Константинопольские Соборы
Основанный в 324 году как новая столица, Константинополь в IV веке сделался крупнейшим церковным центром в Восточной Римской империи, а христианство при имп. Феодосии I Великом получило статус государственной религии. Примерно в это же время в восточных Патриархатах для разрешения вопросов церковной жизни начинают созываться Соборы, возглавляемые местными патриархами. В сложившейся исторической ситуации становится возможным для решения многочисленных догматических и канонических вопросов проведение Соборов, на которых мог быть представлен весь епископат империи.
Почти все Вселенские Соборы проходили в Константинополе (II, V, VI, Трулльский), в его пригороде (IV) или недалеко от него, в Никее (I и VII). Иногда в столице проводилось заключительное заседание (VII). Кроме Вселенских в столице проходило множество поместных Соборов. Некоторые из них имели масштаб и самосознание Вселенских (869-870, 879-880). Три Константинопольских Собора (394, 861, 879-880) входят в число десяти Поместных Соборов, правила которых обязательны для всей православной Церкви. В I тысячелетии поместные Константинопольские Соборы нередко стояли в тесной связи со Вселенскими Соборами - на них решались дополнительные догматические и канонические вопросы.
Если Собор рассматривал догматические вопросы, на нем председательствовал император или его представитель; если Собор решал вопросы канонические и административные, председателем был патриарх Константинопольский или другой иерарх. Император имел возможность решающе влиять на соборные постановления. При замещении Константинопольской кафедры император намечал своего кандидата и потом останавливал выбор на одном из трех кандидатов, предложенных ему Собором. Если же он не высказал предложений заранее и был недоволен выбором кандидатов, он мог аннулировать соборный выбор и сам назначить нового патриарха. От поместного Собора формально отличался σύνοδος ἐνδημοῦσα: на первый специально вызывались епархиальные архиереи, на второй призывались архиереи из немалого числа временно находившихся в столице по своим делам.
Особая ситуация складывается после разделения Церквей в 1054 году, когда становится невозможным созыв Вселенского Собора. В это время более четко распределяются функции между поместным Константинопольским Собором и σύνοδος ἐνδημοῦσα. Соборы созывают в основном для разрешения важнейших богословских споров (напр., в XII и XIV веках); на них присутствуют патриарх с митрополитами и епископами, но прежде всего император. Председательство последнего придавало Соборам вселенский авторитет и легитимность (так, противники Собора 1156 г. считали его необъективным и, возможно, не вполне легитимным ввиду отсутствия на нем императора).
В османский период, когда под властью турок оказались территории всех восточных Патриархатов и балканских Церквей (XVI в.), роль Константинополя в жизни этих Церквей возросла: Константинопольский патриарх приобрел часть полномочий административного управления православным населением. Многие предстоятели Церквей, расположенных на территории Османской империи, подолгу пребывали в Константинополе и могли принимать участие в столичных Соборах, что придавало последним авторитет.
Большое значение для православной Церкви имели исихастские Соборы сер. XIV века. Особая роль Соборов XVII века в истории православной Церкви состоит в том, что в их томосах были даны ответы на многие богословские вопросы, которые обсуждались в средне- и поздневизантийский период, но сохраняли актуальность и после падения Византии, когда Восточная Церковь была вовлечена в ставшие следствием Реформации споры католиков и протестантов. В этой ситуации от православной Церкви требовалось сформулировать позицию по многим вопросам вероучения, в частности по тем, по которым не было принято соборных догматических решений в эпоху после Вселенских Соборов.
Непревзойденное по широте собрание документов Константинопольских Соборов и сведений о них - Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio / Ed. I. D. Mansi. P.; Lpz., 1901-1927. Graz, 1960-1961r. Исторический обзор (по Константинопольским Соборам I тыс.): Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles.
- Собор 336 года, осудивший свт. Афанасия Великого и низложивший Маркелла, епископа Анкирского
- Собор 338-339 годов, низложивший сщмч. Павла I Константинопольского и возведший на кафедру Евсевия Никомидийского
- Омийский Собор 360 года
- Собор 381 года (II Вселенский), против арианского лжеучения
- Собор 382 года, составивший послание западным епископам и принявший два постановления, вошедшие в свод правил II Вселенского Собора
- Собор 383 года, запретивший еретикам собрания, устройство церквей, совершение рукоположений и проповедь
- Собор 394 года для решения церковных дел в Аравии, издал постановление о том, что для низложения епископа недостаточно суда двух или трех епископов, а требуется приговор Собора многих или всех епископов области
- Собор 400 года, против еп. Антонина Эфесского, обвиненного в симонии
- Собор 402 года, разбиравший конфликт между константинопольским архидиаконом Серапионом и еп. Северианом Габальским
- Собор 403 года, "при Дубе", против свт. Иоанна Златоуста
- Собор 448 года, против Евтихия ересиарха
- Собор 449 года, подтвердивший решения прошлого Собора
- Собор 450 года, на котором был подписан Томос папы Льва I, анафематствовавший Евтихия и Нестория
- Собор 459 года, против симонии
- Собор 478 года, осудивший ряд иерархов-монофизитов
- Собор 483 года, осудивший архиеп. Антиохийского Петра Валяльщика за вставку в "Трисвятое"
- Собор 492 года, подтвердивший постановления Халкидонского Собора
- Собор 518 года, осудивший противников Халкидонского Собора
- Собор 536 года, против монофизитов
- Собор 543 года, против оригенистов
- Собор 553 года (V Вселенский), против "Трех Глав"
- Собор 588 года, снявший обвинения с Антиохийского патриарха Григория и узаконивший использование Константинопольским патриархом титула "Вселенский"
- Собор 638 года, монофелитский
- Собор 639 года, монофелитский
- Собор 680-681 годов (VI Вселенский, Трулльский), против монофелитской ереси
- Трулльский (Пято-Шестой) Собор 691-692 годов
- Собор 712 года, монофелитский
- Собор 806 года, снявший прещение с игум. Иосифа Кафарского и приведший к новой фазе т. н. михианского ("прелюбодейного") раскола
- Собор 809 года, низложивший свт. Иосифа, архиеп. Фессалоникийского, и усугубивший раскол со студитами
- Собор 814 года, осудивший иконоборцев
- Собор 815 года, иконоборческий
- Собор 843 года, восстановивший иконопочитание
- Собор 858-859 годов, борьба партий "игнатиан" и "фотиан"
- Собор 861 года, "Двукратный", "Второпервый", осудивший свт. Игнатия и принявший ряд канонических правил
- Собор 867 года, т. н. Фотиев "Вселенский Собор", низложивший папу Римского Николая I, осудивший добавление "Filioque" в Символ веры и целый ряд других отступлений "латинян"
- Собор 869-870 годов, анафематствовавший свт. Фотия и примиривший Константинополь с Римом (8-й "вселенский Собор" Католической церкви)
- Собор 879-880 годов, отменивший решения прошлого Собора в отношении свт. Фотия, принявший ряд канонических правил и осудивший любые добавления к Никео-Цареградскому Символу веры
- Собор 907 года, собранный по поводу четвертого брака имп. Льва VI Мудрого и низложивший патр. Николая Мистика
- Собор 920 года, примиривший церковные партии, расколовшиеся из-за четвертого брака имп. Льва VI
- Собор 963 года по поводу вступления в брак императора Никифора II Фоки и вдовствующей императрицы Феофано
- Собор 1054 года, приведший к расколу Восточной и Западной Церквей
- Собор 1082 года, анафематствовавший учение философа Иоанна Итала
- Собор 1089 года, в связи с посольством от папы Урбана II к имп. Алексею I Комнину
- Собор 1117 года, в связи с разбирательством воззрений митр. Евстратия Никейского
- Собор 1140 года, против Константина Хрисомала
- Собор 1156-1157 годов, против учащих, что Жертва была принесена и приносится только одному Отцу
- Собор 1341 года, оправдавший свт. Григория Паламу и осудивший его обвинителя - Варлаама Калабрийского
- Ряд антипаламитских Соборов 1342-47 годов, на которых были отлучены и анафематствованы свт. Григория Палама и его сторонники, прекратившие поминать патриарха. Акты Соборов были впоследствии уничтожены
- Собор 1346 года, поддержавший свт. Григория Паламу и обвинивший патриарха Иоанна Калеку
- Собор 1347 года, осудивший и низложивший патриарха Иоанна Калеку
- Собор 1351 года, оправдавший свт. Григория Паламу и низложивший его противников
- Собор 1368 года, осудивший афонского иеромонаха-антипаламита Прохора Кидониса как еретика
- Собор 1484 года, осудивший Флорентийскую унию и постановивший принимать униатов в Церковь через отречение от латинской ереси и миропомазание
- Собор 1583 года, осудивший желающих следовать григорианским месяцеслову и пасхалии
- Собор 1590 года, утвердивший поставление первого Московского патриарха
- Собор 1593 года, подтвердивший легитимность учреждения Патриаршества на Руси и пятое место Московского патриарха в диптихе
- Собор 1638 года, предавший анафеме патриарха Кирилла Лукариса и всех, кто признает православным приписываемое ему "Исповедание"
- Собор 1642-1643 годов, вновь осудивший "Православное исповедание" Кирилла Лукариса и утвердивший исправленный вариант "Православного исповедания" митр. Петра (Могилы)
- Собор 1672 года, сформулировавший православную позицию по вопросу богословия семи таинств, а также в отношении других аспектов церковного учения (почитание святых, экклезиология, иконопочитание, соблюдение постов, канон Священного Писания)
- Собор 1691 года, изложивший православное учение о Евхаристии и определивший тождественность терминов "преложение" и "пресуществление"
- Собор 1719 года, попытавшийся урегулировать Апостольский (Петров) пост
- Собор 1722 года, против униатской пропаганды, в т. ч. среди антиохийских христиан
- Собор 1727 года, против латинской пропаганды, подтвердивший неофициальную практику выдачи индульгенций православными патриархами
- Собор 1755-1756 годов, осудивший католический способ крещения
- Собор 1838 года, осудивший латинские догматы и обычаи, в т.ч. индульгенции
- Собор 1850 года, признавший автокефалию Элладской Церкви
- Собор 1861 года, против сторонников болгарской автокефалии
- Собор 1872 года, объявивший Болгарскую Церковь схизматической
Использованные материалы
- Православная энциклопедия, т. 37, с. 299-343