КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 861

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Константинопольский Собор 861 года, именуемый также Двукратным, или Перво-Вторым (Πρωτοδευτέρα), или Второпервым

Весной 860 года имп. Михаил III и свт. Фотий отправили послания папе Николаю I. Император в силу своих прерогатив предложил ему прислать легатов на Собор, который должен был окончательно осудить иконоборчество. Папа направил известных знатоков канонического права епископов Родоальда и Захарию, которые прибыли в Константинополь осенью и вступили в длительные переговоры с византийскими светскими и церковными властями. Собор открылся на Пасху, 6 апреля 861 года, и, согласно Иоанну Зонаре [1], был представлен как продолжение Константинопольского Собора 859 года в храме св. Апостолов, отчего и получил свое название.

Греческий текст соборных деяний был сожжен по решению Константинопольского Собора 869-870 годов, однако в каноническом собрании кард. Деусдедита сохранился латинский перевод протоколов, относящихся к суду над свт. Игнатием в течение первых четырех заседаний. Вольное изложение тех же процедур дает игум. Феогност от лица Игнатия (в т. н. Libellus Theognosti). Из этих текстов, в частности, можно понять, что бывший патриарх не апеллировал к Риму как к высшей судебной инстанции. Повторный суд над Игнатием под председательством папских послов был существенной уступкой Риму, в обмен на которую легаты согласились на то, чтобы послание папы Николая было оглашено в модифицированном виде (следуя прецеденту с посланием папы Адриана I на VII Вселенском Соборе). Впоследствии это дало папе повод обвинять византийцев в фальсификации. Осуждение Игнатия по 30-му Апостольскому правилу было подтверждено.

Догматическая часть постановлений Собора не сохранилась (по-видимому, она включала анафему иконоборческим патриархам, в первую очередь Иоанну Грамматику, который тогда был еще жив), однако 17 правил были включены во все основные канонические собрания, имевшие хождение в Византии. Эти правила предписывают:

  • чтобы монастыри основывали только с согласия епископа, причем владельцы обращаемых в монастыри имений не должны впредь распоряжаться этим имуществом;
  • пострижение в монахи должно происходить лишь в присутствии игумена, принимающего новопостриженного в послушание;
  • игумены обязаны заботиться о своих монахах;
  • монах, самовольно покидающий обитель, подлежит отлучению, пока не вернется;
  • предписывается трехлетний испытательный срок перед принятием иночества;
  • монахи не должны владеть имуществом;
  • новые монастыри не должно основывать в ущерб епархиальным доходам;
  • оскопляющий кого-либо не в целях лечения подлежит лишению сана или отлучению;
  • рукоприкладство со стороны священника наказывается извержением из сана;
  • запрещается использовать священную утварь в мирских целях;
  • клирики, занимающие светские должности, подлежат лишению сана, так же как и служащие в домовых церквах без ведома епископа;
  • осуждающие своего епископа до соборного разбирательства подвергаются такому же прещению;
  • епископ, разорвавший общение со своим митрополитом и не поминающий его за литургией, подлежит низложению, как и митрополит, поступающий так по отношению к патриарху;
  • запрещается рукополагать епископа на кафедру, прежний предстоятель которой жив и не лишен сана, причем епископ, отсутствующий на кафедре более шести месяцев без уважительной причины, должен быть низложен.

Удовлетворяя требование папы, Собор постановил, что впредь кандидаты в епископы должны будут провести установленное время в предшествующих степенях священства.

Использованные материалы



[1]  PG. 137. Col. 1004-1007

Редакция текста от: 03.01.2020 11:55:22

"КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 861" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google