КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 536

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Константинопольский Собор 536 года, против монофизитов

Папа Агапит I, восшедший на Римскую кафедру 13 мая 535 года, в марте 536 года прибыл в Константинополь. Он получил послание от константинопольских монахов с жалобами на Константинопольского патриарха Анфима, бывш. Антиохийского патриарха Севира, бывш. митр. Петра Апамейского и иером. Зооры. Все они находились тогда в столице и, как их обвиняли, действовали в пользу "евтихиан", т. е. монофизитов.

Действительно, православный еп. Трапезундский Анфим, перемещенный на столичную кафедру в 535 году, вел с Севиром переговоры "унионального" характера. Возможно, речь шла о возвращении к режиму "Энотикона" имп. Зинона. О позиции Анфима судить трудно: сохранились только четыре его письма лидерам монофизитства в переводах на сирийский, сделанных еретиками. Папа Агапит вмешался в ситуацию: низложил Анфима (главным обвинением был переход с одной кафедры на другую, т. е. вина каноническая) и назначил его преемником пресв. Мину.

После скоропостижной смерти папы (апрель 536) имп. Юстиниан I продолжал исполнять его советы. Патриарх Мина созвал σύνοδος ἐνδημοῦσα; в состав его вошли также епископы и другие клирики из Италии, оставшиеся в городе после смерти папы.

Известные участники Собора:

Собор открылся в Халкопратийском храме, имел пять заседаний, между 2 мая и 4 июня. Большую часть времени заняли поиски Анфима, за которым неоднократно посылали соборные делегации, но они не могли найти его ни в одной из его резиденций. Он получил убежище в покоях имп. Феодоры.

Догматических дискуссий на Соборе не было. С одной стороны, всех четырех обвиняемых (меньше других Анфима) обличали в нечестии и злочестии (ἀσέβεια, κακοδοξία), с другой - эти обвинения не конкретизировались. Обвинение в евтихианстве имело самый общий характер и не достигало цели, т. к. умеренные антихалкидониты, которых возглавлял Севир, сами анафематствовали Евтихия. Лишь италийские епископы напомнили о необходимости придерживаться IV Вселенского Собора и "Томоса" свт. Льва Великого [1].

Постановления Собора (одно от лица Собора, против Севира и Петра, другое от лица патриарха Мины, против Севира, Петра и Зооры) анафематствуют всех троих, однако без догматической определенности. Только 6 августа 536 года имп. Юстиниан в эдикте на имя патриарха Мины, присоединяясь к осуждению обвиняемых, вносит необходимую ясность, упоминая о Халкидонском Соборе, от которого они отступили. Имп. Юстиниан изучил севирианское богословие и посвятил его опровержению целый трактат [2].

Константинопольский Собор 536 года дал повод для установления 16 июля праздника в честь Халкидонского Собора [3]. В следующее за этим днем воскресенье был праздник в честь Константинопольского Собора 536 года [4]. В Греческих Церквах совершается воскресный праздник в честь Халкидонского Собора (в интервале 13-19 июля), в службе которого особое внимание уделено осуждению Севира. В Русской Церкви этот праздник преобразован в воспоминание шести Вселенских Соборов.

Литература

  • АСО. T. 3.
  • Grillmeier A. Le Christ dans la tradition chrétienne. P., 1993. T. 2/2. P. 458-470.

Использованные материалы

  • Прот. Валентин Асмус. "Константинопольские Соборы. Собор 536 года" // Православная энциклопедия, т. 37, с. 299-343



[1]  ACO. T. 3. P. 110:20-21

[2]  CPG, N 6878

[3]  Mateos. Typicon. T. 1. P. 340-342

[4]  Mateos. Typicon. T. 1. P. 342-344

Редакция текста от: 01.12.2019 13:36:04

"КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 536" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google