Августин (Гуляницкий) (1838 - 1892), епископ Екатеринославский и Таганрогский
В миру Гуляницкий Андрей Федорович, родился в 1838 году в семье сельского священника Полтавской епархии.
В 1859 году окончил Полтавскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию.
В 1863 году окончил курс Киевской духовной академии со степенью магистра богословия и 10 декабря 1863 года определен бакалавром по обличительному богословию. Исполнял и должность помощника инспектора академии.
В 1864 году пострижен в монашество и возведен в сан иеродиакона, затем - иеромонаха.
В 1869 году возведен в сан архимандрита.
В 1870 году избран советом академии в экстраординарного профессора.
С 1870 по 1881 годы - ректор Литовской духовной семинарии и настоятель Виленского Свято-Троицкого монастыря.
27 июня 1881 года хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии.
В 1882 году назначен епископом Аккерманским, викарием Кишиневской епархии.
С 30 сентября 1887 года - епископ Аксайский, викарий Донской епархии.
24 декабря 1888 года получил в управление Костромскую епархию.
19 января 1891 года назначен епископом Екатеринославским.
Скончался 30 ноября 1892 года.
Это был образованный человек своего времени. Литературная деятельность его началась еще на студенческой скамье печатанием в "Воскресном чтении" кратких благочестивых размышлений. Профессорская деятельность его в академии ознаменовалась рядом статей по обличительному богословию, напечатанных в "Трудах КДА". Преосв. Августин отличался высокими личными качествами: благородством, правдивостью, прямотою в обращении, отсутствием заискивания перед вышестоящими лицами. Такие личные качества производили неотразимое влияние на воспитанников тех учебных заведений, которыми ему пришлось руководить.
Вступив на пост архипастырский, он остался врагом лицемерия и всякого рода раболепства, запретив духовенству и в официальных бумагах "припадать к его стопам".
Он очень много работал в своем кабинете, причем любую работу стремился сделать тонко и искусно.
Это был человек проницательный, остроумный и оригинальный. Преосв. Августин отличался проповедническим даром и в смысле живого, образного, подчас резкого изложения, и в смысле своеобразного ораторского произношения, но сам он этой стороне дела большого значения не придавал.
Труды
- Руководство к Основному богословию. Вильна, 1876. 366 с.; 2-е изд. М., 1887; 3-е изд. М., 1894; 4-е изд. М., 1898.
- Полемические сочинения против латинян, писанные в Русской церкви в XI и XII вв. // "ТКДА". 1867. № 6, 9.
- Богословствование Шенкеля. // "ТКДА". 1869. № 9, с. 387-432.
- Спор греков с латинянами об опресноках и квасном хлебе в таинстве евхаристии. // "ТКДА". 1870. № 12.
- Два окружные послания св. Климента Римского о девстве, или девственницах. // "ТКДА". 1869. № 5.
- Сборник слов, поучений, бесед и речей. Вильна, 1893.
- Рассказы православного о католичестве. Популярное изложение некоторых вероисповедных и богослужебно-обрядовых отступлений латинства от Единой Соборной и Апостольской церкви. Вильна, 1894.
Литература
- Церковные ведомости. 1889. № 2. с. 13, 14.
- -"- -"- 1891. № 51. с. 403.
- Приб. к "ЦВ". 1889. № 8. с. 207-208.
- -"- -"- 1891. № 41. с. 1427.
- -"- -"- 1892. № 20. с. 176; № 49. c. 1761; № 51. c. 1851.
- Воронежские епархиальные ведомости. 1876. № 14. с. 690-597.
- Виленский вестник. 1876. № 207.
- Пермские епархиальные ведомости. № 25. с. 267-272.
- Православный собеседник. 1889. № 2. с. 27.
- -"- -"- 1898. февр. с. 266, 267, 269.
- Русский паломник. 1893. № 22. с. 337-339.
- Венгеров. т. I. с. 42-44, 905.
- Булгаков. с. 1400-1403.
- БЭЛ. т. I. с. 117-119; т. V. с. 359; т. X. с. 534.
- БЭС. т. I. с. 768, 852.
- БЭЮ. т. I. с. 43.
- ЭС. т. I. с. 150; т. I, доп. с. 10.
- РБС. т. I. с. 30.
- Н.Д. с. 37, 72, 74.
- Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков: Загорск, 1961. Ч. 1.
Использованные материалы
- Страница сайта Русское Православие: