Пророк Асаф. Миниатюра из Псалтири Иоанна Грозного, 1580-е гг. |
Сын Берехии, левит из рода Гирсона (1 Пар 6, 39-43). Известнейший певец из начальников певцов и священных музыкантов при царе Давиде. Управлял богослужебным пением в Скинии Завета, между тем как четыре его сына управляли четырьмя певческими классами.
Именование Аасафа "прозорливцем" (2 Пар. 29, 30) и пророческий характер его псалмов позволяют говорить о нем как о храмовом пророке [1]. По энциклопедии под. ред. Лопухина, "носил почетный титул "прозорливца".
В талмудической традиции, согласно одной версии, Асаф помогал Давиду в написании псалмов [2], по другой - Асаф жил в эпоху плена и, видя разрушение храма, радовался, что Господь «излил гнев Свой только на бревна и камни» [3].
Его потомки унаследовали его дарование и впоследствии под именем "сынов Асафа" образовалась целая школа музыкантов и певцов, которые впоследствии играли ведущую роль в богослужении Второго храма, поскольку только певцы из этой династии упоминаются среди возвратившихся из плена (1 Езд 2, 41; Неем 7, 44). Священное Писание особенно отмечает их пророческое служение (1 Пар 25, 1-2; 2 Пар 20, 14-23). Позднее авторитет Асафа, чьи псалмы пелись при восстановлении служения в храме при царе Езекии, приравнивался к Давидову (2 Пар 29, 30).
Псалтирь содержит двенадцать "псалмов Асафа" - 49, 72-82. Однако на основании описанных в псалмах событий более позднего периода их авторство, приписываемое Асафу, ставится под сомнение библейской критикой. Выдвигались предположения, что они были писаны кем либо из его потомков, в связи с тем что должность начальника хора, по-видимому, осталась наследственной в его роде (см. 1 Пар 25, 1). Придерживающийся этой точки зрения архимандрит Никифор (Бажанов) приписывает собственно Асафу лишь Пс. 49, 72, 80 и 82. А. П. Лопухин считал псалмы 73-78, 82 принадлежащими потомкам Асафа [4]. Псалмы 75-77, 79 обычно датируют временем ассирийского нашествия (кон. VIII в. до н.э.). Считалось, что псалмы 73 и 78, содержащие предсказания о разрушении храма, были написаны во времена разрушения Иерусалима Навуходоносором II (587 до н.э.), но новейшие текстологические исследования показывают их синхронность с остальными псалмами Асафа [5].
Литература
- Asaph // EJud. Vol. 3. P. 637;
- Rogers. J. S. Asaph //ABD. Vol. 1. P. 471;
- Gerstenberg E. S. Asaph // NBL. Lfg. 1. S. 180;
- Gese H. Zur Geschichte der Kultsänger am Zweiten Tempel // Beitr. z. evangelischen Theologie. Münch., 1974. Bd. 64;
- Weber В. Zur Datierung der Asaph-Psalmen 74 und 79 // Biblica. 2000. Bd. 81. S. 521-53
Использованные материалы
- Архим. Никифор (Бажанов) "Асаф" // Библейская энциклопедия:
- "Асаф" // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Лопухина. - СПб., 1901, т. 2., стб. 51-52:
- С. А. Архипов. "Асаф" // Православная энциклопедия, т. 3, с. 586-587
[1] Gese. S. 147-158
[2] Бава батра 14b
[3] Эха Рабба 4. 14
[4] Толковая Библия. Т. 4. С. 130
[5] Weber В. Zur Datierung der Asaph-Psalmen 74 und 79 // Biblica. 2000. Bd. 81. S. 521-53