Еп. Иннокентий (Ястребов) |
В миру Ястребов Илья Иванович, родился 16 июля 1867 года в селе Владимировке Енотаевского уезда Астраханской губернии в семье священника.
В 1882 окончил Астраханское духовное училище по I разряду [2], в 1888 году - Астраханскую духовную семинарию первым студентом [3], в 1892 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Его духовным наставником во время учебы был иером. Гавриил (Зырянов).
В 1892-1893 годах - профессорский стипендиат Казанской духовной академии по кафедре калмыцкого языка.
В 1898 году удостоен степени магистра богословия и утвержден доцентом Казанской духовной академии по кафедре калмыцкого языка. Преподавал историю миссии, этнографию монгольских племен и калмыцкий язык, практикант на разговорном калмыцком языке.
Несколько раз выезжал в командировки в калмыцкие улусы Астраханской губернии для изучения языка, быта и религиозных верований калмыцкого народа. Неоднократно бывал в Сибири для изучения миссионерского дела и языка сибирских монголов. Публиковал статьи по миссионерским вопросам в журнале «Православный благовестник», совместно с ученым-калмыком М. В. Бадмаевым составил букварь для калмыцких улусных школ и первоначальный учебник русского языка для калмыков. Занимался переводом книг Священного Писания на калмыцкий язык.
7 июня 1902 года был пострижен в монашество с наречением имени Иннокентий, 8 июня 1902 года рукоположен во иеродиакона, 9 июня 1902 года - во иеромонаха.
В 1905 году возведен в сан архимандрита.
Еп. Иннокентий (Ястребов) |
Действительный член Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Придерживался крайне правых монархических политических взглядов, был председателем Киевского отделения Союза русского народа.
С 1908 года - пожизненный член общества вспомоществования Казанской духовной академии.
6 октября 1910 года назначен ректором Киевской духовной академии и управляющим на правах настоятеля Киево-Братским Благовещенским монастырем. В том же году принимал деятельное участие в перенесении святых мощей преподобной Княгини Евфросинии из города Киева в город Полоцк.
11 июля 1914 года перемещен на Полоцкую и Витебскую кафедру.
С 1914 года - председатель Витебского отдела ИППО, почетный член Казанской и Московской духовных академий.
10 января 1915 года переведен в город Санкт-Петербург для постоянного присутствия в Святейшем Синоде.
С 14 января 1915 года - председатель Миссионерского Совета при Святейшем Синоде и управляющий на правах настоятеля Московским Донским монастырем.
С сентября 1917 по 19 марта 1918 года и с сентября 1918 года по 1922 год - снова епископ Полоцкий и Витебский.
Архиеп. Иннокентий (Ястребов) |
Являлся ревнителем единства Патриаршей Церкви, борцом с обновленчеством.
В 1922 году арестован Полоцким гувревтрибуналом по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, а также за распространение воззвания патриарха Тихона. Заключен в Витебскую тюрьму, где заболел тифом. Содержался в психиатрической больнице, затем опять в тюрьме. После освобождения был лишен возможности проживать в шести крупнейших городах. Некоторое время жил в Новом Афоне.
В 1926 году назначен архиепископом Ставропольским и Кубанским.
В 1927 году назначен архиепископом Астраханским.
В декабре 1927 года заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) добился разрешения больному владыке Иннокентию приехать в Москву для лечения.
Скончался 4 июня 1928 года в клинике Первого московского медицинского института. Погребён рядом с Духосошествиевским храмом на Даниловском кладбище.
Почитание
2 октября 2007 года после получения благословения патриарха Синод Белорусской Православной Церкви принял решение о прославлении архиепископа Иннокентия в лике местночтимых святых [4]. Священник Максим Плякин отмечает: "Хотя решение о прославлении архиепископа Иннокентия в лике святых было принято Синодом Белорусского Экзархата 2 октября 2007 года (журнал №102, §4), но само прославление так и не состоялось, поэтому на сайте Витебской епархии богослужебные тексты в его честь помечены как «Проекты»" [1]
Молитвословия
Тропарь, глас 8
Правосла́вия ревни́телю,/ благоче́стия наста́вниче,/ и́щущим спасе́ния до́брый ко́рмчий,/ мона́шествующих богодухнове́нное украше́ние,/ священноиспове́дниче Инноке́нтие,/ уче́ньми и доброде́тельми зе́млю Ви́тебскую просвети́л еси́,/ не забу́ди нас, чту́щих тя,// но в ми́ре упра́ви живо́т наш.
Кондак, глас 3
Му́жество твое́, священноиспове́дниче Инноке́нтие, возсла́вим,/ и чистоту́ ве́ры превозно́сим,/ и да́ру слове́с твои́х удивля́емся,/ я́ко от небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть// наставля́ти и защища́ти ста́до Христо́во.
Сочинения
- Миссионер Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский: Исследование по истории развития миссионерства в России. Казань, 1898. (Магистер. соч.); Отзыв о сочинении см. “Прав. Собес.” 1900 г., апрель, прил. 13-14.
- Процесс усвоения христианства алтайскими инородцами. // "Православный собеседник". 1899, апр.
- Чествование памяти святителя Иннокентия миссионерскими курсами при Казанской академии. // "Православный собеседник". 1899, янв.
- Отзыв на сочинение иеромонаха Дионисия на тему: “Идеалы православно-русского инородческого миссионерства”. “Прав. Собес.” 1902, ноябрь, с. 4-9, прил. 13.
- Архимандрит Макарий, основатель Алтайской миссии.
- Речь при освящении нового здания Киевской Городской Публичной библиотеки 19 ноября 1911 года. // Труды К.Д.А. 1911, декабрь, с. 575.
- Вопрос об устройстве и организации образовательных заведений для приготовления миссионерства.
Литература
- “Церк. Вед.” 1906, № 21, с. 303, 1911, № 49, с. 391, 1914, № 29, с. 340, 1915, № 3, с. 22-26.
- “Приб. к “ЦВ” 1906, № 28, с.2277, 1914, № 29, с. 1305.
- “Мисс. Календ.” 1907, с. 133.
- “Труды К.Д.А.” 1914, т. III, с. 542 (отчет).
- “Богосл. Вестн.” 1915, X-XI-XII, с. 891.
- “Церк. Вестн.” 1908, № 30, с. 937.
- “Изв. Каз. Еп.” 1903, № 3, с. 10, 14, № 17, с. 10, 15, 1905, № 43 и 44, с. 8, 12, приложен., 1907, отчет за 1907 год, 1914, № 30, с. 913.
- “Прав. Собес.” 1902, сентябрь, с. 432, 1907, декабрь, с. 190, 1909, февраль, с. 100, 1913, декабрь, с. 837, 1915, июнь, с. 293, 1916, январь, с. 8.
- “Отд. Христиан.” 1908, август-сентябрь, с. 58.
- “Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.”, с. 368-369.
- Скабалланович М. “Толковый Типикон”. “Вып. II. Киев, 1913, с. 331.
- Булгаков, с. 1403.
- БЭЛ т. X, с. 624.
- ФАМ I, № 110, с. 9.
- “Почаев. известия”, 1909, № 731.
- Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков… Загорск, 1961. Ч. 1.
Использованные материалы
- Биография на сайте Вознесенского Печерского монастыря (Нижний Новгород):
- Биография на сайте "Русское Православие"
- Проект песнопений в честь архиепископа Иннокентия (Ястребова) // Официальный сайт Полоцко-Витебской епархии:
[1] Блог о. Максима Плякина в ЖЖ, https://ustavschik.livejournal.com/291057.html.
[2] "Разрядный список учащихся Астраханского духовного училища после испытаний, проведённых летом 1882 года", Астраханские епархиальные ведомости, 1882, № 13, с. 201.
[3] "Разрядный список студентов Астраханской духовной семинарии после испытаний, проведённых летом 1888 года", Астраханские епархиальные ведомости, 1888, № 13, с. 577.
[4] Канонизация // Православная энциклопедия, т. 30, с. 269-359, https://www.pravenc.ru/text/1470233.html.