Патриарх Антиохийский Александр III (Тахан) |
Родился 9 мая 1869 года в Дамаске.
Обучался в Дамаске в Патриаршей школе, где обнаружил незаурядные способности и обратил на себя внимание патриаршего архидиакона Афанасия, представившего его патриарху Антиохийскому Иерофею I. Следующий патриарх, Герасим I, постриг его в монахи 12 мая 1886 году и направил на учебу в Халкинскую богословскую школу. Здесь среди прочих дисциплин он изучал греческий, турецкий, французский и латинский языки.
В 1894 [1] году в сане иеродиакона он возвратился в Сирию и 6 лет преподавал Закон Божий в школах Хомской (Эмесской) митрополии. Митрополит Афанасий (Атала) помог ему отправиться в Россию для получения высшего образования.
С сентября 1897 по апрель 1900 года учился в Киевской духовной академии.
20 апреля 1900 года патриарх Мелетий II рукоположил его в Дамаске во иеромонаха, назначив настоятелем Антиохийского подворья в Москве. В апреле 1903 года митрополит Московский священномученик Владимир возвел отца Александра во архимандрита.
Вскоре он был вызван в Дамаск и избран митрополитом Тарсским и Аданским. Его архиерейская хиротония была возглавлена патриархом Мелетием II 30 ноября 1903 года.
По кончине патриарха Мелетия в 1906 году митрополит Александр прибыл в Дамаск для избрания нового главы Антиохийской Православной Церкви.
21 января 1908 года переведен на Триполийскую кафедру. В 1913 году он сопровождал патриарха Антиохийского Григория IV во время его визита в Россию по случаю 300-летия дома Романовых.
Когда в 1928 году скончался патриарх Григорий IV, возникли разногласия при выборах его преемника: 7 архиереев высказались в пользу митрополита Арсения Латакийского, в то время как голосами 4 архиереев и представителей православных общин был избран владыка Александр Триполийский. Его настолование было совершено в патриаршем соборе Дамаска. Возникшее противостояние вызвало беспокойство Патриархатов Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского, чьи представители составили тройственную согласительную комиссию. Уладить конфликт стремилась и Франция, под мандатом которой находилась в то время Сирия. Через 2 года, после кончины Арсения, вопрос разрешился всеобщим признанием Александра патриархом Антиохийским 31 января 1931 года.
Взойдя на престол, патриарх занял дружественную позицию по отношению к Русской Православной Церкви, осудив обновленцев и живоцерковников.
После извержения из сана митрополита Хомского Епифания в 1935 году, последний ушел в раскол, создал свой Синод и провозгласил себя патриархом в декабре 1936 года. Патриарху Александру удалось излечить раскол в 1941 году благодаря достигнутому соглашению, по которому Епифаний получил в управление митрополию Акки и Латакийский Михаиловский приход.
Ввиду личной близости к России и историческому русскому влиянию на Ближневосточные дела патриарх Александр уделял много внимания поддержанию дружеских связей с Русской Православной Церковью. В 1943 году, вскоре после обретения Ливаном и Сирией полной независимости, СССР установил с молодыми государствами дипломатические отношения, что приветствовал патриарх Александр. Когда в том же году в Москве Архиерейский Собор избрал патриархом Сергия (Страгородского), патриарх Александр направил приветственную телеграмму И. В. Сталину, от которого получил ответ. В связи с этим в Дамаске отслужили торжественные богослужения в знак братской солидарности с Русской Православной Церковью и ее предстоятелем. Тогда же патриарх Александр пожертвовал 60 тысяч ливанских фунтов для воинов Советской Армии. Когда в 1944 году в Бейрут прибыл полномочный посол СССР в Сирии и Ливане Д. С. Солод, между Антиохийским патриархом и советским дипломатом установились дружественные отношения. В январе-феврале 1945 года патриарх Александр присутствовал на Поместном Соборе Русской Православной Церкви и на интронизации патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Летом 1945 года патриарх Алексий I во время паломничества по святым местам Востока посетил Сирию и Ливан, что не было одобрено в Константинополе. Летом 1948 года, в то время как Константинопольская и Александрийская Церкви не направили своих представителей на торжества в честь 500-летия автокефалии Русской Церкви, патриарх Александр направил на них высокопоставленных делегатов. В июле 1950 года получил приглашение от делегации Русской Православной Церкви принять участие в конференции в защиту мира в Москве. После афинских торжеств в честь 1900-летия прибытия в Грецию апостола Павла в июне 1951 года патриарх Александр в сопровождении митрополита Хомского Александра вновь прибыл в Москву 15 июля, а на обратном пути посетил Румынию и Чехословакию.
Тесные отношения с Русской Православной Церковь в Отечестве не обозначали для патриарха Александра неприятия Русской Зарубежной Церкви. 25 октября 1952 года, благосклонно встретившись с архиепископом Серафимом (Ивановым) из Зарубежной Церкви, он сказал ему:
Патриарх Александр поддерживал отношения и с Константинопольской Церковью. 18 июля 1953 года состоялась встреча патриарха Александра с Константинопольским патриархом Афинагором. В августе того же года патриарх Александр напутствовал выпускников Духовной академии на Принцевых островах.
В 1954 году патриарх Александр вместе с митрополитами Феодосием и Илией (Карамом) участвовал на торжествах 100-летия Антиохийского подворья в Москве. В начале июля 1954 года в Дамаске состоялись торжества по случаю 50-летия пастырского служения патриарха Александра с участием представителей Православных Церквей. В 1956 году патриарх вновь посетил СССР. Последний его визит в СССР состоялся в мае 1958 года, когда он был гостем Московской Патриархии на торжествах по случаю 40-летия восстановления патриаршества в России в сопровождении митрополитов Епифания Аккарского, Александра Хомского и Афанасия Хауранского.
Вскоре после возвращения в Дамаск патриарх Александр III скончался 17 июня 1958 года.
За время своего предстоятельского служения патриарх Александр проявил себя заботливым и деятельным пастырем. При нем было воздвигнуто и отреставрировано множество храмов, в том числе патриарший кафедральный собор; обустраивались богоугодные заведения, школы и патриаршие монастыри. Особое внимание он уделял подготовке образованных священнослужителей: студентов посылали изучать богословие в Халки, Афинский богословский факультет и Парижский Сергиевский институт, публиковалось большое количество книг.
Награды
Почетные звания
- доктор богословия Московской духовной академии (докторский крест и диплом почетного члена вручены делегацией Русской Православной Церкви в июле 1950); Бухарестской духовной академии.
Литература
- Ястребов, А., "Блаженнейший Александр III, Патриарх Антиохии, как поборник мира," ЖМП, 1951, № 10, 15-17.
- Иванов, А., "Светильник Церкви," ЖМП, 1954, № 6, 52-58.
- Казем-Бек, А., "Блаженнейший Александр III, Патриарх Антиохии и всего Востока: (Некролог)," ЖМП, 1958, № 7, 57-67.
- ̓Εκκλησία, 1954, Τ. 31, 217; 1958, Τ. 35, 274.
- Κωνσταντινίδης, ̓Ιω. Χ., ΘΗΕ, Τ. 2, 115-117.
- Hopwood, D., The Russian Presence in Syria and Palestine, Oxf., 1969, 179.
Использованные материалы
- Нелюбов, Б. А., "АЛЕКСАНДР III (Тахан)," Православная энциклопедия, т. 1, 504-505:
- http://www.pravenc.ru/text/64298.html - отредактированная статья от 1 декабря 2007
- Серафим (Иванов), архиеп., Паломничество из Нью-Йорка в Святую Землю (Через Рим, Афины, Константинополь, Бейрут - на самолете), США, 1952:
[1] В статье Православной энциклопедии стоит 1884 год, что противоречит хронологии.
[2] Цит. по Серафим (Иванов), архиеп., Паломничество из Нью-Йорка в Святую Землю (Через Рим, Афины, Константинополь, Бейрут - на самолете), США, 1952, http://www.russian-inok.org/books/serafin.html#local7