Архиеп. Григорий (Миткевич) |
В миру Миткевич Николай Васильевич, родился 14 мая 1807 г. в с. Жукове, Черниговской губернии в семье священника.
В 1818 г. закончил Черниговское духовное училище, и в 1821 г. поступил в преобразованную Черниговскую духовную семинарию.
В 1827 г. окончил Черниговскую семинарию.
В 1828 г. поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в октябре 1831 г. со степенью магистра и был оставлен при ней бакалавром.
10 октября 1831 г. в Киево-Братском монастыре пострижен в монашество, 25 октября рукоположен во иеродиакона, а 30 октября - во иеромонаха и назначен соборным иеромонахом Киево-Печерской Лавры.
13 октября 1833 г. назначен инспектором Киевской семинарии.
С 23 июля 1836 г. - инспектор Киевской духовной академии.
11 октября 1836 г. возведен в сан архимандрита.
13 февраля 1837 г. был определен экстраординарным профессором КДА и управляющим Киево-Братским монастырем.
С 22 декабря 1838 г. - ректор Ярославской семинарии.
В 1843 г. с 28 февраля по 7 мая был вызван в Санкт-Петербург на череду священнослужения и проповеди.
С 5 мая 1844 г. - ректор Казанской академии и настоятель Угличского Алексеевского монастыря.
13 октября 1851 года состоялся указ о бытии архимандриту Григорию епископом Калужским. 9 декабря 1851 г. был хиротонисан во епископа Калужского.
24 декабря новопоставленный архипастырь прибыл в Калугу, где прослужил 30 лет, всячески отказываясь от перевода на лучшие кафедры.
При нем открыты множество приходских школ и женское епархиальное училище, проведена реформа приходов со штатным распределением духовенства, проведено преобразование духовно-учебных заведений по Уставу 1867 года.
При архиеп. Григории начали издаваться "Калужских епархиальных ведомостей", он учредил братства св. Иоанна Богослова для ведения бесед с раскольниками.
20 апреля 1869 г. возведен в сан архиепископа.
Скончался 13 апреля 1881 г. в 6.40 утра на 75 году жизни, после кратковременной болезни. Погребен был в западном углу кафедрального собора, против правого (по Рус.биогр.словарю - левого) придела, рядом с могилами епископов Евлампия и Николая. На могиле его совершались панихиды, по которым многие получали исцеления.
Еще при своей жизни был почитаем великим угодником Божиим. Отец его, о. Василий Миткевич, настоятельствовал в сельском храме в честь свт. Николая - по имени которого и был назван младенец. На первом же году жизни он сильно заболел, и когда уже не было никаких надежд на выздоровление, отец отнес его в церковь, к храмовой иконе свт.Николая, после чего младенец исцелел.
По отзыву историка Казанской академии профессора Знаменского, Григорий "при незаурядной учености и строгой монашеской жизни был человек в высшей степени деловой и опытный, с сильной волей, с серьезным, крепким и властным характером, невольно заставлявшим подчиняться ему всех, администратор по призванию".
Учебные заведения, в которых ему приходилось трудиться, несмотря на его строгость, вспоминали о нем с глубокой симпатией. Казанская духовная академия обязана ему внешним благоустройством и внутренней организационностью.
Человек строгой правды, не поддававшийся так называемым веяниям времени, он сохранил свой нравственный облик неизменным в разные до противоположности периоды жизни за время своего долгого служения. На архиерейской кафедре он "прежде всего являлся человеком дела, честным, справедливым, по внешности суровым, требовательным и строгим, но в душе добрым и сердечным администратором, всем доступным, необычайно трудолюбивым, делавшим все своими руками и не полагавшимся на своих приближенных советников". Он лично объезжал приходские храмы, наблюдал за порядком и чином богослужения, заботился о пастырях и пасомых. Был неумолимо строг к курильщикам.
Cостоял почетным членом Русского археологического общества Казанской академии, членом попечительного комитета о раненых и больных воинах, вице президентом Калужского попечительного комитета о тюрьмах.
Отличался строгой простотой жизни, бескорыстием, богослужебными трудами. Частная жизнь архиепископа Григория была подражанием древним подвижникам: спал он лишь 4 часа в сутки, на голых досках, которые позволил покрыть войлоком лишь в смертной болезни, был великим постником и молитвенником, ежедневно присутствуя на богослужениях в городских калужских храмах, куда отправлялся пешком. В день Святителя Николая и в Страстную Пятницу он раздавал милостыню, всегда помогал из своих средств вдовам и сиротам. Ко всем клирикам преосвященный был добр, но беспристрастен.
Будучи сам строгим подвижником, архиеп. Григорий любил и ценил подвижничество. При нем процвела подвижниками Оптина пустынь и восстала из развалин Калужская Тихонова пустынь.
Особого внимания достойно отношение архиепископа Григория к Оптиной пустыни: именно в его правление она переживала свой расцвет, что неудивительно , так как преосвященный, будучи человеком духовным, сразу усмотрел в Оптиной сосредоточиние особой, духовной жизни. Во время правления архиепископа Григория в Оптиной подвизались преподобные старцы: Макарий, Амвросий, Исаакий, и все пользовались его благорасположением. Последний же из перечисленных старцев - схиархимандрит Исаакий к Преосвященному питал особое благоговение, каждое слово его почитая выражением воли Божией. В келье же преподобного Амвросия, которого архиепископ Григорий посещал весьма часто, портрет его находился вместе с изображением других архипастырей и подвижников. Именно из Оптиной, как из некоего доброго рассадника, Владыка старался брать настоятелей для других монастырей. Так, настоятелем и возобновителем Тихоновой Пустыни был поставленный архиепископом Григорием Оптинский архимандрит Моисей, назначенный впоследствии благочинным всех монастырей Калужской епархии. Будучи истинным монахом, Владыка благотворил и иным обителям: им был расширен Крестовский монастырь, и учреждена Белокопытовская женская община. Духовником же своим преосвященный избрал простого но высокодуховного насельника Тихоновой Пустыни иеросхимонаха Иоанна. Будучи человеком высокого личного благочестия, архиепископ Григорий был и весьма деятельным архипастырем. Чтобы вполне осознать значение его архипастырских трудов следует помнить, что его служение пришлось на 50-е - 80-е годы ХIХ в. - время коренной ломки государственного и общественного уклада государства Российского.
О смирении его говорит следующий факт: 21 мая 1870 г. в Лаврентьевом монастыре, в день Вознесения, когда священники ушли в алтарь для малого входа, кто-то подскочил к нему сзади и ударил в правый висок так сильно, что митра слетела, а сам архиерей упал без чувств. Придя в себя он милостливо простил обидчика и вернулся к святительскому служению. От происшествия же этого здоровье архиепископа Григория сильно пошатнулось, и на 50-летие КДА он выехать так и не смог.
В Русском биографическом словаре - подробная статья об архиеп. Григории.
Литература
- Леонид, иером. Истор. Церкви в пределах нынешн. Калуж. еп. Калуга, 1876, с. 209.
- Нилус С. На берегу Божией реки, с. 269-270.
- Булгаков, с. 1401.
- Денисов, с. 262.
- Строев П., с. 570.
- Н. Д., с. 69.
- Списки архиереев, № 330.
- Юбилейный сборник, с. 298, 512.
- Ж. П.Б., апрель, с. 126-167; т. доп. I, с. 853; IX, с. 602-603.
- Очерк жизни настоят. Оптин. пуст. архим. Исаакия. М., 1899, с. 18, 22, 50.
- Калуж. еп. вед., 1906, № 8-10.
- Труды К. Д. А., 1874, февраль, с. 46-47.
- Прав. собес., 1897, декабрь, с. 708.
- -"- 1902, июль-август, с. 278.
- Истор. вестн., 1882, сентябрь-октябрь, с. 9.
- -"- 1884, ноябрь, с. 12 п/с. 1.
- Прв. обозрен., 1866, январь, с. 43-44; апрель, с. 197-198.
- -"- 1868, июль, с. 223.
- -"- 1873, т. III, с. 608.
- -"- 1881, январь-апрель, с. 851-852.
- -"- 1885, сентябрь-декабрь, с. 294-319.
- Христ. чтен., 1869, июнь, с. 980.
- -"- 1872, июнь, с. 207.
- -"- 1874, март, с. 266.
- -"- 1875, июнь-декабрь, с. 506.
- -"- 1900, март, с. 387-388.
- Рус. архив, 1898, кн. 2-я, с. 580 (Записки гр. М.Д. Бутурлина).
- -"- 1903, кн. 1-я, № 2, с. 244.
- -"- 1912, № 4, с. 580-581.
- Ж. М. П., 1945, № 3, с. 70-71.
- БЭЛ, т. IV, с. 692, 693; т. VIII, с. 112, 113.
- БЭС, т. I, с. 682; т. II, с. 1164.
- БЭЮ, т. 7, с. 588.
- Русский биографический словарь: В 25 т. /А.А. Половцов. - М.,1896-1918. - Т. <Гоголь - Гюнэ>. - C. 489