Константинопольский Собор 536 года, против монофизитов
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Папа Агапит I, восшедший на Римскую кафедру 13 мая 535 года, в марте 536 года прибыл в Константинополь. Он получил послание от константинопольских монахов с жалобами на Константинопольского патриарха Анфима, бывш. Антиохийского патриарха Севира, бывш. митр. Петра Апамейского и иером. Зооры. Все они находились тогда в столице и, как их обвиняли, действовали в пользу "евтихиан", т. е. монофизитов.
Действительно, православный еп. Трапезундский Анфим, перемещенный на столичную кафедру в 535 году, вел с Севиром переговоры "унионального" характера. Возможно, речь шла о возвращении к режиму "Энотикона" имп. Зинона. О позиции Анфима судить трудно: сохранились только четыре его письма лидерам монофизитства в переводах на сирийский, сделанных еретиками. Папа Агапит вмешался в ситуацию: низложил Анфима (главным обвинением был переход с одной кафедры на другую, т. е. вина каноническая) и назначил его преемником пресв. Мину.
После скоропостижной смерти папы (апрель 536) имп. Юстиниан I продолжал исполнять его советы. Патриарх Мина созвал σύνοδος ἐνδημοῦσα; в состав его вошли также епископы и другие клирики из Италии, оставшиеся в городе после смерти папы.
Известные участники Собора:
- свт. Мина Константинопольский
- Иоанн Босфорский
- Пелагий Римский, диакон
- Феодор Хорский, игумен ...
Собор открылся в Халкопратийском храме, имел пять заседаний, между 2 мая и 4 июня. Большую часть времени заняли поиски Анфима, за которым неоднократно посылали соборные делегации, но они не могли найти его ни в одной из его резиденций. Он получил убежище в покоях имп. Феодоры.
Догматических дискуссий на Соборе не было. С одной стороны, всех четырех обвиняемых (меньше других Анфима) обличали в нечестии и злочестии (ἀσέβεια, κακοδοξία), с другой - эти обвинения не конкретизировались. Обвинение в евтихианстве имело самый общий характер и не достигало цели, т. к. умеренные антихалкидониты, которых возглавлял Севир, сами анафематствовали Евтихия. Лишь италийские епископы напомнили о необходимости придерживаться IV Вселенского Собора и "Томоса" свт. Льва Великого [1].
Постановления Собора (одно от лица Собора, против Севира и Петра, другое от лица патриарха Мины, против Севира, Петра и Зооры) анафематствуют всех троих, однако без догматической определенности. Только 6 августа 536 года имп. Юстиниан в эдикте на имя патриарха Мины, присоединяясь к осуждению обвиняемых, вносит необходимую ясность, упоминая о Халкидонском Соборе, от которого они отступили. Имп. Юстиниан изучил севирианское богословие и посвятил его опровержению целый трактат [2].
Константинопольский Собор 536 года дал повод для установления 16 июля праздника в честь Халкидонского Собора [3]. В следующее за этим днем воскресенье был праздник в честь Константинопольского Собора 536 года [4]. В Греческих Церквах совершается воскресный праздник в честь Халкидонского Собора (в интервале 13-19 июля), в службе которого особое внимание уделено осуждению Севира. В Русской Церкви этот праздник преобразован в воспоминание шести Вселенских Соборов.
Литература
- АСО. T. 3.
- Grillmeier A. Le Christ dans la tradition chrétienne. P., 1993. T. 2/2. P. 458-470.
Использованные материалы
- Прот. Валентин Асмус. "Константинопольские Соборы. Собор 536 года" // Православная энциклопедия, т. 37, с. 299-343
[1] ACO. T. 3. P. 110:20-21
[2] CPG, N 6878
[3] Mateos. Typicon. T. 1. P. 340-342
[4] Mateos. Typicon. T. 1. P. 342-344