Дамиан (Говоров), еп. Царицынский |
В миру Говоров Димитрий Григорьевич, родился 8 февраля 1855 года в селе Николаевке Таганрогского округа земли Войска Донского в семье священника Григория и Агафии Дмитриевны Костюковой, дочери диакона Донской епархии.
Был определен во двухклассное Мариупольское духовное училище (на второй год). В июне 1878 года окончил Екатеринославскую духовную семинарию со званием студента. В том же году 30 августа по прошению был определён учителем в Симферопольское духовное училище по славяно-русскому языку.
С 24 марта 1879 по 15 августа 1881 года преподавал русский язык в Симферопольском епархиальном женском училище.
Вступил в брак с Анной Гавриловной Рудневой, дочерью протоиерея Петропавловской церкви г. Симферополя.
18 января 1881 года рукоположен во священника к церкви Семи священномучеников Херсонских, что при Симферопольском духовном училище.
10 сентября 1882 года назначен законоучителем Керченского Кушниковского института ведомства императрицы Марии с настоятельством Захарие-Елисаветинской институтской церкви и вместе с этою должностью.
С 22 ноября 1882 по сентябрь 1898 года состоял законоучителем Керченского двухклассного женского училища.
С 1883 по 1 сентября 1903 года состоял членом Керченского благочиннического совета и законоучителем Керченской общественной гимназии.
С 15 августа 1884 по 1 апреля 1891 года состоял законоучителем Керченского городского ремесленного училища. С 25 сентября 1887 по 1 апреля 1891 года безмездно нес обязанности законоучителя Керченского Мариинского приюта.
С 1888 по 1897 год занимал должность члена-делопроизводителя Керченского уездного Таврического епархиального Училищного совета. С 1894 по 1897 год вел религиозно-нравственные чтения в Керченском ночлежном приюте.
4 апреля 1897 года назначен настоятелем Керченского Свято-Троицкого собора и состоял в этой должности с 1 октября 1903 года.
С 4 апреля 1897 по 1902 год исполнял должность благочинного церквей Керченского округа.
С 12 апреля 1897 по 12 апреля 1902 года исполнял должность председателя Керченского уездного отделения Таврического епархиального Училищного совета, а с 26 марта 1899 по 1 октября 1903 года был председателем того же отделения; с 1897 по 1903 год - председатель кладбищенского Комитета Керченского благочиннического округа и Миссионерского комитета округа; председатель строительного Комитета по расширению Керченского собора и устройству Керченской Александро-Невской церкви. С 12 сентября 1897 года по 1903 год состоял постоянным почетным членом Керченского городского попечительства Мариинского детского приюта, а также - непременным членом Керченского статистического комитета.
В 1899 году возведен в сан протоиерея.
1 октября 1903 года назначен настоятелем Александро-Невской церкви г. Севастополя, а 11 января 1905 года, по прошению, переведен настоятелем Петропавловской церкви в г. Харькове. Прослужив в этой должности и законоучителем второго приходского училища два с половиной года, он уволился 1 августа 1907 года, согласно прошению, за штат и в том же августе поступил по экзамену в число студентов Киевской духовной академии.
11 июня 1911 года окончил полный курс наук богословских и специальных по литературному отделению со степенью кандидата богословия и с правом на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний. Кандидатское сочинение писал на тему: «Нравственное учение апостола Павла в послании к Римлянам».
22 сентября 1911 года пострижен в монашество с наречением имени Дамиан.
29 ноября 1911 года назначен ректором Кишиневской духовной семинарии.
4 декабря 1911 года возведён в сан архимандрита в Киево-Михайловском монастыре епископом Каневским Иннокентием (Ястребовым).
17 января 1912 года избран в должность постоянного члена Кишиневского епархиального Училищного совета и 21 февраля 1912 года - старшиной Совета Бессарабского церковного историко-археологического общества.
С 28 марта 1916 года - член Грузино-Имеретинской синодальной конторы.
26 апреля 1916 года хиротонисан во епископа Эриванского, викария Грузинской епархии. Хиротония состоялась в Тифлисе.
С 3 июля 1917 года - епископ Петровский, первый викарий Саратовской епархии.
С 1918 года - епископ Царицынский.
Активно поддерживал «белое движение» армий генералов А. Деникина и Врангеля. В августе 1919 года эвакуировался в Ставрополь, в октябре вернулся, но в декабре выехал в Ростов-на-Дону; в феврале 1920 года - в Севастополь. 8 сентября 1920 года провозгласил создание Всероссийского Свято-Владимирского братства, которое признали не все иерархи. В ноябре 1920 года эмигрировал в Константинополь, где организовал Свято-Николаевский приход.
С февраля 1922 года по назначению Синода Болгарской Церкви - его представитель в ставропигиальном Бачковском монастыре. В монастыре св. Кирика и св. Иулиты Пловдивской митрополии открыл пастырско-богословское училище (начало действовать с 17 сентября 1922 года), с 1928 года открыто заочное отделение.
В 1930 года возведен в сан архиепископа Архиерейским Собором РПЦЗ.
В эмиграции издал несколько церковно-публицистических брошюр.
Скончался 19 апреля 1936 года в Софии.
Сочинения
- Историческая записка о Керченском Кушниковском девичьем институте с основания его 1835 по 1885 г. 172 с.
- Протоиерей Иоанн Исидорович Кумпан, бывший настоятель Свято-Троицкого собора в г. Керчи (одобренное для народных школ). 32 с.
- Описание соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы в г. Еникале Таврической епархии. 1797–1898 года. 17 с.
- Пять речей на разные случаи. 28 с. (Рецензия на обложке брошюры: «Пять речей протоиерея Димитрия Говорова на разные случаи по содержанию своему представляют как бы страничку из местной истории г. Керчи, ибо в них речь о видных местных деятелях и некоторых выдающихся местных событиях, и потому они должны иметь несомненный местный интерес, но как преисполненные христианского назидания, они могут быть и общеполезными. При этом они отличаются одушевленностью и хорошим изложением». Председатель Таврического епархиального цензурного комитета архимандрит Порфирий).
- Задачи миссионерства, вызываемые потребностями нашего времени. 37 с.
- Еврейский вопрос. 37 с.
- В каком отношении стоит Евангелие к культуре. 38 с.
- Возрождение прихода в Русской Церкви и этическая оценка этого факта исторической церковной жизни в его истинном значении для всех последующих времен. 35 с.
- Сущность, характер нравственного учения св. апостола Павла в послании к римлянам. 40 с.
- Чем люди живы? 21 с.
Кроме того напечатаны слова и статьи в журналах с отдельными оттисками:
- Слово в день Введения во храм Пресвятыя Богородицы (Учено-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов КДА 1911 г. С. 392–397)
- Слово в день памяти св. отца нашего Иоанна Златоуста. 13 ноября 1907 г. в Киевской Железной церкви (отдельной брошюрой)
- Слово в день св. первоверховных апостолов Петра и Павла в Харьковской Петропавловской церкви (Вера и разум. Август 1906 г., Харьков)
- К вопросу о богослужебных журналах (№ 24 «Вера и разум» за 1905 г., отдельный оттиск)
- Речь пред началом учения в Кишиневской духовной семинарии 31 августа 1912 г. (№ 39 «Епархиальных ведомостей» и отдельным оттиском)
- Поучение в 1-ю неделю Великого поста 3 марта 1913 г. (в «((Кишиневские епархиальные ведомости=Кишиневских епархиальных ведомостях» и отдельным оттиском)
- Речь над гробом умершей вдовы помещицы М. В. Деми 6 марта 1912 г. (в «Кишиневских епархиальных ведомостях» и отдельным оттиском) и другие.
- Речь на акте в день празднования 100-летнего юбилея Кишиневской духовной семинарии 31 января 1913 г. (в книге, изданной по этому случаю и в отдельном оттиске).
- Речи при наречении его во епископа Ереванского. // “Приб. к “ЦВ” 1916, № 21, с. 503-506.
- Bericht uber die Schule in Stanimaka, in: N. Rklickij, Zizneopisanie VII, 279-280.
- В единении сила. Константинополь, 1921.
- Руководство по предмету пастырского богословия. София, 1928. 129 с.
Награды
- набедренник
- скуфья
- камилавка
- наперсный крест (1896)
- орден Св. Анны 3 степени (1901), 2-й степени (31 января 1913)
- архипастырская благодарность (дважды)
- благословение Св. Синода (1886) год
- 4 раза получил денежные награды (кроме того, что на воспитание сына его выдавалось ему в течение 6 лет 150 руб. в год по Высочайшему повелению из сметных сумм ведомства императрицы Марии)
- знак ведомства императрицы Марии по случаю столетия существования этого ведомства (1891)
- глубокая благодарность Императорской Археологической комиссии (1902, за участие в научных её задачах)
- орден «За заслуги» от болгарского царя Бориса ІІІ
Литература
- “Церк. Вед.” 1911, № 49, с. 410, 1916, № 15-16, с. 105, 111, № 33, с. 312, 1917, № 30, с. 237.
- “Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.”, с. 310-311.
- ФПС I, № 67, с. 3.
- Кат-АМ т. I, № 251.
- Prav. Rus’ 1936, 7-8, 7.
- Cerk. Zizn’ 1936, 4-5, 75.
Использованные материалы
- Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии в 1819-1920-е гг. Т.1 А-Й. Киев 2014, с. 367-368:
- Страница сайта "Русское Православие":