Богоявление (цсл. калька с греч. Θεοφάνεια или Θεοφάνια, от Θεος, "Бог" + φαινω, "я являю"; также используется без перевода: теофания или феофания) - явление Бога человечеству в истории; зримый образ присутствия Божества среди людей.
Ветхозаветная эпоха
В ветхозаветную эпоху человечество удостоилось многократных явлений Бога:
- Как Ангел Господень Он явился Агари, и объявил о рождении Исмаила, сына Авраама (Быт. 16:7).
- Как Ангел Господень Он остановил Авраама и не дал принести в жертву Исаака (Быт. 22:11-12).
- Как Ангел Господень Он явился Моисею в горящем кусте (Исх. 3:2).
- Как столп облачный и огненный Он явился израильтянам, чтобы вести их через пустыню (Исх. 13:21).
- Он явился Моисею и говорил с ним "лицом к лицу" (Исх. 33:11).
- Как муж "подобный сыну Божию" Он явился вместе с отроками Ананией, Азарией и Мисаилом в огненной печи (Дан. 3:92).
- и т. д.
Согласно отцам Церкви, ветхозаветные Богоявления были различными явлениями Второй Ипостаси, так как именно Бог Сын в Божественном Домостроительстве есть Бог Откровения, являющий Бога Отца подобно тому как Слово являет Мысль. По слову священномученика Иринея Лионского:
Из ряда ветхозаветных Богоявлений выделяется явление Бога Аврааму, во время которого Он предсказал рождение Исаака, а после беседовал о судьбе Содома и Гоморры (Быт. 18). Аврааму явилось три мужа. По толкованию большинства святых отцов - таких как святые Иустин Философ, Ириней Лионский и Иоанн Златоуст, - это было явлением Сына Божия и двух ангелов [2]. Одним из главных аргументов в пользу этого мнения является то, что уже после этого Богоявления говорится, что два мужа "пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа" (Быт. 18:22). При этом явление это также почитается символическим указанием на Святую Троицу. По слову святителя Филарета Московского:
Господь Иисус Христос. Икона написанная монахинями монастыря Суроти со слов прп. Паисия Святогорца после явления ему Христа |
Новозаветная эпоха
Эпоха Нового Завета открылась высшим Богоявлением - Воплощением Бога Сына, Который стал Богочеловеком Иисусом Христом и жил с людьми на земле. Начало общественного служения Господа Иисуса ознаменовалось первым ясным явлением Пресвятой Троицы людям при Крещении Христовом: Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Бог Сын крестился в реке Иордане, а Бог Дух Святой сошёл на Сына в виде голубя. Впоследствии именно это событие стало отмечаться Церковью как праздник под названием "Богоявления" или "Крещения Господня" (см. подробнее).
После Вознесения Господня, которым завершилась земная жизнь Иисуса Христа, Богоявления продолжились, причём Христос являлся как в ясно узнаваемом, так и в изменённом обличье. Первым известным явлением было видение первомученика Стефана (Деян. 7:55-56), который лицезрел Бога Сына стоящим одесную Бога Отца. Впоследствии множество святых видели Господа Иисуса вплоть до наших дней. Так, преподобный Паисий Святогорец описал своё видение следующим образом:
Впоследствии преподобный Паисий описал Явившегося ему Христа монахиням монастыря Суроти, которые по этому описанию написали икону Господа (см. справа).
Исключительным было явление Бога-Троицы преподобному Александру Свирскому. В сиянии славы святой увидел трёх мужей в светлых одеждах, которые вошли в его келлию и сказали: "Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы... Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти" [5].
Использованные материалы
- "Теофании в Ветхом Завете", православная энциклопедия Азбука веры:
[1] Сщмч. Ириней Лионский, Доказательство апостольской проповеди, п. 45, https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/apostolic_preaching/
[2] Однако свт. Амвросий Медиоланский считал, что в виде трех ангелов явились три лица Святой Троицы, а блж. Августин Иппонийский - что это были просто три ангела. См. Егоров Геннадий, свящ., Священное Писание Ветхого Завета, I, п. 2.8, http://www.sedmitza.ru/lib/text/430862
[3] Олесницкий А., Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведений из творений святых отцов и учителей Церкви, М.: Изд. московского подворья СТСЛ, 2002 (репринт по изд. СПб.: Синодальная типография, 1894), ч. 2, c. 122. Цит. по Егоров Геннадий, свящ., Священное Писание Ветхого Завета, I, п. 2.8, http://www.sedmitza.ru/lib/text/430862
[4] Цит. по Исаак, иером., Житие старца Паисия Святогорца, гл. 11, https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/zhitie-startsa-p.../11
[5] Цит. Афанасий мон., "Преподобный Александр Свирский", православная энциклопедия Азбука веры, https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svirskij/kratkoe_jitie_...ca/