Архиепископ Лазарь (Баранович) |
Родился в 1620 году [1] в Малороссии.
Обучался в школе Киевского Братского Богоявленского монастыря. Затем продолжил образование получил в польских коллегиях.
В начале 1640-х годов состоял наставником в Киевской коллегии.
С 1650 года - ректор Киевской коллегии и игумен Братского училищного монастыря. Однако, скоро Братская коллегия была разгромлена униатами. Последние из её взрослых питомцев взялись за оружие, т.к. в то время поляки и крымские татары под видом союзников то одного, то другого из борющихся гетманов бродили по всему краю сжигая и разграбляя сёла. Сам игумен Лазарь в 1651 или 1652 году был вынужден удалиться настоятелем в Киево-Кирилловский монастырь.
Затем жил в Купятицком и Дятиловецком монастырях.
С 1653 года заведовал Елецким монастырем Черниговской епархии.
8 марта 1657 года в Яссах митрополитом Молдавским Гедеоном был хиротонисан во епископа Черниговского [2]. Одновременно, несколько раз начиная с 1657 года, был местоблюстителем Киевской митрополии. 8 сентября 1667 года был возведен в сан архиепископа.
Черниговский архиерей-просветитель
До 1672 года имел пребывание в Новгород-Северском Преображенском монастыре, который восстановил из развалин и украсил.
Когда архиепископ Лазарь перенёс своё местопребывание из Новгорода-Северского в кафедральный Чернигов. Здесь начался его великий подвиг миссионерства в защиту истин Православной веры и усиления борьбы с иезуитами. Он с апостольской ревностью назидал черниговскую паству своими красноречивыми проповедями, много писал против унии. В 1674 основал в Новгороде-Северском типографию, перенесённую в 1679 в Чернигов, где было напечатано около 50 богослужебных книг и литературных произведений на церковнославянском, польском и латинском. Его свершения в деле издания и исправления церковных книг ставят в один ряд с достижениями митрополита Петра (Могилы), патриарха Никона, ключарей Дионисия и Арсения, иеромонаха Епифания (Славинецкого).
На протяжении своего архипастырства архиепископ Лазарь ревностно заботился о восстановлении разрушенных храмов и монастырей и об устроении новых. При нем были основаны три монастыря: Шуморовский в Мглинском уезде, Андрониковский в Соснинском уезде, Пустынно-Рыхловский в Кралевецком уезде.
Киевский местоблюститель и государственник
Служил местоблюстителем Киевской митрополии в 1657, 1659-1661 и 1679-1685 годах.
В переломную для Малороссии эпоху, когда иные стояли за присоединение то к Польше, то к Турции, владыка Лазарь твердо держался направления на воссоединение с остальной Россией. В письме к митрополиту Киевскому Иосифу, склонявшемуся на сторону Турции, он призывал того к общерусским единству:
Своё отношение к Польше владыка Лазарь в частности выразил в стишном сборнике "Лютня Аполлонова," где собрано более тысячи стихов по-польски о любви к родине, о необходимости соединения сил великороссов, малороссов и поляков для борьбы против общих тогда врагов — татар и турок.
В 1669 году он убедил гетмана Многогрешного послать в Москву посольство с просьбой о принятии Малороссии в подданство и о подтверждении казацких вольностей. Членам этого посольства было поручено требовать, чтобы русское правительство не отдавало полякам Киева - "этого первопрестольного града царства Русского, от которого искони на всю Россию воссияла благодать Божия". Отчасти благодаря этому призыву царь Алексей Михайлович решился окончательно присоединить Киев к своему царству.
В то же время архиепископ Лазарь стоял за самостоятельность Киевской митрополии. Он был несогласен со стремлением Москвы подчинить ее себе на положении обычной епархии и боролся за сохранение прав малороссийского духовенства. Вероятно поэтому, когда для Киева в Москве был поставлен новый митрополит, им стал не он, а Гедеон (Святополк-Четвертинский).
Кончина и память
В 1692 году был уволен на покой.
Скончался 3 сентября 1693 года. Погребен в кафедральном Черниговском Борисоглебском монастыре, за левым клиросом собора [3].
Архиепископ Лазарь был ревностным поборником святой веры и благочестия. Святитель Димитрий Ростовский называл его столпом Православия. В бурное время междоусобий, когда Украина, недавно присоединенная к России, едва вновь не отторглась от нее, владыка Лазарь показал себя не только красноречивым проповедником и талантливым духовным писателем, но и крупным общественным деятелем. Народная молва почла его праведником.
Труды
- Новая мера старой веры, Новгород, 1676; Чернигов, 1679.
- О Флорентийском соборе, 1688.
- Собрание проповедей: Меч духовный, Киев, 1666 и 1686
- Труби словес проводуючих, Киев, 1674 и 1679.
- Жития святых (на польском языке), Киев, 1670.
- Окружные послания.
- Разговоры о вере и житиях святых.
- Благодать и истина Христова.
- Плач о смерти царя Алексея и приветствие царю Феодору (стихи), Киев, 1676.
- О случаях жизни человеческой (на польском языке), Чернигов, 1678.
- Надгробие митр. Иосифу Тукальскому (на польском языке) (Летопись Велички, II, 384-388).
- Лютня Аполлонова (на польском языке), Киев, 1671.
- Наияснейшая Царица небы и земли Владычица Матерь Мария (в прозе и стахах), Чернигов, 1683.
- О пяти ранах Христовых (на польском языке) (Временник общ. ист., 7, 16, № 195, 223, 236, 254).
- Письма (Черниг. еп. изв., 1861-1864).
Литература
- Соловьев, С. М., История России, кн. III, 1, 2, 102, 115, 158, 359, 368-370, 373, 376-383, 406-409, 411-414, 429, 432, 437, 438, 477, 478, 806, 827, 828, 995 и др.
- Сумцов, Н. Ф., К истории южнорусской литературы XVII столетия, т. 1 - Лазарь Баранович, Хар., 1884.
- Карпов, Киевская митрополия.
- Эингорн, Сношения Малороссийского духовенства с Московским правительством.
- Толстой, М. В., Рассказы из И. Р. Ц., 571, 572, 580, 607-608.
- Захарченко, М. М., Киев теперь и прежде, Киев, 1888, 229.
- Скворцов, Г. А., Патр. Адриан, его жизнь и труды, Казань, 1913, 162, 164, 165.
- Попов, М., свящ., Свят. Дим. Ростовский и его труды, СПб, 1910, 22, 24, 46, 47, 55, 110.
- Титов, А., Черниг. еп. после Батыя имен. Бранскою, М., 1892, 29, 36, 45.
- Ефимов, А., свящ., Чернигов. Елецкий м-рь, Чернигов, 1903, 22-25, 27, 34.
- Терновский, С., История о подчинении Киевской митрополии Московскому патриарху, 50.
- Добровольский, П., Черниг. Елецкий м-рь, Чернигов, 12, 22.
- Муравьев, А., Жития святых Рус. Церкви, сентябрь, 339.
- Проторжинский, прот., Ист. Рус. церк. пропов., 228.
- Булгаков, 1417.
- Летопись Е. А., 657, 663, 667, 669, 680.
- Фон Эдинг Борис Ростов Великий, Углич - памятники худ. старины, изд. Кнебель. М., с. 36.
- Портреты имен. мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 13, 14.
- Гатцук Календарь на 1883 г., с. 132.
- Денисов, с. 193, 299, 828, 875, 902.
- Строев П., с. 17, 26, 510.
- Обзор рус. дух. лит., с. 206-208.
- Акты южной и зап. России, т. V-XII.
- Амвросий История Рос. Иерархии, ч. IV, с. 341-342.
- Чернигов. губ. вед., 1846 (приб. к № 51), с. 347; № 52, от II, с. 350.
- Труды К. Д. А., 1873, март, с. 165.
- Душеп. собес., 1894, с. 298.
- Прав. собес., 1909, январь, с. 82-83; февраль, с. 195.
- Рус. палом., 1893, № 36, с. 571.
- Истор. вестн., 1881, февраль, с. 319, 321-323; март, с. 566-567, 1884, сентябрь, с. 686, 1906, январь, с. 325, 1908, октябрь, с. 237-238.
- Рус. архив, 1872, № 5, с. 997-998, 1887, кн. 3-я, с. 328 (Филарет, архиеп. Черниговский), 1893, кн. 1-я, с. 183 (Обзор деят. губ. и ученых архивных комиссий за 1891 г.), 1900, кн. 2-я, № 5, с. 94, 1901, кн. 1-я, № 2, с. 225-238, 239.
- Журнал мин. нар. просвещ., ч. 32, 1841, отд. VI, с. 333; ч. 75, 1852, отд. V, с. 6, 10-11, 28, 55, 63, 78.
- Свято-отеч. христ., с. 176.
- Жития свв. синод. изд., февраль, с. 86-89; сентябрь, с. 404.
- БЭС, т. I, с. 563-564; т. II, с. 1509, 2363.
- РБС, т. X, с. 40-43.
- Н. Д. , с. 25.
- Украiнськи письменники. Бioбiблioграфiчний словник, т. 1, К., 1960.
Использованные материалы
- Страница сайта Русское Православие:
- Бакулин, В. С., "Баранович Лазарь," Большая советская энциклопедия:
[1] По другой версии в 1616 году
[2] Согласно http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5350 "так как престарелый архиепископ Черниговский Зосима был жив, поселился в Новгород-Северском Преображенском монастыре и до смерти архиепископа Зосимы в Черниговской епархии было два епископа." Однако, это замечание противоречит данным о кончине предыдущего епископа Черниговского Зосимы (Прокоповича) (см.) в 1656 году.
[3] Последнее указание по в Черниговской летописи по новому списку (1587 - 1725), воспроизведено в издании Киевская Старина. Черниговская летопись по новому списку (1587-1725) и Коломацкие челобитные [Изд. Ал. Лазаревского], Киев, 1890, http://litopys.org.ua/chernlet/chern02.htm