Павел (Конюскевич), митрополит Тобольский |
Память 4 ноября, в Соборах Галицких, Киевских и Сибирских святых
В миру Конюскевич или Конюшкевич Петр, родился в 1705 году в городке Самборе, в Галиции, в семье богатого мещанина.
Начальное образование получил в Самборском училище, затем в Киевской духовной академии.
По окончании академии оставлен в ней учителем пиитики.
В 1733 году пострижен в монашество в Киево-Печерской Лавре. 5 декабря 1734 года был рукоположен во иеродиакона, 1 января 1740 года - во иеромонаха.
Весной 1740 года был назначен "шафарем дорожным" (заведующим экономической частью) в свиту архимандрита Златоверхого Михайловского монастыря Тимофея (Щербацкого), направлявшегося в Москву. Отчетность молодой эконом вел с аккуратностью: каждая копейка, каждый подарок, которыми, по обычаю того времени, Щербацкий наделял, по прибытии в Москву, высокоименитых особ, - все это тотчас же до мелочей вносилось в шнуровую книгу:
В этом же году был назначен проповедником Московской Славяно-Греко-Латинской академии.
18 февраля 1744 года был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря. Во время его управления монастырем были возведены многочисленные постройки по набережной линии и южная ограда монастыря.
На Тобольской кафедре
23 мая [1] 1758 года хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского с возведением в сан митрополита. Поздно вечером 20 ноября прибыл в Тобольск.
Заботился о просвещении народа через пастырей, а потому прежде всего обратил внимание на усовершенствование семинарии. Семинария существовала в Тобольске уже 20 лет, но классов в ней было немного. Преосвященный не замедлил открыть богословский класс, и сам непосредственно наблюдал за преподаванием. Пригласил в семинарию, в качестве наставников, двух ученых киевских иеромонахов - Савватия (Исаевича) и Вениамина (Белковского).
При нем было построено 20 каменных храмов в Тобольске и других городах и открыто несколько приходов. Священно-церковнослужителей назначал с особенной разборчивостью и знанием.
По ходатайству митрополита Павла, указом Св. Синода от 20 февраля 1764 года в качестве миссионеров среди сибирских инородцев были утверждены протоиереи о. Никита Арамильский и о. Михайловский.
В 1761 году был обвинен в посылке военных команд для применения суровых мер к раскольникам, усилившим в своей среде самосожигательство. Как выяснилось впоследствии, команды эти были учреждены Сибирским правительством. Историк А.К. Недосеков предполагает, что донос на преосвященного был послан иеромонахом Савватием (Исаевичем).
В течение девятилетнего периода управления епархией на митрополита Павла поступило в Синод свыше 30 жалоб, в которых деятельность его рисовалась черными красками: строгость его в отношении к подчиненному клиру граничила с жестокостью, находящихся под следствием он держал при архиерейском доме в тягчайших работах, вдовых священников и причетников насильно постригал в монашество, мало-мальски провинившихся "чрез побои жестоко наказывал". Администрация тоже жаловалась на непорядки в деле просвещения христианством сибирских инородцев, которых часто крестили насильно, иногда спаивали и потом преследовали за мнимое ренегатство. [2].
Митрополит Павел выступил с протестом по поводу секвестра монастырских имений, что, возможно, и явилось причиной увольнения его на покой. По мнению некоторых историков [3], причиной увольнения стали вышеуказанные жалобы.
Увольнение на покой
Синодский указ сначала один, затем другой потребовал немедленного прибытия митрополита Павла в Петербург, но митрополит даже не отвечал на призывные указы.
На заседании Синода 22 июня 1767 года Новгородский митрополит Димитрий (Сеченов) уже объявлял: "митрополит Павел ни по первому, ни по второму указу о вызове в Петербург не едет, а продолжает жить в Тобольске и управлять своею епархиею".
По сведениям А.К. Недосекова, в этом же году был присужден Синодом к снятию архиерейского сана [4].
На заседании 22 марта 1768 года Св. Синод, исполняя волю императрицы Екатерины II, выраженную синодальным обер-прокурором И.И. Мелиссино, постановил: "преосвященному Павлу, митрополиту Тобольскому, подтвердить указом, буде его преосвященство, в исполнение Ее Императорского Величества повеления по посланным двум указам, из Тобольска по ныне еще не выехал, то Св. Синод ныне последний уже термин полагает, чтоб непременно в путь отправился с получения того указа в неделю; а буде и за сим отправкою своею в путь медлить будет, то находящемуся в Тобольске господину губернатору оного преосвященного выслать из Тобольска без всяких отговорок. О чем и к нему, господину губернатору, послать указ".
Преосвященный Павел, не дождавшись указа, 2 апреля 1768 года прибыл в Москву. На шестой день своего приезда он отправил в Синод следующее донесение:
Будучи снова отправляем на Тобольскую кафедру, категорически заявил: "возвратиться на епархию я не могу, как лишенный оной по приговору Синода; то пусть отошлют меня в святую Киево-Печерскую лавру, в которой я принял обет послушания тамошнему настоятелю" [5].
В июле 1768 года [6] по указу Екатерины II был уволен на покой (сослан, по Недосекову) в Киево-Печерскую Лавру.
Отправлявшемуся из Петербурга митрополиту императрица пожаловала 1000 рублей. Преосвященный Павел не принял их, говоря, что это огонь. Послали их с надежным человеком, сопровождающим митрополита. Наместник Лавры предложил святителю: "Примите этот дар, по крайней мере, для святой Лавры; мы устроим на них что-нибудь богоугодное". Павел спросил: "А що ты устроищь, отче, на сей огонь?", - Наместник ответил: "Позолотим чрез огонь церковные главы". - "Се добре", - отвечал Павел. Деньги были приняты.
На покое святитель жил со смирением и простотой. Спал на деревянных нарах, имел кирпич под головой. Двери его жилища, как и двери его сердца, были открыты для всех и каждого.
Скончался 4 ноября 1770 года в Лавре. Погребен в Великой церкви в усыпальнице под Стефановым приделом лаврского собора, где тело его сохранилось нетленным.
Почитание и прославление
У гроба святителя совершаются многие чудеса: получают исцеление недужные разными душевными и телесными болезнями. Нередко бывало, что св. Павел сам являлся страждущим, иногда с другими подвижниками.
Сохранилась собственноручная запись митрополита Евгения (Болховитинова) о явлении ему митрополита Павла в то время, когда устроен был новый склеп под великою церковью Лавры и приказано перенести туда во вновь устроенные могилы все гробы как погребенные в земле, так и поставленные в склепе под собором:
В 1999 году при восстановлении Великой церкви обнаружено захоронение святителя, тогда же его нетленные мощи перенесли в Дальние пещеры, где они пребывают и поныне.
22 июня 2008 года состоялось его общецерковное прославление в лике святых, совершенное в Киево-Печерской лавре сонмом святителей во главе с Киевским митр. Владимиром.
Молитвословия
Тропарь, глас 8
Правосла́вия наста́вниче,/ Це́ркве Христо́вы побо́рниче,/ пра́вды нелицеприя́тный провозве́стниче,/ архиере́ов богодухнове́нное удобре́ние,/ Па́вле чудотво́рче,/ высото́ю испове́дания твоего́ вся́ ны́ удивля́еши,/ чудесы́ же твои́ми благода́тно просвеща́еши:/ подви́жниче духо́вный,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас тот же
Вы́шния красоты́ жела́я, святи́телю Па́вле,/ в ми́ре преми́рно пожи́л еси́,/ нището́ю, воздержа́нием и непреста́нными моли́твами/ предочища́я себе́ к небе́сней сла́ве:/ Це́ркве побо́рник бы́в,/ пра́вды ра́ди Бо́жия мно́гия ско́рби претерпе́л еси́,/ и испове́дания до́блестию украше́н,/ вше́л еси́ в ра́дость Го́спода твоего́:// Его́же моли́ непреста́нно о все́х на́с.
Оценки
Митрополит Павел обладал даром поучения, административными способностями, глубоким умом, всесторонней ученостью и крепостью воли.
Был очень строг и взыскателен к проступкам духовенства; для вразумления виновных он не пренебрегал ни черными работами по монастырям и в архиерейском доме, ни телесными наказаниями, ни даже отлучением от Церкви.
Высказывается и такое мнение, что он "был ожесточенным фанатиком по своим религиозным убеждениям", но в то же время "человеком высокого ума" и что "в борьбе с расколом высказал себя неугомонным пастырем".
Труды
- Записки (веденные по дороге в Петербург в 1740 г.).
Литература
- Краткое показание о бывших в Сибири воеводах. - Тобольск, 1792.
- Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. - М., 1807-1815, ч. 1, с. 112.
- Словцов П.А. Историческое описание Сибири, 1844, т. 2.
- Парфений, игумен. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и святой Земле пострижника Святые горы Афонския инока Парфения. - М., 1855, ч. 1, с. 187.
- Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. - М., 1855, с. 213.
- Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем - Академией: в 2 т. - Киев, 1856. - Т. 2, с. 59-62.
- Макарий (Миролюбов), епископ. Описание Новгородского общежительного первоклассного Юрьева монастыря. - М., 1858, с. 97.
- Абрамов Н. А. Павел II Конюшкевич, митрополит Тобольский и Сибирский // Странник. - Спб., 1868, № 4, апрель, с. 59-78.
- Киевские епархиальные ведомости. - 1868, №12.
- Черниговские епархиальные ведомости. - 1868, №8.
- Толстой М. В. Святитель Павел, митрополит Тобольский и Сибирский // Чтения в Московском обществе истории и древностей российских. - М., 1870, № 2, с. 158-168.
- Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1871 гг.). - М., 1872, № 97.
- Православный собеседник. - Казань, 1875, апрель, с. 392-418.
- Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 47, 318.
- Русская старина. - СПб., 1870-1918; 1876, июнь, с. 292. - 1879, май, с. 32; сентябрь, с. 30-34.
- Козырев А. Краткие сведения о Павле, митр. Тобольском. Киев, 1880, 2-е изд.
- Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. - 6-е изд. - Киев и СПб., 1881, с. 191.
- Сулоцкий А.И. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881.
- Сулоцкий А.И. Краткая История Тобольской и Томской еп. // "Иркутские епархиальные ведомости", 1881, с. 435, 436.
- Недосеков А. Последний Тобольский митрополит Павел Конюшкевич // Тобольские епархиальные ведомости. - 1882, неоф. ч., № 23-24, с. 475-489.
- Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1032- 1882 гг. - Иркутск, 1883.
- Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. - 3-е изд. - СПб., 1884. - Кн. 2, № 41.
- Памятная книжка Тобольской губернии. - Тобольск, 1884.
- Душеполезные размышления. - М., 1878-1887; 1884, с. 358-362.
- О заказных латинских и славяно-русских школах в Тобольской губернии с 1759-1818 гг. // Иркутские епархиальные ведомости. - 1885, №20.
- Пекарский П. П. Бумаги императрицы Екатерины И, хранящиеся в государственном архиве министерства иностранных дел: в 5 т. - СПб., 1871-1885. - Т. 2, с. 275-276.
- Енисейские епархиальные ведомости. - 1887, № 18, с. 222-226.
- Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 54.
- Сырцов И. Я., протоиерей. Самосожигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII столетии. - Тобольск, 1888. См. также: Тобольские епархиальные ведомости. - 1888, № 7 и 8.
- Исторический вестник. - СПб., 1888, январь, с. 180-186.
- Андриевич В. К. Сибирь в царствовании императрицы Екатерины И. - Одесса, 1889, ч. 2.
- Бочаров Н. Две могилы в Покровском миссионерском монастыре. - М., 1889, с. 172.
- Мамаев. Список духовных и светских начальников Тобольской губернии // Тобольские губернские ведомости. - 1890, с. 57.
- Львов А. Н. Архивные данные по делу преосвящ. П. Конюшкевича // "Христианское Чтение", 1891, № 9-10, с. 251 - 265.
- Церковный вестник. - СПб., 1891, № 33, с. 517.
- Иконников В. П. Конюшкевич, митроп. Тобольский // "Русская Старина", 1892, январь-март, с. 697 - 705.
- Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.). - СПб., 1896, № 97.
- Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 723.
- Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII в. - СПб, 1905, ч. II, с. 172-181.
- Косаткин В. В., протоиерей. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. - Владимир, 1906, с. 41.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 22-а (кн. 44), с. 546.
- Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 290, 570.
- Злоско В., священник. Жизнь и чудеса св. Павла Конюшкевича, митрополита Тобольского и Сибирского, нетленно почивающего в усыпальнице Великой Церкви Киево-Печерской лавры. - Киев, 1908.
- Монастырь. - Нижний Новгород, 1908, № 4, с. 31.
- Православный собеседник. - Казань, 1911, март, с. 86.
- Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. - 3-е изд. - СПб., 1911. - Т. 6, с. 413.
- Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. - Сергиев Посад, 1897-1911. - Т. 4, 6, с. 351.
- Германов. На Афон и св. Землю. - М., 1912, ч. 1, с. 37.
- Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. - М., 1903-1912. - Т. 11, с. 50-59; доп. т. 2, с. 324-356.
- Поселянин Е. Идеалы христианской жизни. - СПб., 1913, с. 202.
- Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1415.
- Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 13, с. 66-68.
- Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. - М., 1914, с. 651.
- Русский инок. - 1914, № 9, с. 553-555; № 17, с. 995-1002; № 19-20, с. 1060-1065; № 21-22, с. 1172-1178; № 23-24, с. 1252-1272.
- Поселянин Е. Стоятель за правду // "Русский паломник", 1915, № 8, с. 118-122.
- Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. - Петроград, 1916, с. 470.
- Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 2, с. 1729, 2167.
Использованные материалы
- Недосеков А.К. Последний Тобольский митрополит - Павел Конюскевич // Тобольские епархиальные ведомости, 1882, № 23-24, с. 475 - 489. [страница блога "Православие в Сибири"]
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- Страница сайта Русское Православие
- Служба // Минея Печерская. - К.: Киево-Печерская Свято-Успенская Лавра, 2007.- Т. 1, с. 128-143
[1] По данным сайта Русское Православие. По Недосекову - 5 мая.
[2] Статья словаря Брокгауза и Ефрона, автор которой - К.Х. - ссылается на труд А. Львова Архивные данные по делу преосвященного П. Конюшкевича // "Христианское Чтение", 1891, сентябрь - октябрь.
[3] Ст. словаря Брокгауза и Ефрона.
[4] Указ. сочин., с. 488.
[5] Недосеков А.К. Указ сочин., с. 488.
[6] По данным А.К. Недосекова. По данным ortho-rus - 11 января, но в этот день митрополит только выехал из Тобольска (см. донесение в Св. Синод от апреля 1768 года).