Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДАМИАН (ГОВОРОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Дамиан (Говоров), еп. Царицынский
Дамиан (Говоров), еп. Царицынский
Дамиан (Говоров) (1855 - 1936), архиепископ, клирик Русской Православной Церкви Заграницей

В миру Говоров Димитрий Григорьевич, родился 8 февраля 1855 года в селе Николаевке Таганрогского округа земли Войска Донского в семье священника Григория и Агафии Дмитриевны Костюковой, дочери диакона Донской епархии.

Был определен во двухклассное Мариупольское духовное училище (на второй год). В июне 1878 года окончил Екатеринославскую духовную семинарию со званием студента. В том же году 30 августа по прошению был определён учителем в Симферопольское духовное училище по славяно-русскому языку.

С 24 марта 1879 по 15 августа 1881 года преподавал русский язык в Симферопольском епархиальном женском училище.

Вступил в брак с Анной Гавриловной Рудневой, дочерью протоиерея Петропавловской церкви г. Симферополя.

18 января 1881 года рукоположен во священника к церкви Семи священномучеников Херсонских, что при Симферопольском духовном училище.

10 сентября 1882 года назначен законоучителем Керченского Кушниковского института ведомства императрицы Марии с настоятельством Захарие-Елисаветинской институтской церкви и вместе с этою должностью.

С 22 ноября 1882 по сентябрь 1898 года состоял законоучителем Керченского двухклассного женского училища.

С 1883 по 1 сентября 1903 года состоял членом Керченского благочиннического совета и законоучителем Керченской общественной гимназии.

С 15 августа 1884 по 1 апреля 1891 года состоял законоучителем Керченского городского ремесленного училища. С 25 сентября 1887 по 1 апреля 1891 года безмездно нес обязанности законоучителя Керченского Мариинского приюта.

С 1888 по 1897 год занимал должность члена-делопроизводителя Керченского уездного Таврического епархиального Училищного совета. С 1894 по 1897 год вел религиозно-нравственные чтения в Керченском ночлежном приюте.

4 апреля 1897 года назначен настоятелем Керченского Свято-Троицкого собора и состоял в этой должности с 1 октября 1903 года.

С 4 апреля 1897 по 1902 год исполнял должность благочинного церквей Керченского округа.

С 12 апреля 1897 по 12 апреля 1902 года исполнял должность председателя Керченского уездного отделения Таврического епархиального Училищного совета, а с 26 марта 1899 по 1 октября 1903 года был председателем того же отделения; с 1897 по 1903 год - председатель кладбищенского Комитета Керченского благочиннического округа и Миссионерского комитета округа; председатель строительного Комитета по расширению Керченского собора и устройству Керченской Александро-Невской церкви. С 12 сентября 1897 года по 1903 год состоял постоянным почетным членом Керченского городского попечительства Мариинского детского приюта, а также - непременным членом Керченского статистического комитета.

В 1899 году возведен в сан протоиерея.

1 октября 1903 года назначен настоятелем Александро-Невской церкви г. Севастополя, а 11 января 1905 года, по прошению, переведен настоятелем Петропавловской церкви в г. Харькове. Прослужив в этой должности и законоучителем второго приходского училища два с половиной года, он уволился 1 августа 1907 года, согласно прошению, за штат и в том же августе поступил по экзамену в число студентов Киевской духовной академии.

11 июня 1911 года окончил полный курс наук богословских и специальных по литературному отделению со степенью кандидата богословия и с правом на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний. Кандидатское сочинение писал на тему: «Нравственное учение апостола Павла в послании к Римлянам».

22 сентября 1911 года пострижен в монашество с наречением имени Дамиан.

29 ноября 1911 года назначен ректором Кишиневской духовной семинарии.

4 декабря 1911 года возведён в сан архимандрита в Киево-Михайловском монастыре епископом Каневским Иннокентием (Ястребовым).

17 января 1912 года избран в должность постоянного члена Кишиневского епархиального Училищного совета и 21 февраля 1912 года - старшиной Совета Бессарабского церковного историко-археологического общества.

С 28 марта 1916 года - член Грузино-Имеретинской синодальной конторы.

26 апреля 1916 года хиротонисан во епископа Эриванского, викария Грузинской епархии. Хиротония состоялась в Тифлисе.

С 3 июля 1917 года - епископ Петровский, первый викарий Саратовской епархии.

С 1918 года - епископ Царицынский.

Активно поддерживал «белое движение» армий генералов А. Деникина и Врангеля. В августе 1919 года эвакуировался в Ставрополь, в октябре вернулся, но в декабре выехал в Ростов-на-Дону; в феврале 1920 года - в Севастополь. 8 сентября 1920 года провозгласил создание Всероссийского Свято-Владимирского братства, которое признали не все иерархи. В ноябре 1920 года эмигрировал в Константинополь, где организовал Свято-Николаевский приход.

С февраля 1922 года по назначению Синода Болгарской Церкви - его представитель в ставропигиальном Бачковском монастыре. В монастыре св. Кирика и св. Иулиты Пловдивской митрополии открыл пастырско-богословское училище (начало действовать с 17 сентября 1922 года), с 1928 года открыто заочное отделение.

В 1930 года возведен в сан архиепископа Архиерейским Собором РПЦЗ.

В эмиграции издал несколько церковно-публицистических брошюр.

Скончался 19 апреля 1936 года в Софии.

Сочинения

  • Историческая записка о Керченском Кушниковском девичьем институте с основания его 1835 по 1885 г. 172 с.
  • Протоиерей Иоанн Исидорович Кумпан, бывший настоятель Свято-Троицкого собора в г. Керчи (одобренное для народных школ). 32 с.
  • Описание соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы в г. Еникале Таврической епархии. 1797–1898 года. 17 с.
  • Пять речей на разные случаи. 28 с. (Рецензия на обложке брошюры: «Пять речей протоиерея Димитрия Говорова на разные случаи по содержанию своему представляют как бы страничку из местной истории г. Керчи, ибо в них речь о видных местных деятелях и некоторых выдающихся местных событиях, и потому они должны иметь несомненный местный интерес, но как преисполненные христианского назидания, они могут быть и общеполезными. При этом они отличаются одушевленностью и хорошим изложением». Председатель Таврического епархиального цензурного комитета архимандрит Порфирий).
  • Задачи миссионерства, вызываемые потребностями нашего времени. 37 с.
  • Еврейский вопрос. 37 с.
  • В каком отношении стоит Евангелие к культуре. 38 с.
  • Возрождение прихода в Русской Церкви и этическая оценка этого факта исторической церковной жизни в его истинном значении для всех последующих времен. 35 с.
  • Сущность, характер нравственного учения св. апостола Павла в послании к римлянам. 40 с.
  • Чем люди живы? 21 с.

Кроме того напечатаны слова и статьи в журналах с отдельными оттисками:

  • Слово в день Введения во храм Пресвятыя Богородицы (Учено-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов КДА 1911 г. С. 392–397)
  • Слово в день памяти св. отца нашего Иоанна Златоуста. 13 ноября 1907 г. в Киевской Железной церкви (отдельной брошюрой)
  • Слово в день св. первоверховных апостолов Петра и Павла в Харьковской Петропавловской церкви (Вера и разум. Август 1906 г., Харьков)
  • К вопросу о богослужебных журналах (№ 24 «Вера и разум» за 1905 г., отдельный оттиск)
  • Речь пред началом учения в Кишиневской духовной семинарии 31 августа 1912 г. (№ 39 «Епархиальных ведомостей» и отдельным оттиском)
  • Поучение в 1-ю неделю Великого поста 3 марта 1913 г. (в «((Кишиневские епархиальные ведомости=Кишиневских епархиальных ведомостях» и отдельным оттиском)
  • Речь над гробом умершей вдовы помещицы М. В. Деми 6 марта 1912 г. (в «Кишиневских епархиальных ведомостях» и отдельным оттиском) и другие.
  • Речь на акте в день празднования 100-летнего юбилея Кишиневской духовной семинарии 31 января 1913 г. (в книге, изданной по этому случаю и в отдельном оттиске).
  • Речи при наречении его во епископа Ереванского. // “Приб. к “ЦВ” 1916, № 21, с. 503-506.
  • Bericht uber die Schule in Stanimaka, in: N. Rklickij, Zizneopisanie VII, 279-280.
  • В единении сила. Константинополь, 1921.
  • Руководство по предмету пастырского богословия. София, 1928. 129 с.

Награды

  • набедренник
  • скуфья
  • камилавка
  • наперсный крест (1896)
  • орден Св. Анны 3 степени (1901), 2-й степени (31 января 1913)
  • архипастырская благодарность (дважды)
  • благословение Св. Синода (1886) год
  • 4 раза получил денежные награды (кроме того, что на воспитание сына его выдавалось ему в течение 6 лет 150 руб. в год по Высочайшему повелению из сметных сумм ведомства императрицы Марии)
  • знак ведомства императрицы Марии по случаю столетия существования этого ведомства (1891)
  • глубокая благодарность Императорской Археологической комиссии (1902, за участие в научных её задачах)
  • орден «За заслуги» от болгарского царя Бориса ІІІ

Литература

  • “Церк. Вед.” 1911, № 49, с. 410, 1916, № 15-16, с. 105, 111, № 33, с. 312, 1917, № 30, с. 237.
  • “Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.”, с. 310-311.
  • ФПС I, № 67, с. 3.
  • Кат-АМ т. I, № 251.
  • Prav. Rus’ 1936, 7-8, 7.
  • Cerk. Zizn’ 1936, 4-5, 75.

Использованные материалы

Редакция текста от: 05.12.2018 09:19:39

"ДАМИАН (ГОВОРОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google