Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 867

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Константинопольский Собор 867 года, т. н. Фотиев "Вселенский Собор", низложивший папу Римского Николая I, осудивший добавление "Filioque" в Символ веры и целый ряд других отступлений "латинян"

Несмотря на то что Константинопольский Собор 861 подтвердил законность возведения свт. Фотия на престол, папа Николай I отказался признать деяния собственных легатов и дезавуировал их подписи под соборными актами. Более того, в 863 году Римский Собор низложил Фотия и отлучил его от Церкви. Резкое обострение произошло и в Болгарии: св. равноап. Борис, князь Болгарский, принявший крещение вместе со всем народом по греческому обряду от византийских священников, в 866 году вступил в контакты с папой; в Болгарию прибыли римские миссионеры, начавшие вытеснять греческое духовенство и осуждать отличавшиеся от латинских греческие обычаи.

Патриарх Фотий резко изменил прежде дипломатичную политику в отношении Рима и перешел к жестким действиям. Весной 867 года он отправил окружное послание восточным патриархам с приглашением на "вселенский Собор", на котором предполагалось рассмотреть острые вопросы, возникшие в отношениях с Западом. На первое место были вынесены те догматические и канонические отклонения западной церковной традиции, которые выявились в ходе столкновения латинского и греческого духовенства в Болгарии. Прежде всего предстояло рассмотреть и осудить такое догматическое "новшество", как добавление Filioque ("и от Сына") в Никео-Константинопольский Символ веры, Кроме того, речь шла об отклонениях в соблюдении Великого поста, о непризнании миропомазания, совершенного священниками, о требовании безбрачия духовенства и других более мелких отступлениях "латинян". Характерно, что вопрос об использовании опресноков за литургией не поднимался. Наконец, Собору предстояло рассмотреть жалобы на канонические нарушения "епископа Италии" [1].

Узнав о содержании этого текста, папа Николай в свою очередь разослал окружное послание к Западной Церкви, призывая епископов всех частей распавшейся к тому времени Франкской державы к объединенной борьбе с Востоком. Он потребовал, чтобы возглавлявшие поместные Церкви Запада архиепископы созывали свои Соборы, дав единодушную отповедь "нападкам" Фотия. Один из наиболее авторитетных иерархов в Западнофранкском королевстве, архиеп. митрополии Реймса Гинкмар, несмотря на натянутые отношения с папой, с энтузиазмом поддержал его послание. Полемические трактаты в защиту латинских обычаев написали Парижский еп. Эней и Ратрамн, монах из Корби [2].

Виртуозно сплетая проблему Filioque (добавление которого в Символ веры было характерно в то время для франкской церковной традиции, но еще долго не укоренялось в Риме) с вопросом о "тирании" папы, свт. Фотий подготовил основательную почву для реванша.

В августе-сентябре 867 года Собором с участием представителей патриархов Востока папа Римский был осужден, низложен, а возможно, даже и анафематствован. Впрочем, точно судить о деяниях этого Собора - одного из важнейших в церковной истории - не представляется возможным ввиду уничтожения его актов.

Уже в конце сентября того же года в Константинополе произошел очередной дворцовый переворот. Имп. Михаил III, единомышленник свт. Фотия, был убит своим соправителем Василием I Македонянином. Новый император, осужденный свт. Фотием как узурпатор, поспешил восстановить на престоле низложенного Игнатия и направил в Рим посольство с заверениями в лояльности к папе. Деяния "Фотиева" Собора были дезавуированы, а Фотий вместе со всеми поставленными им епископами был низложен и отправлен в ссылку.

На Константинопольском Соборе 869-870 списки деяний Собора 867 года были обречены на истребление.

Литература

  • Фотий, свт., патр. Константинопольский. Антилатинские сочинения / Пер.: Д. Е. Афиногенов и П. В. Кузенков. М., 2015.
  • Hergenröther J. Photius, Patriarch von Konstantinopel: Sein Leben, seine Schriften und das griechische Schisma. Regensburg, 1867. Bd. 1;
  • Россейкин Ф. М. К-польский Cобор 867 г. // БВ. 1915. Т. 1. № 2. С. 365-394;
  • Καρμίρης Ι. Ν. ῾Ο πατριάρχης Θώτιος κα ἡ ἐν Κωνσταντινουπόλει σύνοδος τοῦ 867 // ᾿Εκκλησία. 1954. Τ. 31. Σ. 226-229;
  • Sansterre J.-M. Les représentants des patriarcats au concile photien d'août-septembre 867 // Byz. 1973. Vol. 43. P. 195-228;
  • Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-вост. Церкви в IX, X и XI вв. / Ред.: М. А. Морозов. СПб., 1998.
  • Grumel, V, ed., Les Regestes des Actes du Patriarchat de Constantinople, vol. I: Les Actes des Patriarches, fasc. I: 381-715; II: 715-1043; III 1043-1206, Socii Assumptionistae Chalcedonenses 1932, 1936, 1947, стр. 481.
  • Ostrogorsky, George, (Hussey, Joan, trans.), History of the Byzantine State, New Brunswick, New Jersey, Rutgers University Press, 1969 (исправ. изд.), 231-235.

Использованные материалы



[1]  Перевод окружного послания см. в сб.: Фотий, свт. Антилатинские сочинения. С. 125-145

[2]  Aeneas Parisiensis. Liber adversus Graecos // PL. 121. Col. 685-762; Ratramnus Corbeiensis. Contra Graecorum opposita Romanam ecclesiam infamantium // Ibid. Col. 225-346; см.: Hergenröther. 1867. S. 668-674; Лебедев. 1998. С. 229-267

Редакция текста от: 03.01.2020 12:27:14

"КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 867" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google