Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАСАФ (КРОКОВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоасаф (Кроковский), митр. Киевский. Портрет 1-й четв. XVIII в. (после 1718 г.), реставрация В. Подкопаевой 1980-1990 гг. Из Киево-Софийского митрополичьего дома. Собр. Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.
Иоасаф (Кроковский), митр. Киевский. Портрет 1-й четв. XVIII в. (после 1718 г.), реставрация В. Подкопаевой 1980-1990 гг. Из Киево-Софийского митрополичьего дома. Собр. Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.
Иоасаф (Кроковский) [1] (ок. 1648 - 1718), митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России

В миру Кроковский Александр, родился около 1648 года [2]. Был крещён в Православной Церкви.

До 1670 года окончил Киево-Могилянскую коллегию. Затем [3] учился в Риме в коллегии святого Афанасия, где перешёл в униатство и проходил курс философии и богословия.

В Киево-Могилянской коллегии

В 1683 году, по возвращении в Малороссию, вновь принял Православие. Под влиянием архимандрита Варлаама (Ясинского) - будущего митрополита, всегда оказывавшего Иоасафу покровительство - принял монашество в Киево-Печерской лавре. С 1683 года в Киево-Могилянской коллегии преподавал поэтику и риторику, а в 1685-1689 годах занимал должности профессора философии и префекта. Обладал выдающимся педагогическим талантом и как преподаватель зарекомендовал себя с хорошей стороны. 25 июля 1687 года подписал Коломакские статьи, данные при избрании гетмана Мазепы.

Одновременно со службой в коллегии в декабре 1688 года был избран игуменом Киевского Пустынно-Никольского монастыря (универсал от Мазепы был выдан 10 января 1689 года).

В 1689-1690 годах исполнял обязанности ректора Киево-Могилянской коллегии. В ноябре 1690 года был одним из кандидатов на пост архимандрита Киево-Печерской лавры, но избран не был. 20 января 1692 года грамотой Киевского митрополита Варлаама был назначен ректором Киево-Могилянской коллегии. Открыл класс богословия и первым прочитал полный четырёхгодичный богословский курс в 1693-1697 годах. Возобновил студенческое собрание ("конгрегацию"), которое действовало во времена Киевского митрополита святителя Петра (Могилы). Передал в библиотеку учебного заведения значительное количество своих книг.

Уделяя внимание экономическому положению коллегии, также благоустраивал вверенные ему монастыри, где оставил о себе добрую память. По его прошению 23 февраля 1692 года Мазепа выдал Пустынно-Никольской обители универсал на владение селом Тростянец. С 1693 года одновременно управлял Киево-Братским Богоявленским монастырём. По его инициативе на средства Мазепы в обеих обителях были построены каменные храмы: в Никольском монастыре - святителя Николая Чудотворца, а в Братском - Богоявленский. 17 мая 1693 года инициировал составление представителями киевской ратуши описи монастырских имений с чётким определением их границ. 15 июня того же года Мазепа своим универсалом подтвердил все владения Братского монастыря, а 16 июня - права Никольского монастыря на сёла Максимовка и Городище. 11 января 1694 года получил в Москве от царей Петра I и Иоанна V подтверждение статуса Киевской коллегии как высшего учебного заведения: ей были даны права внутреннего самоуправления и собственного суда, военные и гражданские власти не должны были вмешиваться в управление; тогда же получил и царскую грамоту с подтверждением всех владений Киево-Братского монастыря. Универсалом гетмана от 30 июля 1694 года был завершен давний конфликт между Братским и Межигорским монастырями за владение мельницами на реке Котурке.

В 1695 году по просьбе митрополита Варлаама (Ясинского) намечался к служению на проектируемой Переяславской кафедре, как коадъютор (заместитель) престарелого митрополита, который смог бы взять на себя часть его обязанностей [4]. Но, в то время его избрание и хиротония не состоялись [5].

Киево-Печерский архимандрит

В 1697 году был избран настоятелем Киево-Печерской лавры и 29 июня того же года был возведён в сан архимандрита патриархом Адрианом в Москве. На новой должности много внимания уделял строительству и благоукрашению храмов. При нём в 1698 году было завершено возведение на средства Мазепы храма во имя Всех святых. В 1700 году на Ближних пещерах на средства полтавского полковника П. Герцика была построена церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1698 году было начато, а в 1701 году - завершено строительство вокруг лавры мощной крепостной стены на средства Мазепы. По прошению Иоасафа 30 ноября 1702 года к лавре был приписан Змиёвский Преображенский, а 2 января 1703 года - Сеннянский Покровский монастыри. Распоряжением царя Петра I от 8 октября 1706 года вокруг лавры началось сооружение ещё одного крепостного вала.

Значительное внимание уделял организации работы Киево-Печерской типографии. Специально для неё было построено новое каменное помещение и закуплено оборудование. При его непосредственной поддержке там было издано около 40 книг, среди которых были "Книга житий святых" святителя Ростовского Димитрия (Туптало), Киево-Печерский патерик, напрестольное Евангелие и другие. При нём типографии печатались и светские издания, как "Артикул воинский". Написал предисловие к Киево-Печерскому патерику, в котором восхвалял деятельность царя Петра I, оказывая поддержку проводимым в стране политическим преобразованиям.

Иоасаф (Кроковский), митр. Киевский. Портрет 1-й пол. XVIII в. Собор. Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.
Иоасаф (Кроковский), митр. Киевский. Портрет 1-й пол. XVIII в. Собор. Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

Митрополит Киевский

Во второй половине октября 1707 года [6] в Киеве состоялся собор духовенства, на котором архимандрит Иоасаф был избран Киевским митрополитом. Это стало последним избранием Киевского владыки в его кафедральном городе вплоть до начала XX века [7]. 14 августа состоялось оглашение и 15 августа 1708 года последовала его архиерейская хиротония в Успенском соборе Московского Кремля при участии местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского), митрополита Ростовского святителя Димитрия (Туптало), митрополита Суздальского Ефрема (Янковича), архиепископа Тверского Каллиста (Поборского) и архиепископа Коломенского Антония (Одиновича).

12 ноября 1708 года в Троицком соборе города Глухова по требованию царя Петра I митрополит возглавил богослужение, на котором была провозглашена анафема Мазепе. При этом митрополит Иоасаф не стал сам произносить проповедь с осуждением Мазепы, поручив это протопопу Афанасию Заруцкому. Иоасаф также не подписал акт избрания новым гетманом Скоропадского.

Настольная грамота от царя с подтверждением статуса и прав митрополии была выдана митрополиту более года после хиротонии - 14 сентября 1709 года [8]. Известно, что ее список 20 августа был послан "в поход" царю Петру [9]. Грамота же на вотчины митрополии, хотя и составлялась в 1708 году, о чем свидетельствует сохранившийся черновик [10], была выдана еще позднее - в январе 1710 года, причем ради этого владыке Иоасафу пришлось специально обращаться к царю [11]. Главной причиной подобных проволочек стало, видимо, отсутствие соответствующей санкции царя, которому не досуг было заниматься этим в разгар борьбы с шведами.

В 1711 году митрополит Иоасаф возглавил хиротонию во епископа Луцкого игумена Кирилла (Шумлянского). По свидетельству письма гетмана Скоропадского от 2 июня 1712 года владыка активно защищал киевские монастыри в их спорах с городским магистратом. По его распоряжению 9 апреля 1714 года был основан Моровский Онуфриевский скит. Продолжил строительство поврежденного пожаром Киевского Софийского монастыря. Общая характеристика его деятельности на митрополичьей кафедре называет его "архипастырем весьма деятельным", "ревностным защитником своей паствы, находившейся под польским владычеством", а также владыкой который "мудро и тактично умиротворял народ Малороссии" [12].

Был большим почитателем великомученицы Варвары: составил ей акафист и установил традицию чтения его по вторникам.

Кончину митрополита ускорило "дело" царевича Алексея Петровича. Последний при пытке оговорил митрополита, заявив, что якобы имел переписку с Иоасафом и предлагал последнему поднять народ на восстание, чтобы проложить путь к престолу. По царскому распоряжению митрополит Иосиф был вызван в Санкт-Петербург на допрос. В дороге он скоропостижно скончался 1 июля 1718 года, в Тверском Архангельском монастыре. Предполагают, что он был отравлен [13]. Через несколько дней был получен царский указ о возвращении владыки в Киев, так как царевич Алексей сознался, что напрасно оговорил митрополита. Царь Петр распорядился совершить погребение почившего "как обыкновенно", и оно было совершено "по чину архиерейскому" архиепископом Тверским Варлаамом (Косовским). Митрополит Иоасаф был погребён в Тверской соборной церкви 24 августа того же года. Год спустя, 1 августа 1719 года, было закончено сооружение студенческого общежития (бурсы) Киево-Могилянской коллегии, которое строилось полностью на средства митрополита.

Сочинения

В своих трудах митрополит Иоасаф показал себя приверженцем философии т. н. аристотелевско-рационалистического направления, видными представителями которого были архимандрит Иннокентий (Гизель), Новгородский архиепископ Феофан (Прокопович), Могилёвский архиепископ Георгий (Конисский) и другие. На развитие его философских взглядов повлияло творчество Могилёвского епископа Иосифа (Кононовича-Горбацкого).

В рукописях сохранились записи на латыни курсов его лекций по риторике (1683), философии (1686) и богословию (1693-1697). Курс риторики носит светский характер, в качестве примеров используются тексты самого Иоасафа, Киевских митрополитов святителя Петра (Могилы) и Сильвестра (Коссова), архимандрита Иннокентия (Гизеля) и других. В философском курсе заметны отход от аристотелевской философии и тенденция к отделению философии от богословия. Иоасаф критиковал томизм и другие течения западной христианской мысли, выступал против идеи первенства разума над волей.

Также известен сочинениями по истории, в качестве источников для которых были использованы древнерусские летописи, хроника М. Стрыйковского, "Синопсис" архимандрита Иннокентия, "Хроника" игумена Феодосия (Сафоновича) и другие. Составил летописец с описанием событий всемирной и российской истории, в изложении событий XVII века использовал собственные воспоминания.

В 1698 году, переработав "Повесть о преславных чудах..." игумена Феодосия, издал акафист великомученице Варваре.

Известны также его:

  • Сказание об обретении мощей св. Юлиании.
  • Предисловие к служебнику.

Опубликованы:

  • Акафист св. вмц. Варваре, К., 1698, 1843.
  • Триодион, К., 1702.
  • "[Фрагменти фiлософського курсу (фiзика, метафiзика, логiка, психологiя)]", Фiлософська думка 1976, № 5, с. 104-107.

Документы, литература

  • НБУВ ИР. Ф. 2. № 260/152С.
  • Диспути з логiки / Пер. з лат.: I. В. Паславський // ЛНБ. В. р.
  • ЦГИАК. Ф. 57. Оп. 1. Д. 40; Ф. 128. Оп. 1 грам. Д. 60; Оп. 1а вот. Д. 28; Ф. 220. Оп. 1. Д. 210, 219; Ф. КМФ-7. Оп. 2. Д. 3.
  • АЗР. Т. 5. С. 263, 273.
  • Мат-лы Военно-ученого архива Главного штаба. СПб., 1871. Т. 1. С. 658.
  • ОДДС. Т. 4. С. 272, 481.
  • Памятники православия и рус. народности в Зап. России в ХVII-ХVIII вв. К., 1905. Т. 1. Ч. 1. С. 50-52, 60-62.
  • Унiверсали Iвана Мазепи: 1687-1709. К.; Львiв, 2002. С. 62, 152, 250, 253, 272, 319, 394.
  • Гетман Иван Мазепа: Док-ты из арх. собраний С.-Петербурга. СПб., 2007. Вып. 1. С. 175, 209.
  • Доба гетьмана Iвана Мазепи в док-тах / Упоряд.: С. Павленко. К., 2007. С. 871.
  • Унiверсали Павла Полуботка (1722-1723). К., 2008. С. 526.
  • ИРИ. Т. 1. Ч. 1. С. 163.
  • История Русов или Малой России. М., 1846. С. 225.
  • Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1. С. 299.
  • Описание Киево-Софийского собора. Киев, 1854, с. 30.
  • Правос. собес., 1867, ноябрь, с. 183-184, 1907, апрель, с. 537, 1914, май, с. 949.
  • Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 2. С. 535, 541.
  • Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868. С. 21, 107.
  • Изв. Казан. еп., 1879, № 24, с. 693.
  • Труды К. Д. А., 1879, май, с. 120-121.
  • Строев. Списки иерархов. Стб. 7, 13, 18, 21.
  • Сементовский Н. Киев и его святыни, 6-е изд. СПб и Киев, 1881, с. 63.
  • Барсуков Н. По св. местам Зап. и Вост. (Путешествие Барского). Рус. вестн., 1884.
  • Душеп. размышл., 1884, с. 393.
  • Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 199, 226.
  • Киево-Златоверхий Мих. м-рь (Исторический очерк). Киев, 1889, с. 69.
  • Востоков А. Из прошлого г. Киева: II. Дело по челобитью киевского Свято-Никольского пустынного монастыря игумена и Братского училищного монастыря ректора Иоасафа Кроковского о выдаче жалованья в Никольский и Братский монастыри // Киевская старина. 1889. Т. 27. № 10. С. 187-190:
  • Левицкий П. Иоасаф Кроковский, митрополит Киевский // Полтавские ЕВ. 1890. Часть неофициальная. № 2. С. 59-83; № 3. С. 109-126; № 4. С. 138-168.
  • Стороженко Н. В. Из фамильных преданий и архивов: Записка Иоасафа Кроковского митрополита Киевского (1712) // Киевская старина. 1892. Т. 36. № 2. С. 347-348:
  • Мухин Н. Ф. Киево-Братский училищный монастырь. К., 1893. С. 104, 113-129.
  • [Лазаревский А. М.] Ист. мелочи: VI. Письмо печерского архимандрита Иоасафа Кроковского к генер. есаулу Ломиковскому, 1698 // Киевская старина. 1894. Т. 45. № 5. С. 359:
  • Jabłonowski A. Akademia Kijowsko-Mohilańska. Kraków, 1899/1900. S. 153, 157, 162-164, 167, 172-173, 175, 177-179, 181, 191-193, 197, 208, 211, 215, 217-218, 230, 243.
  • Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 625, 626.
  • Аскоченский Киев с его древнейшим училищем академией.
  • Петров Л. Словарь, с. 116.
  • Булгаков, с. 1403.
  • Н. Д., с. 16.
  • Серафим-Диев. лет., с. 25.
  • БЭЛ, т. VII, с. 177-180; т. X, с. 601.
  • БЭС, т. II, с. 1328.
  • РБС, т. VIII, с. 289-290.
  • Голубев С. Т. Киевская академия в кон. ХVII и нач. ХVIII ст. К., 1901. С. 54-55. Примеч.
  • Вишневский Д. Письмо царицы Екатерины к Киевскому митр. Иосафу Кроковскому // Киевская старина. 1902. Т. 77. № 5. Отд. 2. С. 86:
  • О. Л. Письмо гетмана Скоропадского к митр. Иосафу Кроковскому 1712 г. // Киевская старина. 1904. Т. 87. № 11. Отд. 2. С. 51-52:
  • Перетц В. Грамота киевского митрополита Иоасафа Краковского на утверждение скита близ м. Моровска, основаного игуменом Лебединского монастиря Серапионом, 1714 г. // Киевская старина.- 1905.- Т. 90 (июль). № 7/8. Отд. 2. С. 42-43:
  • Иоасаф Кроковский, митр. Киевский, Галицкий и Малыя России (1708-1718 гг.) // Киевские ЕВ. 1905. Часть неофиц. № 51. С. 1296-1304, № 52. С. 1330-1336.
  • Титов Ф. И., прот. РПЦ в польско-литовском гос-ве в ХVII-ХVIII вв. К., 1905. Т. 1. С. 275-288; Т. 2. С. 456-470.
  • Рус. архив, 1912, № 6, с. 295 п/с. 2.
  • Титов Ф. И., прот., Имп. КДА в ее трехвековой жизни и деятельности (1615-1915 гг.): Ист. записка. К., 20032. С. 102, 105, 125, 134, 136, 145, 174-175, 178, 211, 213, 215-216, 218, 220, 223, 244, 478-479.
  • Денисов. С. 295, 299.
  • Лотоцький О. Автокефалiя. Варшава, 1938. Т. 2. С. 443, 444.
  • ЖМП, 1954, № 3, с. 16.
  • Паславський I. В. Проблема унiверсалiй в "Логiцi" Йоасафа Кроковського // Фiлософська думка. 1973. № 5. С. 60-65.
  • Паславський I. В. Критика метафiзики томiзму в натурфiлософiï Йоасафа Кроковського // Фiлософська думка. 1976. № 5. С. 94-108.
  • Мыцык Ю. А. Укр. краткие летописцы кон. ХVII - нач. ХVIII в. // Нек-рые проблемы отечественной историографии и источниковедения: Сб. науч. трудов. Днепропетровск, 1978. С. 34-41.
  • Запаско Я., Iсаєвич Я. Каталог стародрукiв, виданих на Украïнi, 1765-1800. Львiв, 1981. Кн. 1. № 716, 729, 744.
  • Стратий Я. М., Литвинов В. Д., Андрушко В. А. Описание курсов философии и риторики профессоров Киево-Могилянской академии. К., 1982. С. 14.
  • Захара И. С. О предмете и задачах логики в Киево-Могилянской академии // Отечественная обществ. мысль эпохи средневековья: Ист.-филос. очерки. К., 1988. С. 300-309.
  • Описи Киïвського намiсництва 70-80-х рр. ХVIII ст. К., 1989. С. 34-35, 39, 187, 190, 198, 290, 321, 325.
  • Власовський I. Нарис iсторiï УПЦ. Н.-Й.; К., 1990. Т. 3. С. 18.
  • Берлинський М. Ф. Iсторiя мiста Києва. К., 1991. С. 134, 138, 146, 177, 188, 190, 192, 242.
  • Бiднов В. Церковна анатема на гетьмана Iвана Мазепу // Старожитностi. 1992. № 15. С. 10-11; № 16/17. С. 9; 1993. № 2. С. 28-30.
  • Бантыш-Каменский Д. Н. История Малой России. К., 1993. С. 488-489.
  • Крижанiвський О. П., Плохiй С. М. Iсторiя Церкви та релiгiйноï думки в Украïнi. К., 1994. Кн. 3. С. 104.
  • Болховiтiнов Є. Вибранi працi з iсторiï Києва. К., 1995. С. 62, 68, 73, 188, 203, 205, 227, 251, 258, 296, 318, 331, 348, 363-365.
  • Блажейовський Д. Iєрархiя Киïвськоï церкви (861-1996). Львiв, 1996. С. 371.
  • Кривцов Д. Ю. Предисловие Иоасафа Кроковского к изданию «Киевопечерского патерика» 1702 г.: Лит. особенности и идейные тенденции // Пробл. происхождения и бытования памятников древнерус. письменности и лит-ры: Сб. науч. тр. Н. Новг., 1997. С. 72-106.
  • Верьовка Л. С. Кроковський Олександр, Йоасаф // Києво-Могилянська академiя в iменах, ХVII-ХVIII ст. К., 2001. С. 297-299.
  • Степовик Д. Iсторiя Києво-Печеорськоï лаври. К., 2001. С. 183-185.
  • Кагамлик С. Р. Дiяч мазепинськоï доби: (Митр. Йоасаф Кроковський) // Украïнський церк.-iст. календар, 2003. К., 2003. С. 104-106.
  • Кагамлик С. Р. Києво-Печерська лавра: Свiт правосл. духовностi i культури (ХVII-ХVIII ст.). К., 2005. С. 285-287.
  • Хижняк З. I., Манькiвський В. К. Iсторiя Києво-Могилянськоï академiï. К., 2003. С. 57, 59, 77, 83, 87-88, 97, 103, 111, 126, 129-131.
  • Павленко С. О. Оточення гетьмана Мазепи: Соратники та прибiчники. К., 2004. С. 260-261.
  • Павленко С. О. Iван Мазепа як будiвничий укр. культури. К., 2005. С. 95-96.
  • Прокоп'юк О. Б. Духовна консисторiя в системi єпархiального управлiння (1721-1786 рр.). К., 2008. С. 55.

Использованные материалы

  • Ластовский В. В., Лопухина Е. В., "Иоасаф (Кроковский)", Православная энциклопедия, т. 25, с. 194-196:
  • "Иоасаф (Кроковский)", портал Русское Православие:
  • Кочегаров К. А., "Россия, гетман Мазепа и избрание киевским митрополитом Иоасафа Кроковского. 1707-1708 годы", Славяноведение, 2016, № 4, с. 28-29:



[1]  Основная версия по "Православной энциклопедии". В некоторых материалах - Краковский

[2]  Дата неизвестна с точностью. 1648 год приведён прот. Ф. И. Титовым, который называет Иасафа сверстником графа Б. П. Шереметева и считает их возможными соучениками.

[3]  По указанию статьи сайта Русское Православие - около 1673 года. См. http://ortho-rus.ksproject.org/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5341

[4]  Архив Южной и Западной России. Киев, 1872. Т. 5. Ч. 1. Акты, относящиеся к делу о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату (1620–1694 г.). С. 414, 423-428.

[5]  Митрополит Евгений (Болховитинов)]. Описание Киевософийского собора и киевской иерархии. Киев, 1825, C. 213; Там же [Отд. 2.] Прибавление к описанию Киевософийского собора и киевской иерархии. C. 155-156.

[6]  Согласно сведениям митрополита Евгения (Болховитинова) избрание состоялось 19 октября 1707 года "советом киевского духовенства и чиновников малороссийских по древним правам вольными голосами". См. [Митрополит Евгений (Болховитинов)]. Описание Киевософийского собора и киевской иерархии. [Отд. 2.] Прибавление к описанию Киевософийского собора и киевской иерархии. Киев, 1825, С. 213. Эта дата противоречит цедуле, приложенной к одному из гетманских писем (датируется исследователями второй половиной сентября - началом октября 1707 года), в которой сообщалось о получении царской грамоты с указом организовать элекцию, после чего "по совету здешних властей духовных определили время елекции на 28 день октоврия".

[7]  Алексеева Алла, "Германия вернула Украине церковную грамоту Петра Первого", сайт Союза православных журналистов Украины, 14 марта 2019, http://spzh.news/ru/news/60817-germanija-vernula-ukraine-cer...ogo

[8]  Описание Киевософийского собора и киевской иерархии. [Отд. 2.] Прибавление к описанию. Киев, 1825. С. 175-180. См. также черновик жалованной грамоты [Российский государственный архив древних актов. Ф. 124. Оп. 1. 1708 г. Д. 33. Л. 32-41] и черновой отпуск грамоты к гетману о посвящении Иоасафа от 2 сентября 1708 г. [Российский государственный архив древних актов. Ф. 229. Оп. 2. Д. 104. Л. 259-260].

[9]  Российский государственный архив древних актов. Ф. 124. Оп. 1. 1708 г. Д. 33. Л. 49об.

[10]  Описание Киевософийского собора и киевской иерархии. [Отд. 2.] Прибавление к описанию. Киев, 1825. С. 180-183. Архивный оригинал см.: Российский государственный архив древних актов. Ф. 124. Оп. 1. 1708 г. Д. 33. Л. 45-48 об.

[11]  Описание Киевософийского собора и киевской иерархии. [Отд. 2.] Прибавление к описанию. Киев, 1825. С. 184-190.

[12]  По словам ст. сайта Русское Православие, http://ortho-rus.ksproject.org/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5341.

[13]  "Архіепископъ „Кіевскій, во время слѣдствія, на пути къ С.-Петербургу предупредилъ бѣдствіе смертію своею и, какъ увѣряютъ, отъ отравы". Голиков И. И. Деяния Петра Великаго, мудраго преобразителя России, собранныя из достоверных источников и расположенныя по годам. - М.: Унив. тип., у Н. Новикова, 1788-1789. - Ч. 6. - 1788, С. 244 - http://www.prlib.ru/item/407511#&i=5976450_doc1_FD938B96-76E...iff

Редакция текста от: 05.05.2019 16:45:02

"ИОАСАФ (КРОКОВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google