Дометиан (Горохов) (1885 - 1937), епископ б. Арзамасский, викарий Нижегородской епархии
В миру Горохов Дмитрий Васильевич [1], родился 26 мая 1885 года [2] в городе Грайвороне Курской губернии в семье священника [3].
В 1899 году окончил Белгородское духовное училище, в 1905 году - Курскую духовную семинарию.
В 1909 году окончил Киевскую духовную академию первым кандидатом богословия с правом получения степени магистра без нового устного испытания [4].
С 1909 по 1910 год - профессорский стипендиат при Киевской духовной академии.
С 1910 по 1911 год - преподаватель 1-го Киевского женского училища духовного ведомства.
16 августа 1911 года определен помощником инспектора Киевской духовной академии. Постоянно сотрудничал в журналах: «Труды Императорской Киевской духовной академии» и «Руководство для сельских пастырей», а также в «Киевских» и «Курских епархиальных ведомостях».
С 28 декабря 1911 года избран делопроизводителем Киевского отделения Императорского Православного Палестинского Общества.
В 1914 году защитил магистерскую диссертацию «Буддизм в сравнении с христианством» и удостоен ученой степени магистра.
В 1915 году был призван в армию и учился в Николаевском училище, которое окончил в 1916 году, и служил при этом училище в чине прапорщика до 1917 года.
После демобилизации из армии в 1917 году вернулся в Киев и поступил снова в духовную академию в качестве помощника инспектора и секретаря по студенческим делам, где служил до закрытия академии в 1919 году.
В 1919-1925 годах учительствовал в разных школах Киева, а в 1925 году выехал в Москву и постригся в монашество в Покровском монастыре.
Рукоположен в сан иеромонаха, был проповедником в монастырском храме. Был подвергнут краткосрочному аресту.
Из «Дневника инока» архимандрита Вениамина (Милова) (1889-1955), исполняющего тогда обязанности наместника монастыря, запись от 18 апреля 1928 г.:
1 августа 1928 года был хиротонисан во епископа Арзамасского, викария Нижегородской епархии.
В 1931 году был арестован по обвинению в руководстве организацией «контрреволюционных церковников». 18 сентября 1932 года был осужден по политическому обвинению и приговорен к 8 годам заключения. Он был этапирован на строительство Беломоро-Балтийского канала.
3 октября 1932 года над ним был церковный судебный процесс за «канонические преступления» (прелюбодеяние), в результате которого был лишен права занимать архиерейские кафедры и на три года запрещен в священнослужении, ношения архиерейской мантии и панагии (по 3 октября 1935 г.).
Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода по делу епископа Дометиана Горохова (от 3 октября 1932 года за № 130):
В 1933 году еп. Дометиан был освобожден досрочно, - очевидно, как многие выжившие «ударники» этого канала, и тогда смог представить в Синод митрополита Сергия объяснения по своему «делу».
Из Синодального постановления от 30 ноября 1933 года:
С 1934 г. еп. Дометиан служил в Скорбященской церкви г. Рязани.
28 августа 1936 года был арестован по обвинению в "контрреволюционной деятельности" и 2 декабря Особым Совещанием при НКВД СССР осужден на 3 года исправительно-трудовых лагерей.
3 января 1937 года был был отправлен из Сырзанской тюрьмы в Сиблаг (г. Мариинск Новосибирской области). В Орлово-Розовский пункт Сиблага НКВД прибыл 15 июня 1937 г., как свидетельствует запись в его лагерной учетно-справочной карточке. Особым столбиком записаны на этой карточке «особые приметы» Д.В. Горохова – «рост - средний, телосложение - среднее, плотное, цвета глаз - карие, нос - прямой, прочие приметы – нет». В числе известных заключенному языков указаны «немецкий, французский», специальность – «служитель культа», происхождение – «из служащих». Из родственников упомянута только "Сестра Нина Васильевна 65 лет. г. Рязань, ул. Подгорная, д. 33".
24 ноября 1937 г. был арестован в Орлово-Розовском пункте Сиблага как "активный участник контрреволюционной военно-офицерской, повстанческой диверсионно-террористической и шпионской организации, подготовлявшей вооруженное восстание против советской власти", тогда же у него был произведен обыск, по результатам которого были изъяты только три банки консервов.
Допрос владыки состоялся 29 ноября 1937 г., но до и после этого на него дали «показания» другие участники «заговора» как «офицерской», так «церковной» его части. 26 ноября на него, как на активного «заговорщика», показал бывший прапорщик царской армии Н.В. Николаев, упомянув о связи епископа с подполковником Мининым, - представителем «сибирского штаба РОВС». Со слов Николаева выходило, что Горохов постоянно общался с «враждебно настроенными лицами» из числа «церковников» в Орлово-Розовском лагпункте и курировал их, а религиозно настроенный профессор А.Н. Колесников был его «правой рукой», через которого владыка подбирал себе сторонников. С помощью «частых бесед» в бараках со своими единомышленниками «бывший епископ» якобы ориентировал их на «наибольшее вовлечение в к/р организацию резко-враждебно настроенной части лагерников» с целью «свержения советской власти». Следователи таким образом превращали Горохова в руководителя «церковной» части «заговора». Назначенный чекистами на роль одного из «вождей» «заговора» бывший полковник царской армии А.А. Адамович назвал на допросе 2 декабря епископа Дометиана (Горохова), как и архиепископа Иннокентия (Летяева), в числе им лично «завербованных» людей. Церковным иерархам Адамович, по его признанию, поставил особые задачи в заговоре: «Летяеву и Горохову предложил подобрать надежных людей из числа б/служителей культа, через которых они должны были вести повстанческую агитацию среди заключенных лагпункта, подготовляя последних к восстанию». 26 ноября протоиерей А.К. Литвинцев назвал Горохова в числе «членов контрреволюционной организации». Якобы он сам, как и архиепископ Иннокентий, «под строгим предупреждением о неразглашении», сообщил ему об этом в течении 1936-37 гг. А «завербовал» обоих владык, со слов Литвинцева, бывший унтер-офицер жандармского управления П.И. Козлов. Как можно видеть, прошло всего несколько дней, и в «вербовке» иерархов признался другой участник «заговора» - А.А. Адамович. (Козлов же на своем допросе не сказал ни слова о связях с «церковниками»). Литвинцева и Адамовича допрашивали разные следователи. В данном случае они не согласовали свои действия.
Сохранились протоколы допроса еп. Дометиана, в которых он признает себя виновным в предъявленном обвинении, а также оговаривает всех заключенных священнослужителей, привлеченных по этому групповому делу, и подтверждает необходимые следствию "детали заговора". Возможно, причиной такого поведения были примененные к нему пытки или обещания сохранить жизнь, или и то и другое вместе, - мы этого никогда не узнаем.
1 декабря з/к Горохову было объявлено об окончании следствия, но на этом его участие в следственных действиях не закончилось. Один из оговоренных владыкой Дометианом, священник Дмитрий Иванович Богоявленский [7] на допросе 2 декабря категорически отказался признаться в несуществующих преступлениях. Тогда следователю пришлось сослаться на показания против него обвиняемого Горохова, - что тот, как его «бывший сообщник», признал свое участие в «организации». На ответ, что Горохов не является его сообщником, Богоявленскому зачитали показания против него епископа. В протоколе записан ответ священника: «Я это отрицаю, меня б. епископ Горохов в контрреволюционную организацию не вовлекал, и такие показания давать на меня не может». Быстро выяснилось, что может. В тот же день Д.И. Богоявленскому провели очную ставку с владыкой Дометианом, на которой последний подтвердил и «вербовку» им Богоявленского, и его «участие» в «заговоре».
8 декабря 1937 года тройкой УНКВД по Новосибирской области еп. Дометиан был приговорён к расстрелу.
Расстрелян 20 декабря 1937 года в составе группы заключённых из 19 заключенных, осуждённых с ним по одному делу, в Мариинске или его окрестностях.
7 мая 1990 года был реабилитирован Прокуратурой прокуратурой Рязанской области по «делу» 1936 года. Факты его реабилитации по делам 1932 и 1937 годов неизвестны.
Сочинения
- «Слово в день открытия честных мощей святителя Иоасафа Белгородского»
- Библиографическая заметка на книгу Н. Терентьева «Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства». Казань 1910.
- Учение буддизма о лице Будды Сакер-Муни и критический разбор его», 1911
- “К вопросу о предмете христианской апологетики и о предмете христианского богословия вообще” (Киев, 1911).
- «В защиту монашества» (По словам Иоанна Златоуста: «К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни») (Киев, 1911)
- “Буддизм в сравнении с христианством”. (Магистерская диссертация). Киев, 1914.
Литература
- “ЖМП” 1931, № 1, с. 5, 1933, № 13, с. 1, 2, 1934, № 18-19, с. 5.
- ФПС I, № 249, с. 10, III, с. 3.
- Заметки и дополнения. Е.М. № 72.
- Irenikon 10(1933)165: Er wurde angeklagt, gegen den Kolchoz agitiert zu haben und zu 8 Jahren Gefangnis verurteilt. Ebenso wurde ihm amoralische Haltung vorgeworfen.
Использованные материалы
- Биография на сайте «Русское православие»
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии. 1819-1920-е гг. Т.1 А-Й. Киев 2014. 576 с. С. 391.
- Блог Игоря Курляндского. "Церковная часть «заговора» в Орл-Роз п. Сиблага. 1937. Епископ Дометиан (Горохов)"
[1] По ortho-rus.ru - Дмитриевич
[2] По данным БД ПСТГУ - в 1879 г. в с. Илек (Илек-Кошары?) Белгородского уезда (ныне Ракитянский район Белгородской области)
[3] Д. Горохов. 20 февраля 1915, ИР НБУВ. Ф. 175. Д. 1375. Л. 1–2 об., ответы на типовую анкету, автограф.
[4] "Выпускники Киевской духовной академии 1909 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kievda.html
[5] «Дневника инока» архимандрита Вениамина (Милова) - http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1023#part_6323
[6] ЖМП №18-19, 1934
[7] Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в., http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/spc_1_foto/koi/nm/?HYZ9E...CQ*