 2013, вып. 6 (55), с. 87-110.
[1] Степанов А. Д., Иванов А. А., сост., Воинство святого Георгия. Жизнеописания русских монархистов начала ХХ века [приложение первое], СПб.: Изд-во "Царское Дело", 2006, с. 769.
[2] "Разрядный список учеников Павловского духовного училища, после испытаний, проведённых летом 1889 года", Воронежские епархиальные ведомости, 1889, № 14, с. 282.
[3] "Разрядный список студентов Воронежской духовной семинарии, после испытаний, проведённых летом 1895 года", Воронежские епархиальные ведомости, 1895, № 13, с. 337.
[4] "Распоряжения епархиального начальства", Воронежские епархиальные ведомости, 1896, № 19, с. 361.
[5] "Распоряжения епархиального начальства", Воронежские епархиальные ведомости, 1898, № 24, с. 476.
[6] Из писем архим. Тимофея (Лященко) к епископу Василию (Богдашевскому), №5, от 28 ноября/11 декабря 1922 г., см. Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии. 1819-1920-е гг. Т. 2: К-П, Киев, 2015, с. 249.
[7] Во многих сетевых источниках указана дата преставления 11.02.1945 (т.е. по старому стилю). Новостильная дата 24 февраля видна на могильном кресте, а также приводится в статье М. Шкаровского "Русская церковная эмиграция в Чехии" - http://www.bogoslov.ru/text/302753.html