Митр. Назарий (Лежава) |
Память 14 августа (Груз.) и в Соборе Волынских святых
В миру Лежава Нестор Андреевич, родился 4 января 1870 года [1] в с. Джихаиши Кутаисского уезда и губернии в семье свящ. Андрея Лежавы и Евфимии Григорьевны Чхенкели. Несколько поколений его предков были священнослужителями. Таинство Крещения совершили его дед, свящ. Николай Лежава, и псаломщик Лука Бибилеишвили [2].
В 1886 году окончил Кутаисское духовное училище. В 1892 году окончил Тифлисскую духовную семинарию по I разряду [3]. Вспоминая время, проведенное в училище, еп. Назарий писал:
По окончании семинарии повенчался с Александрой Ивлиановной (фамилия неизвестна).
13 февраля 1893 года был рукоположен во диакона еп. Имеретинским Гавриилом (Кикодзе).
21 февраля 1893 года был рукоположен во иерея и определен ко Спасской церкви с. Хони.
1 сентября 1897 года назначен заведующим хонской церковноприходской школой и учителем богословия.
14 февраля 1899 года на заседании Имеретинской епархии избран депутатом от духовенства благочиннического округа.
В 1900 году о. Нестор потерял жену, в скором времени скончались двое его детей. Потеря семьи тяжело отразилась на молодом священнике. По благословению своего духовника он решил отправиться на учебу в Россию [5].
В 1901 году поступил в Киевскую духовную академию. Избрал для углубленного изучения историческую группу предметов.
26 августа 1904 году был пострижен в монашество с именем Назарий. Постриг в Никольской церкви лаврского Больничного монастыря совершил наместник Киево-Печерской лавры архим. Антоний (Петрушевский) с согласия Киевского митр. Флавиана (Городецкого).
В 1905 году иером. Назарий подал в Совет КДА кандидатской диссертации "Грузинская Церковь от ее происхождения до установления в ней автокефалии" [6], которая получила положительные отзывы проф. прот. Ф. И. Титова и проф. А. В. Розова [7]. Груз. писатель А. Гацерелия в библиотеке Тбилисского гос. университета изучал соч. иером. Назария "Каппадокийская богословская школа" (ныне утрачено), которое считал его дипломной работой [8]. 3 июня 1905 года определением Совета КДА [9] получил степень кандидата богословия с правом получения степени магистра без новых испытаний [10].
Определением Синода от 19 октября - 5 ноября 1905 года назначен преподавателем гомилетики и соединенных с ней предметов в Волынской духовной семинарии (находилась в Житомире) [11].
С 3 октября 1907 года - смотритель Клеванского духовного училища (в мест. Клевань, ныне поселок Ровенского района и обл., Украина) [12].
10 мая 1910 года возведен в сан игумена [13].
17 ноября 1911 года уволен от духовно-учебной службы и был переведен на служение на родину, в Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви: его назначили настоятелем мужского монастыря Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи в пуст. Гареджи [14].
1 декабря 1911 года возведен в сан архимандрита [15].
Грузинский общественный деятель З. Чичинадзе отзывался о нем как о человеке, отличающемся "любовью к своей стране, народу и к своей службе", "трезво оглядывающемся на наше прошлое, нашу нацию, нашу историю и литературу". Чичинадзе также писал, что архим. Назарий сблизился с К. С. Кекелидзе, состоявшим в то время в сане протоиерея, и занялся изданием его труда "Иерусалимский канонарь", вышедшего в Тифлисе в 1912 году [5].
С 12 мая 1912 года - благочинный монастырей Грузинской епархии.
30 мая 1912 года избран членом Церковного музея, 28 августа - членом миссионерского общества (очевидно, Общества восстановления православного христианства на Кавказе).
5 июня 1913 года по заданию Церковного музея назначен смотрителем восстановительных работ мцхетского храма Джвари.
9 октября 1914 года в связи с военным положением избран членом созданного при Экзархате Комитета по сбору средств в помощь военным. 2 мая 1915 года избран на должность сотрудника Экзархата, занимавшегося приемом приезжавших в правление Экзархата духовных лиц.
C 19 апреля 1916 года - член Грузино-Имеретинской синодальной конторы [16].
5 мая 1917 года по ходатайству братии поставлен настоятелем монастыря Гелати [17], однако в Западную Грузию не поехал и остался в Тифлисе, где 4 июля, согласно выбору представителей грузинских монастырей, был утвержден на должность делегата от монашествующих Восточной Грузии во Временном церковном правлении Грузии [18].
8-17 сентября 1917 года как член Временного церковного правления Грузии присутствовал на первом Соборе Грузинской Церкви, на котором была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви.
В феврале 1918 года приглашен в Тифлисскую духовную семинарию читать курс канонического права.
18 сентября 1918 года скончался митр. Кутаисско-Гаенатский Антоний (Гиоргадзе). На овдовевшую кафедру было три претендента: еп. Урбнисский Давид (Качахидзе), архим. Николай (Наморадзе) и архим. Назарий. Священноначалие проголосовало за архим. Назария.
Митр. Назарий (Лежава). Ок. 1909 г. |
В 1919 году митр. Назарий вместе с причтом кутаисского кафедрального собора во имя св. кн. Александра Невского совершил архипастырскую поездку по Кутаисско-Гаенатской епархии: 1 октября 1919 года побывал в Окрибском благочинническом округе, 1 ноября - в Свирском, 11 ноября - в Чунешском округах. Митрополит читал много проповедей, выслушивал людей, часто ему приходилось поздним вечером посещать церкви, и народ с зажженными свечами ждал его и не расходился, желая получить благословение владыки. 7 декабря 1919 года на епархиальном собрании в Кутаисе, открытом митр. Назарием, был основан Кружок любителей грузинского церковного пения [19].
25 февраля 1921 года в Тифлис вошла Красная Армия, Грузинская Демократическая Республика прекратила свое существование, страна был интегрирована в состав Советского государства. Католикосский совет принял постановление, согласно которому святыни и древности Тифлисского Сиона и Светицховели во избежание секуляризации их правительством нужно было вывезти в Кутаис. Это было поручено светицховельскому архим. Павлу (Джапаридзе). Ценности вначале были спрятаны в кутаисском кафедральном соборе. Через несколько дней в Кутаис приехал католикос-патриарх Амвросий (Хелая), принявший решение укрыть сокровищницу возле храма Баграта, под балконом дома митр. Назария, накрыв ее каменной плитой.
1-7 сентября 1921 года митр. Назарий участвовал в III Церковном Соборе ГПЦ, прошедшем в Гелати, на котором рассматривалась его кандидатура и кандидатура Сухумско-Абхазского митр. Амвросия (Хелаи) на престол католикоса-патриарха. В Соборе участвовали 108 чел., по результатам тайного голосования Амвросий собрал 67 голосов за и 41 против, а митр. Назарий - 54 за и 54 против [20].
24 октября 1921 года митр. Назарий под предлогом отсутствия у него документов, удостоверяющих личность, был задержан гражданскими властями на железнодорожной станции в Кутаисе. Его допросили и освободили.
10 июня 1922 года митр. Назарий был вновь задержан вместе с протоиереем Квирильского благочиннического окр. Иаковом Гвелесиани, протоиереем кутаисского кафедрального собора во имя св. Александра Невского Василием Долаберидзе, прот. Мелитоном Келенджеридзе и управляющим канцелярией Кутаисско-Гаенатской епархии Э. Тутберидзе, когда они намеревались выехать в Свирский и Сачхерский округа [21].
12 января 1923 года представители советской власти арестовали членов Католикосского совета, католикос-патриарх Амвросий (Хелая) был посажен под домашний арест. Также работники ЧК собирали агентурную информацию и показания «свидетелей» об антисоветской деятельности митр. Назария. ЧК интересовала и роль митрополита в деле о ценностях монастырей Гелати и Джручи , которые по распоряжению Г. Цинцадзе, личного секретаря председателя Грузинской Демократической Республики Н. Жордании, от 23/24 ноября 1920 года были перенесены в Кутаис и затем переправлены в Европу. 4 февраля 1923 года митр. Назария допросил поверенный Кутаисского политбюро Кикалеишвили. Митр. Назарий отрицал свое участие в антисоветской деятельности, но 10 февраля по этому же обвинению его и кутаисского прот. Гавриила Цагареишвили арестовал другой представитель Кутаисского политбюро - Каландаришвили [22]. Ему вменяли в вину сокрытие церковных ценностей и участие в меморандуме, который 7 февраля 1922 года католикос-патриарх Амвросий направил Генуэзской конференции и в котором описал положение Грузии в условиях ее советизации. 11 марта 1923 года митр. Назарий обратился к председателю ЧК Грузии с просьбой разрешить ввиду Великого поста духовенству, находящемуся в заключении, исповедоваться и причаститься «в одном из ближайших к тюрьме храмов» [23].
24 апреля 1923 года представитель Кутаисского политбюро Цирекидзе допросил архим. Павла (Джапаридзе) и кутаисского прот. Платона Цкитишвили о судьбе спрятанных церковных ценностей. Архим. Павел заявил, что, приехав в Кутаис, все 4 ящика и мешок оставил на железнодорожной станции и ничего не знает об их дальнейшей судьбе, а прот. Платон дал показания, что вместе с архим. Павлом видел эти 4 ящика в кутаисском кафедральном соборе и что их отнесли в дом митр. Назария. Из-за несоответствия показаний их обоих арестовали. 25 апреля специальная комиссия обнаружила ценности в указанном месте [24].
19 марта 1924 года в 8 ч. вечера, "после 25-часового заседания", суд вынес приговор, по которому в силу амнистии ЦК Грузии митр. Назарий после 14-месячного ареста был освобожден как невиновный. 29 марта 1924 года измученный и больной архиерей вернулся в епархию [25]. Митрополита не впустили в собственную резиденцию, которую использовали под склад, и он был вынужден жить у брата.
1 августа 1924 года митр. Назарий вместе с кутаисским причтом по просьбе паствы поехал в с. Родинаули (Шорапанский район), чтобы освятить церковь. После вечернего богослужения они зашли в дом к одному из верующих. В час ночи местные власти арестовали их (9 чел.) "за попытку организации мятежа" и перевезли в Свирский районный исполком. По словам митр. Назария, его "вывели на улицу в нижнем белье, положили на арбу, как бандита, связали руки и повезли в Свири". Председатель Свирского исполкома Манджгаладзе перевез арестованных в Кутаис. Митр. Назарий был обвинен в "проведении с контрреволюционной целью антиправительственного нелегального собрания и неповиновении местным властям". Его положение усугубило наличие судимости. Митр. Назарий заболел дизентерией и 14 августа был переведен в больницу [26].
После месячного заключения, 2 сентября 1924 года, митр. Назария, протоиереев Германа Джаджанидзе и Иерофея Николадзе, иерея Симеона Мчедлидзе и протодиак. Виссариона Кухианидзе на рассвете вывели из тюрьмы и расстреляли в лесу в окрестностях Кутаиса (точное место неизв.). О событиях того утра написал в воспоминаниях прот. Василий Долаберидзе, арестованный вместе с митр. Назарием в числе 9 чел. и находившийся в одной камере с ним и с остальными. Он вспоминал, как пришли охранники и потребовали разбудить пять чел., как он помогал собирать вещи митр. Назария. Когда он спросил владыку, которая из ложек - его, священномученик ответил: "Которая меньше всех". Все думали, что их переводят в тюрьму Метехи в Тифлисе. Однако прот. Герман перед выходом попросил прот. Василия позаботиться о его детях, а митр. Назарий "вернулся, надел рясу, попрощался с нами, всех расцеловал и сказал нам: "Не бойтесь, держитесь, смерть одна", - и пошел с ними. Тогда мы не поняли значение этих слов" [27].
18-19 сентября 1995 года был канонизирован Собором Грузинской Православной Церкви, состоявшемся в патриаршем соборе Светицховели [28]. 20 июля 2012 года постановлением Синода Украинской Православной Церкви его имя было внесено в Собор Волынских святых [29].
Награды
- набедренник (14 декабря 1894)
- бронзовая медаль "За труды по первой Всеобщей переписи населения" (13 июня 1897)
- памятная медаль имп. Александра III
- скуфья (1900)
- золотой наперсный крест (6 мая 1908)
- орден св. Анны III ст. (15 мая 1913)
- орден св. Анны II ст. (6 мая 1914)
- орден св. Владимира IV степени (6 мая 1916)
Литература
- ИР НБУВ. Ф. 175. Д. 1667
- ЦГИАУК. Ф. 711. Оп. 1. Д. 9320. Л. 1-4.
- Извлечение из журналов Совета КДА за 1904-1905 учебный год. К., 1905
- Журналы заседаний Временного правления Грузинской Православной Церкви, 13 марта - 14 сент. 1917 г. / Сост., предисл., коммент., биогр. справки: Н. Шиолашвили, И. Арабидзе. Тб., 2016 (на груз. яз.).
- Чичинадзе З. Грузинские типографии 1627-1916 гг. Тифлис, 1916 (на груз. яз.)
- Асатиани Г. Митр. Назарий (Лежава). Тб., 1995 (на груз. яз.)
- Амколадзе Т. Последние дни митр. Назария // Цискари (Заря). Тб., 1998. № 11. С. 116-129 (на груз. яз.)
- Гамахария Д. Святой исповедник Амвросий (Хелая) и Абхазия. Тб., 2006 (на груз. яз.)
- Бурега В. В. Собор святых Киевской Духовной Академии: Установление празднования и иконография // ТКДА. 2013. Вып. 18. С. 225-226
- Бурега В. В. Назарiй (Лежава Нестор Андрiйович) // Киïвська Духовна Академiя в iменах: 1819-1924: Енциклопедiя / Упоряд. i наук. ред.: М. Л. Ткачук; вiдп. ред.: В. С. Брюховецький. К., 2016. Т. 2: Л-Я. С. 242-244
- Гвенетадзе Е. Из истории церквей Диди-Джихаиши: Св. Назарий (Лежава). Тб., 2015 (на груз. яз.).
- "Церк. Вед." 1916, № 18-19, с. 213.
- M. Pol'skij, Novye muceniki I, 179: er wurde vom Krankenbett aus abgefuhrt und ershossen, weil er sich an die Konferenz von Genua um Rettung der Heimat gewandt hatte.
- Жизнеописание на груз. языке
Использованные материалы
- Г. Мачуришвили. "Назарий (Лежава), Герман Джаджанидзе, Иерофей Николадзе, Симеон Мчедлидзе, Виссарион Кухианидзе" // Православная энциклопедия, т. 48, с. 343-348
- Биография на сайте "Русское Православие"
[1] По груз. житию, родился в 1872 году.
[2] Гвенетадзе. 2015. С. 95
[3] "Выпускники Тифлисской духовной семинарии 1892 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/tiflissem.html
[4] Сакартвело. 1918. № 225. С. 3
[5] Чичинадзе. 1916. С. 307
[6] рукопись сохранилась в ИР НБУВ. Ф. 304. Дис. 1861
[7] Извлечение из журналов... 1905. С. 383-387
[8] Асатиани. 1995. С. 6
[9] Утверждено резолюцией Киевского митр. Флавиана (Городецкого) от 15 июня 1905 г.
[10] Извлечение из журналов... 1905. С. 501-504
[11] ЦВед. 1905. № 47. С. 513
[12] ЦВед. 1907. № 42. С. 379
[13] НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 65141. Л. 72
[14] ЦВед. 1911. № 48. С. 389
[15] ДВГЭ. 1911. Вып. 24. С. 8
[16] ДВГЭ. 1916. Вып. 10/11. С. 312
[17] НА Грузии. Ф. 1699. Оп. 1. Д. 108. С. 4-5
[18] Сакартвело. 1917. № 149. С. 3
[19] Чвени квекана (Наша страна). 1919. № 175. С. 4; № 200. С. 4; № 224. С. 3
[20] Архив Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 6478. Л. 51
[21] Журналы заседаний. 2016. С. 348
[22] Гамахария. 2006. С. 165-166
[23] НА Грузии. Ф. 516. Оп. 1. Д. 1. Л. 196
[24] Гамахария. 2006. С. 167-168
[25] Комунисти (Коммунист). 1924. № 147. С. 5
[26] Амколадзе. 1998. С. 126-128
[27] Василий Долаберидзе, прот. Из моей жизни // Семейный архив Долаберидзе. Т. 4. С. 37
[28] Цкаро (Источник). 1996. № 29/30. С. 55
[29] Журнал 52 - http://orthodox.org.ua/ru/article/zhurnaly-zasedaniya-svyash...12-