Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МИХАИЛ (ЛУЗИН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Епископ Михаил (Лузин)
Епископ Михаил (Лузин)
Михаил (Лузин) (1830 - 1887), епископ Курский и Белгородский, духовный писатель

В миру Лузин Матфей Иванович, родился в 1830 году в селе Шаве Макарьевского уезда Нижегородской губернии. Дядя архим. Василия (Лузина) [1].

В 1844 году окончил Печерское духовное училище [2], в 1850 году - Нижегородскую духовную семинарию, в 1854 году - Московскую духовную академию.

8 мая 1854 года был пострижен в монашество, 16 мая рукоположен во иеродиакона, 18 июня - во иеромонаха и 9 октября назначен бакалавром Московской духовной академии.

31 августа 1855 года получил степень магистра.

С 24 февраля 1859 года - профессор Московской духовной академии.

4 сентября 1860 года возведен в сан архимандрита.

25 марта 1861 года назначен инспектором Московской духовной академии.

13 января 1872 года - удостоен степени доктора богословия за диссертацию о Ренане. Ректор Академии А.В. Горский характеризовал его как профессора, "основательно знакомого с толкованиями древних Отцев и Учителей Церкви, равно как и новейшими".

С 11 февраля 1876 года - ректор Московской духовной академии.

В 1878 году стал ректором Киевской духовной академии и редактором «Трудов Киевской духовной академии» [3].

22 января 1878 года хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии.

С 19 марта 1883 года - епископ Курский и Белгородский.

В 1883 году был избран почетным членом Московской духовной академии.

Скончался 20 марта 1887 года.

Известен как духовный писатель, оставил много трудов. В своих лекциях и трудах епископ Михаил преследовал две цели - экзегетическую и апологетическую. "На мою долю, - писал он, - выпал жребий сделать в доступной мне области первый у нас опыт открытого состязания с современными отрицательными учениями". Труды епископа Михаила при жизни не раз подвергались критике, однако позднейшие исследователи признавали, что он положил начало новому направлению в русской библеистике. У епископа Михаила было немало талантливых учеников, которые обогатили православную науку о Священном Писании ценными комментариями и монографиями по библейской истории, библейскому богословию, археологии и текстологии.

Сочинения

  • О крещении чрез погружение и обливание (Приб. к твор. св. отцов, 1855; магистерская диссертация).
  • О евангелии и евангельской истории, по повду книги Ренана "Жизнь Иисуса". М., 1870; докторская диссертация).
  • Библейская наука. Академические чтения по Св. Писанию Нового Завета:
    • По Евангелию (под ред. Троицкого Н. М., 1900).
    • По Евангелию (под ред. Троицкого Н. Тула, 1904).
    • Св. апостол Павел и его послания (вып. I. Тула, 1905).
    • Римская церковь и послание к римлянам (вып. II, под ред. Толстого Н. Тула, 1906).
    • Коринфская церковь и послание к коринфянам. Тула, 1906.
    • Колосская церковь и послание к колоссянам; Фессалоникийская церковь и послание к фессалоникийцам. Тула, 1906.
    • Введение в новозаветные книги Св. Писания. М., 1888.
  • Библейская наука. Академические чтения по Св. Писанию Ветхого Завета:
    • Очерк истории толкования Библии. Тула, 1898.
    • Пятокнижие Моисеево. Тула, 1899.
    • Историч. книги Ветхого Завета. Тула, 1899.
    • Учительные книги Ветхого Завета. Тула, 1900.
    • Пророческие книги Ветхого Завета. Тула, 1901.
    • Святой пророк Исаия и книги его пророчеств. Тула, 1901.
    • Святой пророк Иеремия, книга его пророчеств и плач Иеремии. Тула, 1902.
    • Святые пророки Иезекииль и Даниил и книги их пророчеств. Тула, 1903.
  • Толковое Евангелие
    • Евангелие от Матфея на славянском и русском наречии с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями. Киев, 1912.
    • Евангелие от Марка и Луки. Киев, 1903.
    • Евангелие от Иоанна. Киев, 1905.
  • Толковый апостол
    • Деяние св. апостолов на славянском и русском наречии с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями. Киев, 1897.
    • Соборные послания св. апостолов. Киев, 1890.
  • О так называемом Евангелии от евреев (Прав. собес., 1904, апрель, с. 4).
  • Митрополия Киевская в начале своего отделения от Московской до 1854 г. (Прав. собес., 1904, апрель, с. 4).
  • Молитвы утренние и вечерние (Прав. собес., 1904, апрель).

Литература

  • Списки архиереев, № 447.
  • Булгаков, с. 1403, 1404.
  • Юбилейный сборник, с. 126, 136, 138, 152, 155, 156, 158, 162, 163, 174-177, 195-199, 226, 253, 254, 435, 443, 463, 474, 483, 499, 576, 582, 586, 615-618, 654, 701, 706, 707.
  • Историч. свед. о г. Арзамасе, 1911, с. 183.
  • Христ. чтен., 1870, т. II, с. 334, 1899, декабрь, с. 1076.
  • Приб. к Ц. В., 1902, № 9, с. 325.
  • Церк. вестн., 1891, № 11, с. 163; № 41, с. 649.
  • Труды К. Д. А., 1870, июнь, с. 15; 1875, апрель, с. 173; май, с. 179, 188, 189, 190, 193, 194; январь, с. 119-121, 145; 1879, январь, с. 3, 4, 19, 20; февраль, с. 56, 57, 77, 80, 255, 275; апрель, с. 81, 93, 107, 108, 112, 119, 120, 124, 125; май, с. 135, 138, 139; июль, с. 166; август, с. 183; 1881, май, с. 125, 136, 137, 151; июнь, с. 170-174, 176; июль, с. 201, 203, 204; октябрь, с. 211, 229, 230, 234, 235, 237, 1882, с. 97, 98, 103, 110, 120, 121, 123, 124, 131, 143, 144; июнь, с. 150, 151, 160-163, 174; июль, с. 179, 180, 182, 183, 335; сентябрь, с. 194, 195, 201-204, 210-121; декабрь, с. 30, 423, 424; 1886, май, с. 6, 21, 22; 1887, ноябрь, с. 427; 1889, май, с. 148, 149.
  • Изв. Казан. еп., 1878, № 3, с. 57.
  • Прав. обозрен., 1878, сентябрь-декабрь, с. 408, 1890, сентябрь-декабрь, с. 781.
  • Рус. архив, 1910, кн. 1-я, № 1, с. 102.
  • БЭЛ, т. X, с. 622.
  • БЭС, т. II, с. 1502, 1578.
  • ЭС, т. XIX-а (кн. 38), с. 479.
  • Н. Д., с. 17, 58.

Использованные материалы



[1]  Сноска 62 в труде свящ. Солодова Н. В., Протоиерей Петр Иванович Успенский: агиограф, инспектор «Плакида», обновленческий архиерей Орла и Тамбова // Ек-бург, 2022, https://bogoslov.ru/article/6174946

[2]  24 октября 2010 года исполнилось 115 лет со дня кончины смотрителя Нижегородского Печерского духовного училища Елпидифора Антоновича Садовского // сайт Вознесенского Печерского монастыря, http://www.pecherskiy.nne.ru/text/chronicle/537/

[3]  Владимир Бурега Труды Киевской духовной академии: История и современность, Труды КДА в дореволюционный период // научно-богословский портал "Богослов.Ру": https://bogoslov.ru/article/2293473

Редакция текста от: 25.09.2022 19:45:23

"МИХАИЛ (ЛУЗИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google