Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДИМИТРИЙ (КОВАЛЬНИЦКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Димитрий (Ковальницкий), архиеп. Херсонский и Одесский. Фотография с портрета. 2-я пол. ХХ в. (ЦАК МДА)
Димитрий (Ковальницкий), архиеп. Херсонский и Одесский. Фотография с портрета. 2-я пол. ХХ в. (ЦАК МДА)
Димитрий (Ковальницкий) (1839 - 1913), архиепископ Херсонский и Одесский.

В миру Ковальницкий Михаил Георгиевич, родился 26 октября 1839 года в селе Вересы Житомирского уезда Волынской губернии, родился в семье священника Покровской церкви с. Вересы. Начальное и среднее образование получил в духовных школах Волынской губернии.

В 1859 г. окончил Волынскую духовную семинарию, заняв 3-е место по успеваемости среди выпускников.

С 1 октября 1859 г. преподавал в Кременецком духовном училище.

В 1863 г., добившись для себя штатного места от Волынской духовной семинарии, поступил в Киевскую духовную академию.

В 1867 г. окончил академию 2-м в разрядном списке студентов. Магистерскую диссертацию «История новозаветного канона с I по IV век» писал под рук. проф. С. М. Сольского.

С осени 1867 г. читал лекции по нравственному богословию в Киевской духовной академии. 20 сентября 1868 г. утвержден Святейшим Синодом в ученой степени магистра богословия, вскоре стал бакалавром. После введения нового академического устава и образования единой кафедры нравственного богословия и педагогики перешел на кафедру древней общей церковной истории. В 1878 г. избран экстраординарным профессором. В 1884 г., после введения очередного устава, кафедры древней и новой общей церковной истории были объединены в одну, ее возглавил Ковальницкий. В 1892 г. удостоен звания заслуженного экстраординарного профессора.

По отзывам современников, Ковальницкий, прекрасно владея фактическим материалом по своей теме и подготовив не один курс лекций, категорически отказывался печатать свои научные труды, объясняя, что «в том виде, как он читает их, в настоящую пору печатать нельзя, а ломать себя и писать иначе, чем думает, он не желает». Данное обстоятельство затрудняло получение звания ординарного профессора. Среди немногочисленных напечатанных его трудов - актовая речь 1880 г. «О значении национального элемента в историческом развитии христианства», а также 2 работы, написанные в 1892-1893 гг. в полемике с проф. Киевского университета св. Владимира Ю. А. Кулаковским, посвященные проблемам отношения рим. закона к раннехрист. Церкви.

Летом 1895 г. назначен инспектором Киевской духовной академии.

12 сентября того же года пострижен в монашество в Крестовоздвиженской церкви Киево-Печерской лавры наместником архим. Сергием (Ланиным). Некоторые современники объясняли принятие монашества проблемами в личной жизни: в 1891 г. указом Святейшего Синода он был разведен с Е. Г. Захарьевской, с которой прожил в браке 9 лет.

С 14 по 24 сентября последовательно рукоположен во диакона, иерея и возведен в сан архимандрита.

На посту инспектора развил активную деятельность, не оставляя при этом и преподавания. Фактически взял на себя обязанности эконома, заботясь не только о поведении и успеваемости студентов, но и о поставках продовольствия в студенческую столовую и о ремонте академических корпусов. В то же время старался ввести жесткую дисциплину в КДА. В одном из первых обращений к студентам сказал: «Я вступил на эту должность не для карьеры - мне уже 56 лет… Я знаю, что меня ожидают неприятности, но я не отступлю от закона. Хоть бы у меня были при этом наихудшие взаимоотношения. Если бы мне сказали, что где-то инспектор хорошо живет с учащимися, я бы ответил: либо там никудышный инспектор, либо абсолютно идеальные учащиеся».

Сократил отпуска, ликвидировал нелегальную студенческую кассу взаимопомощи, вмешался в организацию студенческой библиотеки. В результате последовавшего за этим конфликта был вынужден подать прошение об отставке из Киевской духовной академии. Но, приобретя и сторонников, в т. ч. в Синоде, он не только был оставлен на своем посту, но и 5 марта 1898 г. назначен ректором КДА, настоятелем Киевского Братского Богоявленского муж. монастыря с возведением в сан епископа Чигиринского.

28 июня 1898 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии.

В ректорской должности проявил необычайную активность, по выражению проф. Н. И. Петрова, «встряхнул Киевскую Академию, и встряхнул сильно, от верху до низу… С Киевской Академии в значительной мере свалился прежний бурсацкий налет, и она стала приличною даже и по внешней своей форме».

Одним из первых распоряжений стало установление 5 сентября специального академического празднования в начале учебного года в честь св. воспитанников КДА - Черниговского архиеп. Феодосия (Углицкого), Ростовского митр. Димитрия (Туптало) и Иркутского еп. Иннокентия (Кульчицкого). По предложению Димитрия к отмечаемому в 1915 г. 300-летию КДА было подготовлено издание «Актов по истории Академии», на что он выделил из личных средств до 5,5 тыс. р. На издание сборников научных трудов студентов академии вл. Димитрий передал 15 тыс. р. («Учено-богословские опыты студентов Киевской Духовной Академии»); на проценты от капитала к началу первой мировой войны было издано 10 таких сборников. В сумме еп. Димитрий потратил на различные проекты, связанные с КДА, 30 тыс. р. и еще 15 тыс. на восстановление мужской обители на хуторе Братского монастыря «Церковщина». Перевел действовавшее при КДА Богоявленское братство под прямое управление ректора, обязав братство оказывать материальную помощь не только студентам, но и нуждающимся в этом профессорам академии. В 1901 г. по инициативе вл. Димитрия Церковно-археологическое общество при КДА было преобразовано в Церковно-историческое и археологическое, его научные цели существенно расширились.

27 апреля 1902 г. назначен на самостоятельную Тамбовскую кафедру.

Вел подготовку к прославлению прп. Серафима Саровского, мощи которого лично освидетельствовал.

8 февраля 1903 г. перемещен на Казанскую кафедру с возведением в сан архиепископа.

Решив заняться вопросами миссионерства, вступил в затяжной конфликт с братством Гурия Казанского и Переводческой комиссией, которые обвинил в растрате денежных средств. При нем 26 июля 1903 г. Переводческая комиссия была выделена в самостоятельное учреждение и стала подотчетной Православному миссионерскому обществу.

26 марта 1905 года, так и не разобравшись с растратой, был перемещен на Херсонскую и Одесскую кафедру.

Во время революционных событий в Одессе поддерживал монархическое движение и одновременно пытался примирить противоборствующие стороны. Однако сделать это в многонациональной и многоконфессиональной епархии было сложно. К тому же в нач. 1906 году архиеп. Димитрий был вызван в Санкт-Петербург, где возглавил 1-й отдел Предсоборного присутствия РПЦ, который должен был решить вопросы о составе Поместного Собора и преобразовании центрального церковного управления. 22 апреля того же года избран членом Гос. совета от монашествующего духовенства. Поняв, что отдаляется от дел своей епархии, 9 дек. сложил с себя это звание и отбыл в Одессу.

Особое внимание уделил созданию духовно-просветительного и благотворительного центра епархии в Одессе, названного им Епархиальным домом. Работа по созданию центра заняла около двух лет, вл. Димитрий передал на его создание до 150 тыс. р. 22 января 1910 г. Епархиальный дом с церковью вмч. Димитрия Солунского был освящен в торжественной обстановке. При доме по инициативе архиерея были также организованы библиотека и епархиальный музей.

Весной 1908 г. по поручению Синода ревизовал Санкт-Петербургскую духовную академию (СПбДА), осенью того же года - Московскую духовную академию МДА. В марте 1909 г. назначен главой синодальной Комиссии по реформированию духовных академий. Проект нового академического устава, в составлении которого архиеп. Димитрий принимал активное участие, принят не был. Итогом работы Комиссии стал др. устав, принятый в 1910 г. и впосл., на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., признанный самым неудачным.

Почетный член МДА (1899), СПбДА (1904).

Скончался 3 февраля 1913 года в Одессе, после долгой болезни. Погребен в приделе во имя свт. Николая Чудотворца Преображенского кафедрального собора Одессы.

Будучи еще профессором Киевской духовной академии, он умел находить таланты у студентов, приучать их к серьезному научному труду и развивать в них любовь к науке и научным изысканиям. В качестве епархиального владыки проявил широкие и многосторонние административные способности, всюду быстро приводя в порядок епархиальные дела и организуя просветительные и миссионерские учреждения. Иерарх с сильным и самостоятельным характером, непреклонным ни пред какими влияниями, “не любивший” по его словам, “строить на чужом основании”, он держался во многом традиций старой Могилянской академии и был сторонником строгого иерархического подчинения в делах епархиального и вообще церковного управления. Широкая образованность, глубокий ум и сильный характер стяжали ему большую популярность и высокий авторитет. В личных отношениях с подчиненными глубоко симпатична была та особенная искренность, уменье понять и простить их.

Труды

  • О значении национального элемента в ист. развитии христианства // ТКДА. 1880. № 11. С. 389-432;
  • Христ. Церковь и рим. закон в течение 2 первых веков // Там же. 1892. № 5. С. 3-92; № 6. С. 181-303;
  • Еще по вопр.: Христ. Церковь и рим. закон в течение 2 первых веков // Там же. 1893. № 2. С. 195-260;
  • Речь ректора КДА, архим. Димитрия при наречении его во еп. Чигиринского // Там же. 1898. № 7. С. VI-XVI;
  • Записка преосв. Димитрия, еп. Чигиринского, читанная им в общем собр. Богоявленского братства 31 дек. 1898 г. // Устав Богоявленского при КДА братства. К., 1901. С. 35-52;
  • Записка о преобразовании Церк.-археол. об-ва при КДА в Церк.-ист. и археол. об-во при КДА // Устав Церк.-ист. и археол. об-ва при КДА. К., 1901. С. 9-30;
  • Проповедь от 26 мая 1907 г., перед панихидой в 50-ю годовщину кончины преосв. Иннокентия Борисова, архиеп. Херсонского и Таврического, в одесском кафедр. соборе // Херсонские ЕВ. Отд. неофиц. 1907. № 7. С. 377-382.

Литература

  • Кончина и погребение высокопреосв. Димитрия Ковальницкого, архиеп. Херсонского и Одесского. Од., 1913;
  • Титов Ф. И., прот. Высокопреосв. Димитрий (Ковальницкий), архиеп. Херсонский и Одесский, бывш. ученик, проф., инспектор и ректор КДА: (Некролог) // ТКДА. 1913. № 3. С. 443-506; 1914. № 2. С. 261-308; № 3. С. 420-476; № 5. С. 71-103; № 6. С. 248-268; То же. К., 1914;
  • Петров Н. И. Восп. о высокопреосв. Димитрии (Ковальницком), архиеп. Херсонском и Одесском, бывш. ректоре КДА. Од., 1916;
  • Соколовський О. К. Церква Христова: 1920-1940: Переслiдування християн в СРСР. К., 1999. С. 233;
  • Дятлов В. Церковщина: Повесть о забытой киевской святыне. К., 2001. С. 161-179;
  • Скрижалi пам'ятi. К., 2003. С. 315-331.

Использованные материалы

Редакция текста от: 12.12.2012 14:31:38

"ДИМИТРИЙ (КОВАЛЬНИЦКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google