Архиеп. Димитрий (Муретов) |
В миру Муретов Климент Иванович, родился 11 февраля 1811 г. в с. Лучинске Пронского уезда Рязанской губернии в семье диакона.
В 1820 г. поступил в Сапожковское духовное училище, затем обучался в Рязанской духовной семинарии.
В 1831 г. поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил первым учеником.
11 сентября 1834 г. пострижен в монашество; 27 октября рукоположен во иеродиакона, а 24 июля 1835 г. - во иеромонаха.
7 октября 1835 г. удостоен степени магистра и определен бакалавром Киевской духовной академии на кафедру Св. Писания и герменевтики.
6 сентября 1837 г. утвержден в звании профессора богословских наук.
С 14 февраля 1838 г. - инспектор академии.
25 марта 1838 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря.
С 24 апреля 1841 г. - ректор Киевской духовной академии.
Десятилетний период его управления Киевской академией замечателен как по высоте научного уровня преподавания, так и по прекрасному внутреннему строю академической жизни. В это время имя Димитрия стало широко известным. По многочисленным отзывам его сослуживцев и воспитанников, он представлял из себя в высшей степени гуманного и заботливого начальника, вникавшего во все подробности академической жизни и уже тогда прославившегося своей благотворительностью и другими добрыми качествами.
Уступая предшественнику своему, Иннокентию (Борисову), в смелости и оригинальности богословских воззрений, он не ниже, а, может быть, даже выше его был по глубине и основательности. Являясь хозяином в разнообразных отраслях богословской науки, он применил к ней исторический метод исследования и изложения и освободил ее от устарелых схоластических приемов. Богословствование Иннокентия многие встретили недружелюбно и обвиняли в либерализме, если не рационализме. Преемник его по кафедре подвел такой твердый фундамент под новую богословскую систему и применял исторический метод с такой строгостью и осмотрительностью, что должны были рассеяться сомнения и замолкнуть обвинения против новой системы богословия.
Лекций своих о. Димитрий не выдавал студентам и, вероятно, не писал вполне, но подготовлялся к ним так основательно, что обычно в течение двух часов подряд, без конспекта или даже клочка бумаги для справок говорил беспрерывно, приводя буквально тексты и выдержки из авторов, с точным указанием томов и страниц цитируемых сочинений. Студентом Н. Оглоблиным составлена была полная запись лекций Димитрия, которую просмотрел и он сам. Эта запись не пропала совершенно для русской науки: она легла в основу "Введения в курс богословских наук" Макария (Булгакова), митроп. Московского. Многие обвиняли этого богослова за то, что он нигде не упомянул о главном своем источнике для сочинения, доставившего ему редкую в то время степень доктора богословия. Но скромный о. Димитий никогда не изъявлял претензий на научную славу. Он не печатал своих трудов или печатал без подписи; под его именем выходили только проповеди, которые в последние годы своей пастырской деятельности он обычно помещал в "Православн. Обозрении". Потом они вышли отдельным изданием.
При посещении имп. Николаем Киева митр. Филарет (Амфитеатров) представил ему ученую корпорацию, в том числе и ректора академии архимандрита Димитрия. Во время представления император неоднократно оборачивался в сторону Димитрия и смотрел ему прямо в глаза. Все это заметили. Прибыв в Петербург, имп. Николай сказал жене: "Вот я видел монаха в Киеве! Я желаю, чтобы он непременно благословил наших детей". Вскоре Димитрий был вызван в Петербург.
23 декабря 1850 года был освобожден от ректорства.
4 марта 1851 года [1] был хиротонисан во епископа Тульского.
С 11 июня 1857 года [2] - епископ Херсонский.
Вызванный в 1859 г. в Санкт-Петербург как лучший устроитель духовных учебных заведений, преосвящ. Димитрий председательствовал в комиссиях:
- по сокращению переписки по духовному ведомству;
- по улучшению быта сельского духовенства;
- по преобразованию духовных семинарий и училищ.
3 апреля 1860 г. возведен в сан архиепископа.
В 1860 г., когда на него было возложено звание попечителя болгарского настоятельства, преосвящ. Димитрий установил самые близкие отношения с сербами, далматинцами и особенно болгарами, оказывая им щедрую и разнообразную помощь.
Во время отмены крепостного права преосвящ. Димитрий оказал неоценимую услугу отечеству своими правильными действиями в предупреждении крестьянских волнений.
Со 2 октября 1874 года [3] - архиепископ Ярославский. Ярославский климат оказался неблагоприятным для его здоровья.
С 26 апреля 1876 года - архиепископ Волынский.
Владыка был редким человеком, добрым пастырем. О его благотворительности ходили многочисленные рассказы. Когда он был архиепископом Волынским, к нему пришла одна дама в слезах, прося помочь ей в крайней нужде. "Верьте, - сказала она, - ни копейки не имею". "А вот что, - ответил Димитрий, - я приглашен завтра на погребение, потружусь на Ваше счастье, что дадут - то Ваше, а Вы в 4 часа приходите". В 4 часа дама получила от владыки нераспечатанный пакет, в котором оказалось 1000 рублей. Дама снова пришла к владыке и взволнованно сказала ему об этом. Но он ответил: "А мне какое дело? Ведь я сказал Вам, что потружусь на Ваше счастье. Ну Господь Вам послал, Его и благодарить Вам следует".
С 20 февраля 1882 года - архиепископ Херсонский и Одесский.
В Одессе он улучшил преподавание и быт духовного училища и семинарии, выстроил дом для общежития, основал попечительство о бедных, деятельно боролся со штундой и провел реставрацию храмов.
Скончался 14 ноября 1883 года в Одессе. Был погребен в Одесском Преображенском соборе.
Везде преосвященный был известен своим огромным влиянием на паству и редким расположением к нему последней. Он постоянно заботился и о подведомственном духовенстве и особенно о духовных учебных заведениях.
До возведения в сан епископа Димитрий вел большую литературную работу. С принятием архиерейского сана он совсем оставил науку и полностью посвятил себя делу благотворительности и проповедничества. Его проповеди отличались простотой и задушевностью и в то же время были "исполнены высокого и сильного красноречия". Особенно в последние годы жизни преосвященный Димитрий усиленно проповедывал слово Божие и с архиерейской кафедры, и со страниц печати.
Труды
- О путях промысла Божия в обращении грешников и о путях покаяния для обращенных. (Собр. соч. студентов К. Д. А. Киев, 1839).
- Первое собрание слов, бесед и речей преосвященного. Одесса, 1859.
- Собрание слов, бесед и речей. СПб, 1885.
- Полное собрание творений Димитрия (в шести томах), 1899.
- Цветы из сада, изд. Афон. рус. Пантелеим. м-ря. М., 1889, с. 103.
- Слово об уважении к местам христианского погребения. Приб. к Ц. В., 1890, № 47, с. 1577.
- Отдельные слова и речи Димитрия напечатаны в Православном обозрении за 1875-1884 гг.
Литература
- Смирнов Н. Высокопреосвящ. Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский и Одесский. М., 1898.
- Ястребов М. Высокопреосвящ. Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский и Одесский. Труды К. Д. А., 1899, № 5.
- Никанор, архиеп. Минувшая жизнь. Одесса, т. 1, с. 120.
- Хойнацкий А. Волыно-Почаевский патерик. М., 1888.
- Ливанский И. На смерть Димитрия, архиеп. Херсонского (стихотворение).
- Флоринский Н. Высокопреосвящ. Димитрий, архиеп. Херсонский (Душеп. чтен., 1886, кн. 6).
- Гавриленков Воспоминание о преосвящ. Димитрии, архиеп. Херсонском. (Полтав. еп. вед., 1884, № 1).
- К. Б. Памяти архиеп. Димитрия Одесского (истор. вестн., 1884, № 2).
- Лебединцев Ф. Высокопреосвящ. Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский (Киев. старина, 1883, № 12.).
- Булгаков, с. 1397, 1415, 1416, 1418.
- Строев, с. 335, 489, 783.
- Денисов, с. 300.
- Списки архиереев, № 327.
- Н. Д., с. 24, 69, 70, 74.
- Юбилейный сборник, с. 301, 471.
- Пятидесятилетний юбилей К. Д. А. Киев, 1869.
- Современные известия, 1883, № 319, 320, 322, 341.
- Ярослав. еп. вед., 1876, № 21, 23, 28, 47, 52.
- Московские ведомости за 1883 г., № 320-330, 345, 359.
- Самар. еп. вед., 1897, № 3, с. 137; № 7, с. 177.
- Изв. Казан. еп., 1882, № 8, с. 161.
- -"- 1893, № 19, с. 622, 623.
- Приб. к Ц. В., 1897, № 8, с. 299; № 14, с. 548.
- -"- 1905, № 37, с. 1569-1574; № 38, с. 1608-1613.
- Прав. собес., 1899, июнь, с. 354.
- -"- 1902, декабрь, с. 784.
- -"- 1904, апрель, с. 8.
- -"- 1908, декабрь, с. 743.
- Рус. палом., 1893, № 8, с. 126.
- Русская старина, 1910, ноябрь, с. 422, 450.
- Кормчий, 1890, № 31, № 49, с. 595.
- -"- 1912, № 7, с. 81.
- Труды К. Д. А., 1870, апрель, с. 1-31; июнь, с. 1-30.
- -"- 1872, ноябрь, с. 6.
- -"- 1873, ноябрь, с. 508-509.
- -"- 1874, август, с. 425-427.
- -"- 1877, март, с. 635.
- -"- 1884, август, с. 593-600.
- -"- 1886, май, с. 8.
- -"- 1887, сентябрь, с. 146-155.
- -"- 1890, ноябрь, с. 364-438.
- Истор. вестн., 1884, февраль, с. 341-345.
- -"- 1886, т. 26, с. 29-30.
- -"- 1887, декабрь, с. 8.
- -"- 1888, ноябрь, с. 9.
- -"- 1892, т. 49, с. 723.
- -"- 1895, февраль, с. 650.
- Христ. чтен., 1871, декабрь, с. 82-83, 109-110.
- -"- 1875, июль, с. 507-509.
- Прав. обозрен., 1863, февраль, с. 96.
- -"- 1864, март, с. 153; апрель, с. 232-233; июнь, с. 109-110.
- -"- 1871, т. 3, с. 614-615.
- -"- 1873, т. 3, с. 593-594.
- -"- 1884, январь, с. 186; апрель, с. 813.
- Рус. архив, 1895, кн. 2-я, № 5, с. 77.
- -"- 1899, кн. 1-я, № 3, с. 427, 428, 668.
- -"- 1900, кн. 3-я, № 10, с. 236-237.
- -"- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 109; кн. 2-я, № 8, с. 570.
- Ж. П. Б., доп. том II, с. 359, 369-469.
- Ж. М. П., 1945, № 11, с. 49.
- БЭЛ, т. III, с. 775; т. IV, с. 1054.
- БЭС, т. I, с. 735-736, 547; т. II, с. 2195, 2275, 2404.
- БЭЮ, т. 8, с. 466.
- РБС, т. VI, с. 396-398.
Использованные материалы
- Биография на сайте "Русское Православие"
- П.В. Димитрий, архиепископ херсонский. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
[1] Основная версия. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_422 как вторую версию указывает 23 марта.
[2] Основная версия. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_422 как конец управления Тульской епархией указывает 11 июня, а как вторую версию - 10 июня.
[3] Основная версия. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_805 как вторую версию указывает 25 октября.