Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АРСЕНИЙ (ИВАЩЕНКО)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Арсений (Иващенко), еп. Кирилловский
Арсений (Иващенко), еп. Кирилловский
Арсений (Иващенко) (1830 - 1903), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии, историк Церкви, византинист, агиограф.

В миру Иващенко Антоний Ильич, родился в 1830 году селе Шамовка Александрийского уезда Херсонской губернии в семье священника.

В 1843 году поступил в Херсонскую духовную семинарию.

В 1849 году поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1853 году со степенью магистра богословия.

5 июля 1853 года принял монашество с именем Арсения.

16 августа того же года рукоположен во иеромонаха и 7 октября назначен инспектором Одесского духовного училища.

24 июня 1854 г. перемещен на должность преподавателя в Волынскую духовную семинарию.

24 марта 1859 г. перемещен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию.

В 1863 году назначен инспектором той же семинарии с возведением в сан игумена.

С 1866 по 1868 год - редактор "Воронежских епархиальных ведомостей" [1].

В 1868 году определен ректором Полоцкой духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

В 1872 году назначен членом Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета.

В 1886 году назначен настоятелем Московского Заиконоспасского монастыря. Это назначение было превосходно использовано им для изучения греческих рукописей Московской Синодальной библиотеки.

С 2 декабря 1889 г. - член Московской синодальной конторы.

30 мая 1893 г. хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской епархии, в Исаакиевском кафедральном соборе. В том же году некоторое время временно управлял Тульской кафедрой.

18 декабря 1893 г. был переведен епископом Кирилловским, викарием Новгородской епархии.

С 1897 года состоял почетным членом Казанской духовной академии.

Скончался 18 февраля [2] 1903 г. Свою обширную библиотеку вл. Арсений завещал Новгородской духовной семинарии.

По своему уму, образованию, трудоспособности и высоким нравственным достоинствам епископ Арсений представлял выдающееся явление среди нашей иерархии. И, однако, его служебная карьера оказалась более чем скромной. Вместо митрополичьей кафедры, на которую никто из его современников не имел более прав, ему предоставили захолустное викариатство. Он имел смелость говорить правду без всяких прикрас в пору общего молчания. Его отзывы о крупных чинах духовного ведомства были метки, остроумны и беспощадны. Такой свободы языка ему не прощали, но это мало огорчало епископа Арсения. Он весь отдавался кабинетной работе.

Хорошо зная языки греческий, латинский, немецкий, французский, итальянский, испанский и румынский. Его переводы греческих духовных произведений и памятников многочисленны. При отсутствии приспособленных словарей и научной обработки средневекового византийского языка такая работа представляла очень большие трудности. В принадлежащих епископу Арсению изданиях памятников средневековой византийской литературы много недостатков. Это потому, что он не знал греческого языка научно, хотя и превосходно читал и переводил с него. В области церковной истории он был великим ученым и своими трудами обогатил русскую богословско-историческую науку. Проживая в течение семи лет в Москве, он хорошо ознакомился с богатством Московской Синодальной библиотеки. Изучив греческие рукописи, он выписывал неизвестные произведения византийских богословов, переводил их, снабжал своими примечаниями и печатал греческий текст с русским переводом сначала в Московском журнале "Чтение в Обществе любителей духовного просвещения", а затем с 1893 года издавал свои произведения на собственный счет.

Научные труды преосвященного Арсения внесли значительный вклад в византологию, православную агиографию и особенно в церковную историю.

В частности, ему принадлежит опубликование (впервые) четырех катехизических бесед Михаила Акомината, митрополита Афинского, сочинения которого имеют огромное научно-богословское, литературно-филологическое и историческое значение. Опубликовав греческий текст бесед, он снабдил их русским переводом, а также примечаниями, облегчающими понимание текста. Согласно характеристике современников, этот труд еп. Арсения "...является не только одним из немногих русских изданий того времени в области византологии, но и может послужить хорошим чтением для ищущих серьезного назидательного слова, богатого анализом греховных помыслов и деяний нашей души и средством для духовного их врачевания". Большую ценность имеет брошюра "Похвальное слово св. Фотию Фессалоникийскому". Об этом святом в православной агиографии нет никаких известий. "Слово" было заимствовано из греческой рукописи 12-13 веков и содержит обстоятельные сведения о св. Фотии. Опубликованием житий почти совсем неизвестных восточных подвижников епископ Арсений оказал великую услугу православной агиографии, обогатив ее новыми памятниками, ценными не только в агиографии, но и для истории, так как они дают новые данные о политической, церковной или бытовой жизни народа, а также для литературоведения и филологии. Весьма важным трудом является и издание интересной рукописи Филофея, патриарха Константинопольского, - три речи к епископу Игнатию с объяснением изречения книги Притчей: "Премудрость созда себе дом". В этом издании имеются новые, до того времени совершенно неизвестные науке, памятники византийской богословско-экзегетической литературы 14 века. Это издание имеет не только большое научное значение, но и весьма пригодно для популярного чтения, как образцовый памятник возвышенного и строго православного византийского восточного богословствования. По подсчетам А. А. Спасского, еп. Арсений перевел и издал 29 сочинений 20 греч. авторов IX-XVI вв.

Большую ценность представляют и его церковно-исторические исследования. Главный труд еп. Арсения по церковной истории - "Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные", - от Рождества Христова до 1879 года". В ней погодно обозреваются факты церковной истории. Эта книга выдержала четыре издания, а в 1900 году, в пятом издании, доведенная до 1898 г. Видно, что автор, придерживаясь провиденциального взгляда на церковную историю, вместе с тем предлагает и чисто научное объективное ее исследование. События описываются кратко, излагается самая сущность. Книга ценна тем, что в ней можно найти точные данные о событиях из государственной и церковной областей жизни. Автор должен был очень много потрудиться, чтобы дать хотя и кратко исторические сведения за девятнадцать веков. Ценным и облегчающим труд нахождения нужной темы является "Алфавитный указатель имен, лиц, названий мест и других предметов, встречающихся в Летописи", помещенный в конце книги. Летопись епископа Арсения имеет для историков не меньшую ценность, чем известные труды Барония, которые он дополняет, так как здесь более подробно и тщательно описываются судьбы Восточной Церкви, тогда как Бароний после разделения церквей говорит только об истории Западной Церкви, совершенно умалчивая о Восточной.

Известный, выдающийся ученый монах. Скромный аскет, археолог - писатель, гуманнейший, отзывчивый человек один из достойнейших архипастырей, великий подвижник, просвещенный учитель, пользовавшийся самым глубоким уважением и любовью учащихся в течение 20-летней педагогической деятельности в должностях преподавателя, инспектора и ректора семинарий: Одесской, Волынской, Воронежской и Полоцкой. Его правилом было: не прибегая ни к каким наказаниям и взысканиям, не задевая самолюбия и человеческого достоинства воспитанников - действовать словом убеждения на ум и душу их.

Труды

  • Судьба православной Греко-Италицкой церкви: (Исторический очерк от начала проповеди евангельской в пределах Великой Греции до конца ХVII стол.)... . // "Русская Беседа". 1859, кн. 6.
  • "Состояние Православной Церкви в Далмации". // Духовный вестник. 1863, кн. 5 (4?).
  • Очерки истории греческой церковной общины в Венеции. // "Духовный вестник". 1864, кн. 2.
  • Состояние Православной Церкви у русских в Венгрии в ХIV-ХVII вв. // "Духовный Вестник". 1865, кн. 6.
  • Состояние церкви в Афинах в эпоху владычества вандалов.
  • Об отношениях церквей латинской и греческой в период крестовых походов. // "Журнал Министерства Народного Просвещения". 1867.
  • "Русские в Венгрии". "Журн. Мин. Нар. Просв.", 1868.
  • Евстафий, митрополит Солунский ХII в. // "Духовный вестник". 1868. кн. 8, 11.
  • Судьба христианства в Южной Аравии. // "Православное обозрение". 1868.
  • Архиепископы и патриархи Сербские с начала XIII в. до второй половины ХVIII века. // "Православное обозрение". 1868.
  • "Максим, Патриарх Константинопольский". " Православное обозрение", 1868.
  • "Церковный и политический быт сербов и валахов в Австрийских землях с 9 века до настоящего времени". "Журн. Мин. Нар. Просв.", 1870, кн. 10.
  • Христианство в Северной Аравии. // "Православное обозрение". 1876.
  • Очерки истории православно-греческой Церкви на острове Сицилии. " Православное обозрение", 1871, кн. 6.
  • "Очерки жизни Феопемта, митрополита Филадельфийского". "Странник", 1872.
  • "Епископ Симеон Концаревич". По румынским источникам. "Странник", 1872.
  • "Митрополия острова Родоса в эпоху владычества ордена св. Иоанна Иерусалимского". "Прав. Обозрен.", 1872.
  • Состояние церкви в Африке в эпоху владычества вандалов. // "Христианское чтение". 1873, кн. 1.
  • История Северо-Африканской Церкви с 534 до конца ее существования. // "Христианское чтение". 1873, т. 3.
  • "Очерк жизни и деятельности Каллиста Патриарха Константинопольского". "Прав. Обозрен.", 1873.
  • "Готская епархия в Крыму". "Журнал. Мин. Нар. Просвещ.", 1873.
  • "Записки о мученичестве св. Арафы и других с ним в г. Негране". "Странник", 1873.
  • "По поводу вопроса об Афонском монастыре св. Пантелеймона". СПБ, 1876.
  • "Греческая церковь на острове Крите в период венецианского владычества XIII-XVII веков". " Православное обозрение", 1876, август.
  • О жизни и сочинениях иеромонаха Иосифа Вриения (Патриарха Константинопольского), греческого проповедника в конце ХIV и первой четверти XV cтолетия. М., 1879. ("Правоcлавное обозрение").
  • Несколько страниц из истории христианства в Персии. // "Христианское чтение". 1881, т. 1. № 5-6.
  • "Николай Мефонский". "Христ. Чтен.", 1882, т. II, 1883, т. I.
  • Лесков Н.С. "Поповская чехарда". "Истор. Вестн.", т. XI, февраль, с. 291.
  • Макарий, еп. Магнезийский в конце IV и начале V века, и его cочинения. СПб., 1883. ("Христианское чтение". 1883. № 5-6).
  • "Описание одного рукописного греческого сборника Синайского монастыря". "Христ. Чтен.", 1884, т. II, № 7-8.
  • "Феофан Керамево", архп. Тавромийский Х.В. - проповедник". "Христ. Чтен.", 1884.
  • Благочестивые размышления. СПб., 1896.
  • Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные от Рождества Христова до 1898 года. 3 вып. Изд. 1-е, СПБ, 1869-1871, изд. 3-е, СПБ, 1900. Выдержала 4 издания.

Переводные произведения

  • "Увещание к язычникам". "Строматы". (Климента Александрийского). "Воронеж. Епарх. Вед.", 1866-1867.
  • "Святой Максим, Патриарх Константинопольский". "Прав. Обозрен.", 1868.
  • "Ответ Марка Евгеника царю Иоанну Палеологу". "Странник", 1872, кн. 7.
  • "Иосиф Вриенний, писатель начала XV века". Москва, 1879.
  • "Житие и подвиги св. Феодоры Солунской". Юрьев, 1889.
  • Мануила Ритора: Сочинение "Об обожении плоти Господа", 1889.
  • Мануил вел. Ритора: "Ответ Доминиканцу Франциску", 1889.
  • "Похвальное слово св. Евфимию епископу и чудотв. Мадитскому, написанное Григорием Кипрским". Москва, 1889.
  • "Письмо Матфея Властаря, иеромонаха Солунского и писателя XIV века прп. Кипрскому Гюи-де Лузинъяну". Москва, 1891.
  • "Похвальное слово св. Димитрию Солунскому", 1890.
  • "Ара(е)фы, митр. Кесарийского беседа на 1-й псалом", 1891.
  • "Нила, митр. Родосского. 4-е неизданных произведения". Москва, 1891.
  • "Три статьи неизв. греч. писателя начала 13 века", 1892.
  • "Некоего митр. Ефесского 13 века неизданное произведение", 1893.
  • Мефодия, архиеп. Константинопольского Слово о св. иконах. 1894.
  • "Вел. Ритора Мануила - ответ Герасиму иеромонаху", 1894.
  • "Нила Дамилы, иеромонаха Критского, ответ монаху Максиму на его письмо в защиту лат. новостей в вере". Греческий текст и русский перевод. Новгород, 1895.
  • "Св. Григория Паламы, три неизданных творения", 1895.
  • "Николая Гидрунтского (Отрантского) игум. греческого монастыря в Казулах. Три записи о собеседованиях греков с латинами по поводу разностей в вере и обычаях церковных". Греч. текст и русский перевод. Новгород, 1896.
  • "Георгия Схолария сочинение "Новый Мыслитель". Новгород, 1896.
  • "Георгия Схолария, впоследствии Геннадия, Патриарха Константиноп. разговор". Новгород, 1896.
  • "Похвальное слово св. Фотию Фессалоникийскому". Новгород, 1897.
  • Два неизданных произведения Николая, еп. Мефонского, писателя ХII века. Новгород, 1897.
  • "Филофея, Патриарха Константинопольского три речи", 1898.
  • "Не должно страшиться смерти". Рассуждение греческого богослова 14 века Димитрия Кидонского". Изд. 2-е испр., СПБ, 1900.
  • "Четыре неизданные беседы Михаила Акомината, митроп. Афинского". Греческий текст и русский перевод. Новгород, 1901.
  • Три статьи неизвестного греческого писателя начала ХIII в. в защиту православия... М., 1892.
  • Послание с исповеданием веры, посланное от всех святогорцев к царю Михаилу Палеологу. М., 1895.
  • Список всех трудов епископа Арсения тщательно сличен по Новому Энциклопедическому Словарю Брокхауз и Эфрон, т. III, по Богосл. Энцикл. Лопухина т. I и по другим печатным источникам.

Литература

  • "Церк. Вед." 1893, № 21, с. 185, 1894, № 1, с. 1.
  • "Приб. к "ЦВ" 1891, № 41, с. 1427, 1893, № 23, с. 867, 1897, № 3, с. 102, 1903, № 8, с. 295, 296.
  • "Русск. Паломн." 1893, № 27, с. 429-430.
  • "Душеп. Чтение" 1904, с. 350-357.
  • "ЖМП" 1956, № 12, с. 62-63.
  • "Истор. Вестн." 1900, октябрь, с. 259, декабрь, с. 1123-1124.
  • "Церк. Вестн." 1895, № 47, с. 1506.
  • "Изв. Каз. еп." 1885, № 24, с. 918, 1889, № 18, с. 463.
  • Булгаков, с. 1407, 1415.
  • БЭЛ т. I, стб. 1068-1071.
  • БЭС т. I, стб. 233, т. III, стб. 727, 728, 729 и доп. т. I, с. 155.
  • "Преп. Варлаам и основ. им Хутынский монастырь". "Душеп. Собес." 1916, с. 352.
  • "Русск. Прав. Некр." I, с. 49.
  • "Рецензии на переводн. произведения помещен в Визант. Времен. за годы 1894-1899.
  • Спасский А. Статья "Оценка ученой деятельности Арсения (Иващенко)". Визант. Временник, 1903.
  • Родосский А. "Памяти Преосв. Арсения (Иващенко)". "Христ. Чтен.", 1903.
  • "Критико-биографический словарь русских писателей и ученых С.А. Венгерова". В томе 1-ом помещен полный перечень статей и брошюр до 1889 г. епископа Арсения (Иващенко). "Прав. Собес." 1899, январь, с. 8 отчет.
  • Воспоминания об епископе Арсении (Иващенко). "Истор. Вестн.", 1903.
  • Цезаревский "Шестидесятые годы в Духовной Семинарии". "Звонарь", 1907.
  • "Списки архиереев Иерархии Всерос.". СПБ, 1896, № 540, с. 83.
  • Мануил, архиеп. Каталог рус. архиереев ч. 1. Чебоксары, 1959, с. 320-324.

Использованные материалы



[1]  Воронежская историко-культурная энциклопедия / под общей ред. Ласунского О.Г., - Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2006, с. 23

[2]  Версия Православной энциклопедии. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4725 указывает 16 февраля.

Редакция текста от: 10.06.2014 20:51:17

"АРСЕНИЙ (ИВАЩЕНКО)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google