Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПЛАТОН (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Платон (Рождественский)
Митр. Платон (Рождественский)
Платон (Рождественский) (1866 - 1934), митрополит Североамериканский и Аляскинский, глава Русско-Православной Греко-Кафолической Северо-Американской митрополии.

В миру Рождественский Порфирий Федорович, родился 23 февраля 1866 года в Курской губернии.

В 1886 году окончил Курскую духовную семинарию.

6 января 1887 года был рукоположен во священника. Четыре года был сельским священником в Курской епархии.

В 1891 году овдовел и поступил в Киевскую духовную академию.

В 1894 году пострижен в монашество.

В 1895 году по окончании академии был оставлен профессорским стипендиатом для приготовления к занятию кафедры.

В 1896 году - исполнял должность доцента.

В 1898 году - получил степень магистра богословия за труд "Древний Восток при свете Божественного Откровения."

С 1898 года - помощник инспектора, инспектор, а затем экстраординарный профессор в сане архимандрита.

В 1902 году - ректор академии.

Епископ Чигиринский

3 июня 1902 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Хиротония состоялась в великой церкви Киево-Братского монастыря. Чин хиротонии совершали митрополит Киевский и Галицкий Феогност; епископ Каневский Сильвестр и другие.

Во время епископства на Чигиринской кафедре был ректором Киевской академии и настоятелем Киевского Братского монастыря.

С 1906 года издавал журнал "Церковь и народ".

С 12 февраля 1907 года член 2-й Государственной думы.

Архиеп. Платон (Рождественский)
Архиеп. Платон (Рождественский)

Архиепископ Алеутский и Северо-Американский

С 8 июля [1] 1907 года - архиепископ Алеутский и Северо-Американский.

В 1909 году был вызван в Святейший Синод для присутствия.

Архиепископ Кишиневский и Хотинский

С 20 марта 1914 года - архиепископ Кишиневский и Хотинский.

Архиепископ Карталинский и Кахетинский

С 5 декабря 1915 года - архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии и член Святейшего Синода.

В этом же году был избран почетным членом Петроградской духовной академии.

С 4 декабря 1916 года утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии.

17 июня 1917 года назначен председателем Совета по укреплению и распространению веры.

15 июля произнёс речь у Исаакиевского собора на похоронах казаков, убитых 5 июля при разгоне вооруженной демонстрации, руководившейся большевиками:

"Какая поразительная по своей громадности разница между этими, которых мы сейчас оплакиваем, и теми, вышедшими тоже из народа нашего, которые, прикрываясь святым именем русского солдата, творят предательство родины и измену ей! ...Чувство глубокой скорби и печали вызывает действие тех русских воинов, которые под влиянием агитаторов готовы покончить со своим долгом перед родиной и любовью к ней. Это чувство, мы уверены, разделяет вся, верная благу родины, Россия. Вся, не забывшая себя Русь, скорбит о народившейся новой измене народу... Не думала она, что наступит время, когда некоторые русские, перед лицом врага, перестанут быть русскими... Русской рукой убиты дети русской земли! [2].

На Государственном совещании в Москве выступил 14 августа с речью:

"Другого по трудности такого момента не знала наша история. Но тяжесть эта должна удвоить силу и мощь народной воли, должна не убить, а поднять народный дух. Крайне стеснённая, страна наша всё-таки должна отстоять своё мировое положение и должна устроить свою внутреннюю жизнь на новых началах, при новых условиях, соответствующих её благу, её счастью... Народ достиг свободы, гражданин стал свободным. И хочется со всей силы русской груди крикнуть: свободный гражданин, иди к этому очагу, вздуй пламя этого огня, чтобы к нему устремились, подошли все народы, населяющие Россию, чтобы им у этого очага было тепло и уютно" [3].

Участник Священного Собора 1917-1918 годов в Москве. Совершил торжествественную литургию на открытии Собора 15 августа в Москве. На Соборе был избран председателем отдела внешних и внутренних миссий и членом ряда других отделов.

13 августа 1917 года был возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским.

Во время октябрьских боев в 1917 году в Москве вёл по поручению Собора переговоры с большевиками о перемирии и прекращении военных действий. 2 ноября Платон вместе с епископом Нестором с пением молитв отправились в Московский Военно-Революционный Комитет. Митрополит Платон попытался склонить руководителей к прекращению борьбы с юнкерами. У входа в ВРК толпа солдат встретила их словами: "Где вы были раньше? Зачем мешается религия в наши дела? Зачем здесь духовенство? Идите лучше к своим юнкерам!" [4].

Участник Всеукраинского Собора 1918 года.

Митрополит Херсонский и Одесский

С 22 февраля 1918 года - митрополит Херсонский и Одесский. Имея пребывание в Одессе, председательствовал в Священном Синоде новообразованной Украинской Автономной Церкви.

Эмиграция и вступление в управление Американской епархией

В 1920 году эмигрировал за границу и в том же году занял место настоятеля русского посольского храма в Афинах. Когда встал вопрос о посылке ревизора для расследования нестроений в Алеутской и Северо-Американской епархии, архиепископ Евлогий (Георгиевский) - которому изначально предложил эту миссию патриарх Тихон - вместо себя выдвинул Платона, как хорошо знающего американскую ситуацию. Решением от 11 января 1921 года Высшее Церковное Управление Русской Православной Церкви Заграницей дало митрополиту Платону 4-х месячный отпуск с полномочиями устроить американские церковные дела [5].

В начале апреля 1921 года митрополит отбыл в США где, вместо ревизии, стал прилагать усилия для того чтобы вернуться на кафедру правящего архиерея. Определение Священного Синода, во главе с патриархом Тихоном о назначении митрополита Платона временно управляющим Алеутской и Северо-Американской епархией датируется 27 апреля 1922 года. При этом, совещание архиереев Алеутской епархии 20 мая того же года приветствовало его как патриаршего представителя "с полными церковно-административными правами" в Северной Америке. Синодальное определение еще не достигло митрополита Платона в то время когда, 20 июня 1922 года, он принял прошение архиепископа Алеутского Александра (Немоловского) о передаче Платону управления епархией. С этого времени митрополит Платон вновь стал на деле управлять русской Северо-Американской епархией.

Вскоре последовали утверждения его в этой должности. 5 сентября 1922 года его на Алеутскую кафедру его назначил Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей. III Всеамериканский Собор епархии 7-9 ноября того же года также избрал митрополита Платона правящим. Наконец, это избрание было утверждено патриархом Тихоном, с одновременным освобождением от управления Херсонской и Одесской епархией, 29 сентября 1923 года.

Раскол

В то время митрополит Платон не уклонялся от публичных политических выступлений с резкой критикой деятельности большевиков. Это послужило причиной разлада в его отношениях со священноначалием в Москве. Уже 16 января 1924 года патриарх Тихон и Священный Синод уволили митрополита от управления Северо-Американской епархией. Но патриарший указ о своём увольнении он не выполнил и продолжал управлять Северо-Американской епархией.

Собравшийся в связи с этим конфликтом 2-4 апреля 1924 года IV Всеамериканский Собор в Детройте подтвердил права митрополита Платона на звание правящего епископа Русской Православной Церкви в Америке и постановил объявить Северо-Американскую епархию самоуправляющейся Церковью впредь до созыва Всероссийского Собора.

В 1926 году вышел вместе с митрополитом Западно-Европейским Евлогием (Георгиевским) из состава Заграничного Архиерейского Синода в Карловцах. Размежевание с Зарубежной Церковью вновь заострило вопрос об отношениях между обособившейся Северо-Американской епархией и Московским Патриархатом. В марте 1933 года митрополит Сергий (Страгородский) поручил отправлявшемуся в США архиепископу Вениамину (Федченкову) выяснить позицию митрополита Платона. Переговоры подтвердили отказ последнего подчиняться Московскому священноначалию. В ответ на это митрополит Сергий и Священный при нем Синод в постановлении от 16 августа 1933 года признали провозглашение автономии Северо-Американской епархии, сделанное по инициативе митрополита Платона, грубым нарушением церковной дисциплины и отменили его, как канонически несостоятельное действие, а митрополита Платона, за учинение раскола, постановили предать суду архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до церковно-судебного о нем решения.

Митрополит Платон скончался 20 апреля 1934 года.

19 апреля 1946 года, внимая просьбе паствы митрополита Платона, Святейший Патриарх Алексий (Симанский) разрешил совершать панихиды по митрополите Платоне с тем, чтобы с этого момента тяготевшее над ним церковное прещение считалось посмертно снятым.

Труды

  • "Древний Восток при свете Божественного Откровения". (Магистерская диссертация). Киев, 1898. См. также ТКДА 1898, июнь-декабрь, 1899, февраль-апрель.
  • "Слово, произнесенное 6 апреля 1899 г. у гроба в Бозе почившего духовника Киево-Печерской Успенской Лавры, иеросхимонаха Николая". ТКДА 1899, май, с. 79.
  • "Слово в день памяти преп. отца нашего Феодосия, игумена Киево-Печерского". ТКДА 1899, май, с. 113.
  • "Слово в день Архистратига Михаила". ТКДА 1899, декабрь, с. 517.
  • "Слово, сказанное на заупокойной литургии, в день погребения Высокопреосв. Иоанникия, митр. Киевского и Галицкого". ТКДА, 1900, июль, с. 336.
  • "Христианство и социализм". Речь, произнесенная на годичном акте Киевской духовной академии". ТКДА 1900, ноябрь, с. 315.
  • "Слово в день памяти преп. отца нашего Антония Печерского (Трудность и значение иноческой жизни)". ТКДА 1901, август, с. 464.
  • "Слово в день Преображения Господня и освящения Лаврской Великой Церкви". ТКДА 1901, сентябрь, с. 37.
  • "Речь при наречении его во епископа 31 мая 1902 г.". ТКДА 1902, июль, с. 4.
  • "Речь при открытии в Киеве местного епархиального отдела императорского Правосл. Палестинского Об-ва 6 декабря 1902 г.". ТКДА 1903, февраль, с. 185.
  • "Речь при встрече Высокопреосв. митр. Флавиана". ТКДА 1903, март, с. 7.
  • "Речь при открытии Всеукраинского Церковного Собора". "Приб. к "ЦВ" 1918, № 13-14, с. 439.
  • "В Украинскую Раду". "Приб. к "ЦВ" 1918, № 13-14, с. 441.
  • "Православие под австро-венгерским судом". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 23, с. 1043.
  • Poslanie Vysokopreosv. Platona Mitropolita Vseja Amerikii Kanady, in: Cerk. Vest. Zap. Evr. Ep. 1930, 2, 4-8.

Литература

  • "Церк. Ведом." 1902, № 20, с. 172, 1907, № 25, с. 273, 1909, № 47, с. 411, 1914, № 12, с. 95, 1916, № 52, с. 453, 1917, № 27, с. 178, № 35, с. 295, 1918, № 7-8, с. 37, № 19-20, с. 114.
  • "Приб. к "ЦВ" 1902, № 26, с. 858-860, 1910, № 51-52, с. 2249, 1912, № 16, с. 683, 1918, № 5, С. 172-174, № 11-12, С. 389.
  • "Мисс. Календ." 1907, с. 137.
  • "Правда о религии в России". МП, 1942, с. 46, 279.
  • "Русск. Прав. Церк.", с. 155.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 302-303.
  • "Русск. Паломн." 1912, с. 254, 1914, № 29, с. 470, 471, 472, 1915, № 21, с. 336, № 38, с. 607.
  • "ЖМП" 1933, № 16-17, с.1, № 18-19, с. 2, 3, 1950, № 7, с. 69-70, 1955, № 3, с. 71-72, 1957, № 6, с. 66-70, 1959, № 11, с. 14, 1960, № 2, с. 31-32, № 8, с. 11.
  • "Изв. Каз. Еп." 1912, № 39, с. 1185, 1914, № 13-14, с. 421-422, № 31-32, с. 976.
  • "Памятная книжка Петроград. Дух. Акад. на 1915-1916 уч. год", с. 12.
  • Елевферий митр. "Соборность Церкви. Божие и Кесарево". Париж, 1938, с. 88, 262, 263.
  • ФПС I, № 8, с. 1, III, с. 5.
  • Булгаков, с. 1394, 1403.
  • БЭС т. II, стб. 1815.
  • БЭЛ т. X, стб. 620-621.
  • Orthodox America 1974-1976 (Syosset 1975), S. 128.
  • G. Afonskij, History of the Orthodox Church in Alaska, 90.
  • G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland, passim, bes. 422.
  • Regel' son 492.
  • N. Rklickij, Zizneopisanie VII, 382-385; 387-391.
  • I. Vlasovs'kyj, Narys istorii UPC IV, 1, 14-20, 25 und passim.
  • F. Heyer, Die orthodoxe Kirche, passim.
  • Pamjati Vysokopreosv. Mitropolita Platona, in: Cerk. Vest. Zap. Evr. Ep. 1934, 5, 4-7.
  • Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I, II, III, passim.
  • N. Struve 26, 508.
  • Une lettre du catholicos Leonide au patriarche Tykhon, in: Echos d'Orient 35(1932)365 (Nr. 3 vom 5.8.1919).
  • D. Pospielovsky, The Russian Church, passim.
  • Голостенов М.Е. // Политические деятели России 1917: Биографический словарь. Москва, 1993. С. 251-252.

Использованные материалы



[1]  Так согласно статье "Алеутская епархия" Православной энциклопедии, http://www.pravenc.ru/text/115924.html. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_328 указывает 8 июня.

[2]  См.: Введенский А.И.. Церковь и государство... 1918-1922. М., 1923, С. 51-52

[3]  "Государственное совещание", с. 66

[4]  ЦГАОР, ф. 3431, оп. 1, д. 470, л. 24

[5]  Абзац составлен по данным книги Соллогуб, А. А., гр., ред., Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968, Нью-Йорк: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, 1968, т. I, 52-53.

Редакция текста от: 07.08.2018 20:27:49

"ПЛАТОН (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google