Константинопольский Собор 861 года, именуемый также Двукратным, или Перво-Вторым (Πρωτοδευτέρα), или Второпервым
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
Весной 860 года имп. Михаил III и свт. Фотий отправили послания папе Николаю I. Император в силу своих прерогатив предложил ему прислать легатов на Собор, который должен был окончательно осудить иконоборчество. Папа направил известных знатоков канонического права епископов Родоальда и Захарию, которые прибыли в Константинополь осенью и вступили в длительные переговоры с византийскими светскими и церковными властями. Собор открылся на Пасху, 6 апреля 861 года, и, согласно Иоанну Зонаре [1], был представлен как продолжение Константинопольского Собора 859 года в храме св. Апостолов, отчего и получил свое название.
Греческий текст соборных деяний был сожжен по решению Константинопольского Собора 869-870 годов, однако в каноническом собрании кард. Деусдедита сохранился латинский перевод протоколов, относящихся к суду над свт. Игнатием в течение первых четырех заседаний. Вольное изложение тех же процедур дает игум. Феогност от лица Игнатия (в т. н. Libellus Theognosti). Из этих текстов, в частности, можно понять, что бывший патриарх не апеллировал к Риму как к высшей судебной инстанции. Повторный суд над Игнатием под председательством папских послов был существенной уступкой Риму, в обмен на которую легаты согласились на то, чтобы послание папы Николая было оглашено в модифицированном виде (следуя прецеденту с посланием папы Адриана I на VII Вселенском Соборе). Впоследствии это дало папе повод обвинять византийцев в фальсификации. Осуждение Игнатия по 30-му Апостольскому правилу было подтверждено.
Догматическая часть постановлений Собора не сохранилась (по-видимому, она включала анафему иконоборческим патриархам, в первую очередь Иоанну Грамматику, который тогда был еще жив), однако 17 правил были включены во все основные канонические собрания, имевшие хождение в Византии. Эти правила предписывают:
- чтобы монастыри основывали только с согласия епископа, причем владельцы обращаемых в монастыри имений не должны впредь распоряжаться этим имуществом;
- пострижение в монахи должно происходить лишь в присутствии игумена, принимающего новопостриженного в послушание;
- игумены обязаны заботиться о своих монахах;
- монах, самовольно покидающий обитель, подлежит отлучению, пока не вернется;
- предписывается трехлетний испытательный срок перед принятием иночества;
- монахи не должны владеть имуществом;
- новые монастыри не должно основывать в ущерб епархиальным доходам;
- оскопляющий кого-либо не в целях лечения подлежит лишению сана или отлучению;
- рукоприкладство со стороны священника наказывается извержением из сана;
- запрещается использовать священную утварь в мирских целях;
- клирики, занимающие светские должности, подлежат лишению сана, так же как и служащие в домовых церквах без ведома епископа;
- осуждающие своего епископа до соборного разбирательства подвергаются такому же прещению;
- епископ, разорвавший общение со своим митрополитом и не поминающий его за литургией, подлежит низложению, как и митрополит, поступающий так по отношению к патриарху;
- запрещается рукополагать епископа на кафедру, прежний предстоятель которой жив и не лишен сана, причем епископ, отсутствующий на кафедре более шести месяцев без уважительной причины, должен быть низложен.
Удовлетворяя требование папы, Собор постановил, что впредь кандидаты в епископы должны будут провести установленное время в предшествующих степенях священства.
Использованные материалы
- Д. Е. Афиногенов. "Константинопольские Соборы. Собор 861 г." // Православная энциклопедия, т. 37, с. 299-343
[1] PG. 137. Col. 1004-1007