Торжество Православия. Блгв. царица Феодора с сыном Михаилом - спереди слева. |
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
После кончины императора-иконоборца Феофила его вдова августа Феодора, возглавившая правительство империи при малолетнем имп. Михаиле III, стала готовить восстановление иконопочитания. Почитание священных изображений, принятое VII Вселенским Собором (787) и вновь запрещенное после Константинопольского Собора 815 года, втайне было достаточно широко распространено. Императрица была известна как тайная почитательница икон, что вызывало недовольство ее супруга, воспитанного в строгом иконоборчестве. Впрочем, под конец правления Феофил, потерпевший несколько тяжелых поражений от арабов, утратил былую уверенность в правоте своих убеждений. Не исключено, что на смертном одре он раскаялся в иконоборческой политике и пришел к православию. Во всяком случае, в этом клятвенно заверяла Церковь его супруга [1].
В начале 843 года [2] на совещании с представителями монашества - главной силы, стоявшей все предыдущие годы на защите почитания икон, имп. Феодора объявила о своем решении восстановить Православие. Вскоре главный идеолог иконоборчества патриарх Иоанн Грамматик был смещен и отправлен в ссылку.
На поместном Соборе, проходившем во дворце в помещении каниклия (имперского секретариата, глава которого логофет Феоктист в то время считался неофициальным главой правительства), на Константинопольскую кафедру был избран свт. Мефодий I. Его интронизация состоялась, по всей вероятности, в воскресенье сырной седмицы, 4 марта [3]. Тот же Собор объявил о восстановлении иконопочитания. Торжественное празднование этого события с участием императоров и патриарха и процессией из храма Св. Софии к церкви Богородицы Халкопратийской и форуму Константина состоялось в первое воскресенье Великого поста - 11 марта 843 года. Впоследствии (не ранее конца IX века) этот праздник под названием "Торжество Православия" вошел в число общецерковных и ежегодно отмечается православной Церковью.
Окончательная победа над последней в истории Православия крупной ересью не потребовала созыва Вселенского Собора, т. к. все необходимые решения уже были приняты VII Вселенским Собором. В ближайшие после 843 года десятилетия Константинопольская Церковь проводила активную разъяснительную работу среди других православных Церквей, утверждая необходимость закрепления этого Собора в числе Вселенских [4].
Литература
- Oratio historica in festum Restitutionis imaginum // Analecta byzantino-russica / Ed. W. Regel. Petropoli, 1891. P. 19-39.
- Boor C., de. Der Angriff der Rhos auf Byzanz // BZ. 1895. Bd. 4. S. 445-466;
- Васильев А. А. Византия и арабы. СПб., 1900. [T. 1:] Полит. отношения Византии и арабов за время Аморийской династии. Прил. С. 142-146;
- Gouillard J. Le décret du synode de 843 // CIEB, 12. 1964. T. 2. P. 439-449;
- Афиногенов Д. Е. Торжественная процессия в Константинополе в день восстановления иконопочитания 11 марта 843 г. // Сакральная топография средневек. города / Ред.-сост.: А. Л. Баталов, Л. А. Беляев. М., 1998. С. 31-35;
- Афиногенов Д. Е. «Повесть о прощении императора Феофила» и Торжество Православия. М., 2004.
Использованные материалы
- П. В. Кузенков "Константинопольские Соборы. Собор 843 года" // Православная энциклопедия, т. 37, с. 299-343
[1] О посмертном покаянии и прощении Феофила см.: Афиногенов Д. Е. «Повесть о прощении императора Феофила» и Торжество Православия. М., 2004
[2] Boor. 1895; Васильев. 1900
[3] Афиногенов. 2004. С. 65
[4] См., напр.: Phot. Ep. P. 52