КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 815

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Константинопольский Собор 815 года, иконоборческий

После разгрома и гибели имп. Никифора I в Болгарии летом 811 года Византийская империя, в одночасье лишившаяся большей части армии и военно-политической элиты во главе с императором, оказалась на грани катастрофы. Сын и наследник Никифора имп. Ставракий был тяжело ранен и уже в октябре того же года отрекся от престола. На престол в Константинополе взошел зять Никифора Михаил I Рангаве. Между тем болгарский хан Крум перешел в контрнаступление. Во время переговоров имп. Михаил, убежденный сторонник иконопочитания, отверг ультиматум Крума о выдаче пленных болгар, перешедших в христианство (на родине их ждала казнь за измену). 22 июня 813 года византийская армия потерпела сокрушительное поражение при Версиникии (близ Адрианополя), вскоре в войске произошел мятеж. Новым императором был провозглашен полководец Лев V Армянин (по слухам, сам и спровоцировавший поражение). Михаил отрекся от престола и принял монашество вместе с женой и сыновьями (среди них - будущий патриарх Игнатий).

Лев V, по всей видимости, сочувствовал иконоборческой политике Исаврийской династии. Поэтому при его коронации патриарх Константинопольский Никифор I взял с него письменное свидетельство приверженности православию. Весной 814 года хан Крум, подготовивший новую грандиозную экспедицию против Византии, оснащенную мощными осадными орудиями, внезапно скончался. В Болгарии началась борьба за власть, что дало империи неожиданную передышку.

Летом 814 года имп. Лев V Армянин поручил своему советнику молодому и амбициозному Иоанну Грамматику подготовить материалы для реабилитации иконоборчества. Замысел императора был вызван не столько его личными симпатиями, сколько настроениями в византийской армии и некоторых общественных кругах. Военные и политические катастрофы императоров-иконопочитателей контрастировали с достижениями иконоборцев Льва III и Константина V. Трудно было удержаться от соблазна истолковать происходившие события в ветхозаветном ключе, как проявление гнева Божия за идолопоклонство. Комиссия Иоанна, работавшая во дворце под покровом тайны, получила поддержку еп. Антония Силейского; но, когда его вызвал патриарх, тот отрицал свои иконоборческие симпатии и поклялся в верности православию.

В декабре 814 года император, ссылаясь на "соблазны в народе", предложил патриарху Никифору I возобновить дискуссию о правомерности почитания икон. Однако патриарх и поддержавшие его епископы и игумены во главе с прп. Феодором Студитом отказались идти против решений Вселенского Собора. В ответ на спровоцированное императором осквернение и последующее снятие образа Христа Халкита с ворот Большого дворца патриарх накануне Рождества 814 года собрал в своей резиденции 270 епископов, которые торжественно осудили новых иконоборцев, низложили Антония Силейского и поклялись вместе умереть за православие.

Тогда имп. Лев V решил действовать хитростью. В начале 815 года он посулами и угрозами склонил на свою сторону часть епископов, которые на поместном Соборе осудили патриарха. В середине марта 815 года свт. Никифор был принужден к отречению от престола и под конвоем выслан на побережье Босфора. На его место был поставлен Феодот I Мелиссин Касситера, свойственник имп. Константина V. Оппозицию иконоборцам возглавил прп. Феодор Студит, но вскоре он был отправлен в ссылку. Преследованиям подверглись и др. церковные деятели, среди которых был прп. Феофан Исповедник.

В апреле-мае 815 года под председательством патриарха Феодота, во всем послушного императорской воле, в храме Св. Софии состоялся Собор, претендовавший на статус вселенского. На нем присутствовали помимо епископов игумены и приглашенные светские лица. На первом же заседании организаторы Собора обозначили главную цель, реабилитировать решения иконоборческого Собора 754 года. В дальнейшем они принуждали православных епископов и игуменов к согласию с помощью оскорблений, насилий и угроз.

Соборное определение (орос) не сохранилось, но может быть реконструировано на основе обличающих его сочинений свт. Никифора I и др. источников. Оно провозглашало анафему защитникам иконопочитания и отвергало VII Вселенский Собор. В отношении икон было повторено, в несколько смягченной форме, мнение иконоборческого Собора 754 года: почитание священных изображений было осуждено как «непотребное» (ἄχρηστον), хотя в отношении к ним и не применялось название "идолы" [1].

Долгое время считалось, что Собор 815 года был лишь слабой попыткой возобновить действия решений иконоборческого Собора при имп. Константине V (754). Однако исследователи, изучавшие полемику периода "второго иконоборчества", решительно опровергли эти представления. Напротив, богословские дискуссии вокруг Собора 815 года получили характеристику "философской кульминации" всех иконоборческих споров [2].

Сразу после Собора по всей империи была развернута кампания по принуждению духовенства к признанию его решений. Священные изображения повсюду подвергались поруганию и уничтожению. Все упоминания об иконах исключались из богослужебных текстов, песнопений и книг. Были написаны новые учебники, одобрявшие иконоборчество. Православных склоняли к уступкам посулами и угрозами, упорствовавших лишали кафедр и должностей, и отправляли в ссылку. Наиболее принципиальных борцов с ересью иконоборчества подвергали пыткам и жестоким наказаниям. При этом власти старались не допускать кровопролития, чтобы не позволить защитникам икон выступать в роли мучеников за веру [3].

Возобновление иконоборчества встретило решительную оппозицию в среде монашества, к-рое возглавлял пребывавший в ссылке прп. Феодор Студит. Репрессии не смогли сломить дух борцов за православие. В 820 году имп. Лев V пал жертвой дворцового переворота. Сменивший его имп. Михаил II отказался от вмешательства в церковные дела, но не стал отменять решений Собора 815 года.

Литература

  • Alexander P. J. The Iconoclastic Council of St. Sophia (815) and Its Definition (Horos) // DOP. 1953. Vol. 7. P. 35-66 [P. 58-66 - реконструкция ороса].
  • Serruys D. Les actes du concile iconoclaste de l'an 815 // Mélanges d'archéologie et d'histoire de l'École française de Rome. P., 1903. T. 23. P. 345-351;
  • Доброклонский А. П. Прп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. Од., 1913. Ч. 1. С. 733-756;
  • Ostrogorsky G. Studien zur Geschichte des byzant. Bilderstreites. Breslau, 1929. S. 46-60;
  • Anastos M. V. The Ethical Theory of Images Formulated by the Iconoclasts in 754 and 815 // DOP. 1954. Vol. 8. P. 151-160;
  • Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии. М., 1997. С. 64-79.

Использованные материалы



[1]  Serruys. 1903. P. 348-349

[2]  Alexander. 1953. P. 37

[3]  Доброклонский. 1913. С. 755-756

Редакция текста от: 15.12.2019 16:52:45

"КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 815" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google