Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВЛАДИМИР (ЮДЕНИЧ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архим. Владимир (Юденич). Рисунок, 1923 - 1926 гг. Архив ПСТБИ
Архим. Владимир (Юденич). Рисунок, 1923 - 1926 гг. Архив ПСТБИ
Владимир (Юденич) (1886 - не ранее 1938), епископ Чебоксарский и Чувашский

В миру Юденич Василий Дмитриевич, родился 8 августа 1886 года [1] в с. Сергиевском Рославльского уезда Смоленской губернии в семье священника.

В 1900 году окончил Рославльское духовное училище, в 1906 году - Смоленскую духовную семинарию, в 1910 году - Киевскую духовную академию.

12 ноября 1910 г. был назначен преподавателем логики, философии и педагогики в Подольскую духовную семинарию (г. Каменец-Подольск), преподавал также педагогику в частной женской гимназии С. А. Славутинской.

28 сентября 1916 г. был назначен помощником смотрителя Екатеринбургского духовного училища, в то же время преподавал педагогику в епархиальном женском училище; в 1917-1919 гг. являлся редактором «Известий Екатеринбургской церкви».

2 апреля 1918 г. был избран членом временного комитета Епархиального Союза духовенства.

В 1919 г. читал лекции по психологии в Екатеринбургском народно-богословском институте.

В июле 1919 г., перед вступлением Красной Армии в Екатеринбург, эвакуировался в Тобольск. 7 августа того же года был мобилизован в армию адмирала А. В. Колчака, зачислен в 7-ю Сибирскую дивизию, затем состоял писарем при штабе 7-й Тобольской дивизии (есть свидетельства о том, что Юденич в течение некоторого времени находился в плену у красных). Из Тобольска переехал вместе с дивизией в Омск. 20 декабря 1919 г. поступил писарем в 6-й сводный эвакуационный госпиталь Омска. 21 марта 1920 г. госпиталь был расформирован, в мае того же года Юденич устроился библиотекарем первых кавалерийских курсов в Омске, с весны 1921 г. преподавал на курсах русский язык и литературу (с августа 1920 курсы находились в г. Бийске).

10 июля 1921 г. Юденич уволился со светской службы, принял монашество и был рукоположен во иерея епископом Бийским Иннокентием (Соколовым), викарием Томской епархии, 18 июля причислен к Казанской церкви бийского архиерейского дома, в середине декабря 1922 г. возведен в сан архимандрита.

Арест и ссылка

В начале 1923 г. еп. Иннокентий послал архим. Владимира в Барнаул для совершения богослужений в дни Рождества Христова. После богослужения в полковой церкви о. Владимир произнес проповедь, в которой объяснил антиканоничность обновленчества, в частности «Живой церкви». 11 января 1923 г. он был арестован, заключен в арестное помещение губернского ГПУ, 29 января переведен в Алтайский губернский исправтруддом, обвинен в «агитации и будировании масс против соввласти». В это же время арестовали и еп. Иннокентия. Как заявил архим. Владимир впоследствии, по его мнению, «причиной ареста… послужило неблагожелательное отношение ко мне со стороны обновленцев и сделанный ими на меня донос, хотя в проповедях я совершенно не касался политики и соввласти, а говорил на чисто церковные темы». 27 февраля 1923 г. уполномоченный секретного отдела Алтгуботдела ГПУ, ввиду того что «со стороны верующих масс гор. Барнаула принимаются энергичные меры к освобождению епископа Иннокентия и архимандрита Юденича», постановил перевести о. Владимира в полномочное представительство ГПУ по Сибири в Новониколаевск (ныне Новосибирск), туда же была направлена просьба «изолировать Иннокентия и Юденича из пределов Алтайской губ. как вдохновителей реакционного духовенства в борьбе с группой прогрессивного духовенства».

В середине апреля 1923 г. он был переведен в Москву, в Бутырскую тюрьму. 20 апреля Коллегия ГПУ постановила передать дело на рассмотрение Комиссии НКВД по административным высылкам, которая признала его виновным в том, что он, «находясь в г. Барнауле и г. Бийске, вел злостную агитацию путем проповедей к свержению советской власти», и 16 мая постановила выслать его на три года в Коми (Зырян) автономную область. Отбывал ссылку в с. Ижма.

По окончании срока ссылки в июле 1926 г. поселился у матери и брата-священника в с. Волково-Егорье Ельнинского уезда Смоленской губернии.

Епископ Барнаульский

16 февраля 1927 г. съезд духовенства и мирян Барнаульской епархии единогласно избрал о. Владимира на Барнаульскую кафедру. Делегаты съезда приехали к о. Владимиру в Смоленскую губернию, откуда вместе с ним отправились в Москву. Хиротония состоялась 30 марта, ее возглавил, по-видимому, заместитель патриаршего местоблюстителя архиеп. Серафим (Самойлович) [2], который взял с о. Владимира клятву признавать только патриаршее управление и не подчиняться григорианскому Временному высшему церковному совету (ВВЦС) (такая клятва давалась новопоставленными епископами по распоряжению Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра (Полянского), находившегося с 10 декабря 1925 в заключении).

Приехав в Барнаул, еп. Владимир созвал епархиальный совет для обсуждения состояния церковных дел - наиболее актуальным было определение отношения к григорианскому расколу. Епархиальный совет постановил до созыва 2-го епархиального съезда, на котором должен был решаться вопрос о высшей церковной власти, поддерживать связь с ВВЦС. В обстановке неопределенности и ложных сведений из Москвы о состоянии высшего церковного управления еп. Владимир и епархиальный совет предполагали объявить Барнаульскую епархию автокефальной. Однако опыт Томской епархии, в которой объявление автокефалии архиеп. Димитрием (Беликовым) породило расколы и отторжение от Патриаршей Церкви, заставил В. отказаться от такого рода планов.

Наблюдения за действиями сторонников Григория (Яцковского) привели еп. Владимира к заключению о неканоничности ВВЦС (впосл. архиерей говорил: «ВВЦС... искусственно создан соввластью для раскола на мелкие группы нашей единой староцерковной церкви»). Однако на состоявшемся в мае 1927 г. заседании епархиального совета сторонникам признания ВВЦС, которых в совете было большинство, удалось склонить еп. Владимира к подписанию решения о подчинении епархии раскольникам. Обращение епархиального совета к клирикам и мирянам епархии о признании ВВЦС было опубликовано и распространено по епархии; 24-25 июня 1927 г. расширенный президиум епархиального совета Барнаульской епархии принял резолюцию, в которой объявил ВВЦС «коллегией православных епископов по устроению Русской Православной Церкви».

Почти сразу же еп. Владимир отказался от своей подписи под решением епархиального совета и не принял резолюцию президиума совета. От Бийского еп. Никиты (Прибыткова) владыка получил документы, пересланные из Москвы, из которых становилось ясно, что летом 1927 г. высшая церковная власть организационно укрепилась - при заместителе патриаршего местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском) был создан Временный Патриарший Священный Синод и каноническое священноначалие вело борьбу с ВВЦС. Еп. Владимир признал полномочия по управлению Церковью митр. Сергия и Временного при нем Патриаршего Синода и стремился убедить свою паству в правильности этого решения. Члены епархиального совета, желая избавиться от епископа, боровшегося против ВВЦС, предоставили ему отпуск с выездом в другую епархию. Владыка сначала согласился и избрал местом «отпуска» с. Солдатово Усть-Пристанского района Бийского округа, но через некоторое время объявил, что никуда из епархии не уедет. Ареста он не боялся, был уверен в поддержке паствы, поскольку на кафедру его избрал епархиальный съезд.

Арест и новая ссылка

5 августа 1927 г. он был арестован в Барнауле, обвинен в «антисоветской агитации». В конце августа дело было передано на рассмотрение в полномочное представительство ОГПУ по Сибкраю. По постановлению особого совещания при Коллегии ОГПУ от 23 сентября 1927 г. он был признан виновным в том, что, «будучи епископом Барнаульской епархии, в целях укрепления своего течения, т. н. сергиевского, и дискредитации противников, придерживающихся ВВЦС, вел антисоветскую агитацию, распространяя провокационные слухи о том, что ВВЦС поддерживается властью». Епископ был приговорен к трем годам ссылки, которую отбывал в Горно-Шорском районе Кузнецкого округа Новосибирской области и в Кузбассе.

После окончания срока ссылки постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 23 мая 1930 г. он был лишен права проживать в Московской, Ленинградской областях, Харьковском, Киевском, Одесском, Барнаульском округах, Северо-Кавказском крае, Дагестане с прикреплением к определенному месту жительства на три года. 13 декабря 1930 г. он уехал из Сибири в Суздаль, освобожден от административной ссылки 23 сентября 1933 г.

Епископ Сергачский, викарий Горьковский

28 ноября 1933 г. был назначен епископом Сергачским, викарием Горьковской епархии.

Епископ Чебоксарский

22 ноября 1934 года переведен на Чебоксарско-Чувашскую кафедру.

Епископ Владимир стремился упрочить положение Церкви. Обладая даром слова, он много проповедовал, рукополагал священнослужителей. В 1935 и 1936 гг. ездил в Москву, где встречался с митр. Сергием и управляющим делами МП прот. А. Лебедевым. Митр. Сергий особо выделял еп. Владимира и всегда радушно его принимал.

Епископ Владимир был хорошей жизни, постник. В обращении с духовенством и простым народом проявлял радушие и архипастырскую заботу.

Последний арест

21 декабря 1937 г. он был вновь арестован и заключен в тюрьму г. Алатыря, обвинен в активном участии в «контрреволюционной группе церковников», ведении «антисоветской агитации». Во время заседания суда архиерей заявил, что виновным себя не признает, а признательные показания на допросах во время следствия дал, т. к. был «в болезненном состоянии». Специальная коллегия Верховного суда Чувашской АССР 8-11 июня 1938 г. приговорила его к десяти годам тюремного заключения.

Дальнейшая судьба архиерея неизвестна.

Архивы, литература

  • РГИА. Ф. 802. Оп. 16. Д. 564;
  • Архив УФСБ по Алтайскому краю. Д. П-5741; Д. 22312-П;
  • Архив УФСБ по Чувашской Республике. Д. 3849.
  • Именной список ректорам и инспекторам ДА и ДС, преподавателям ДА и монашествующим преподавателям ДС на 1917 г. Пг., 1917. С. 62;
  • Акты свт. Тихона. С. 968.
  • Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 2. С. 258;
  • Сорокин В., прот., Бовкало А. А., Галкин А. К. Духовное образование в РПЦ при свт. Патриархе Московском и всея России Тихоне (1917-1925) // ХЧ. 1992. № 7. С. 31;
  • Гришаев В. Ф. Дважды убитые: (К истории сталинских репрессий в Бийске). Барнаул, 1999. С. 33-36.

Использованные материалы



[1]  По ortho-rus.ru - 8 марта 1886

[2]  выполнял обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя с 29 декабря 1926 по 12 апреля 1927

Редакция текста от: 04.01.2015 18:21:22

"ВЛАДИМИР (ЮДЕНИЧ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google