Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 869-870

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Допрос патриарха Фотия. Миниатюра из "Historia Bizantina" (Византия, XII в.). Мадрид, Национальная Библиотека Испании
Допрос патриарха Фотия. Миниатюра из "Historia Bizantina" (Византия, XII в.). Мадрид, Национальная Библиотека Испании
Константинопольский Собор 869-870 годов, анафематствовавший свт. Фотия и примиривший Константинополь с Римом (8-й "вселенский Собор" Католической церкви)

Для окончательной отмены решений "Фотиева" Собора 867 года и примирения с Римской Церковью имп. Василий I созвал в Константинополе новый "вселенский" Собор с участием папских легатов и представителей восточных патриархов. Папа Николай I умер незадолго до прибытия византийского посольства; его преемник папа Адриан II (867-872) откликнулся на приглашение и направил в Константинополь в качестве своих легатов епископов Доната и Стефана и диак. Марина.

Собор заседал в храме Св. Софии с 5 октября 869 по 28 февраля 870 года под председательством римских легатов. Помимо них и представителей восточных патриархов на первом заседании присутствовало всего 12 епископов; к третьему заседанию их число достигло 23, а в окончательной редакции актов присутствует ок. 100 подписей. Столь малое количество участников объясняется тем, что епископов допускали на Собор только после подписания ими особой формулы, составленной в Риме. Не только сторонники свт. Фотия, но и многие "игнатиане" отказались пойти на такой шаг, усматривая в этом умаление достоинства Константинопольской Церкви (в итоге документ подписали всего 40 человек).

Открывая Собор, император приветствовал духовенство и указал, что мирянам следует воздерживаться от вмешательства в церковные дела. Главным результатом Собора стало восстановление в сане патриарха Игнатия. Собор попытался убедить епископов-сторонников свт. Фотия принести покаяние и воссоединиться с новым патриархом, но лишь немногие пошли на это. В итоге все "фотиане" из числа духовенства и мирян были осуждены и отлучены от Церкви, а Фотий - анафематствован за канонические преступления. Бывший патриарх расценивал происшедшее как беззаконие и "варварство", но верил в высшую мудрость Божественного домостроительства [1]. На Соборе святитель Фотий молчанием отвечал на все нападки легатов и лишь на вопрос судей: хочет ли он покаяться, отвечал: "Одумались ли сами судьи?"

Решениями Собора 869-870 списки деяний "Фотиева" Собора 867 были обречены на истребление.

Собор также осудил как ересь некое учение "о двух душах" (якобы развивавшееся свт. Фотием) и принял несколько дисциплинарных канонов. В частности, было запрещено вмешательство светских властей в избрание патриархов и митрополитов; присутствие на выборах императора или его представителей было дозволено только с согласия духовенства (правила 12, 21, 22).

По окончании Собора имп. Василий I, по-видимому осознав, что его стремление угодить Римскому престолу зашло слишком далеко, приказал выкрасть соборные акты, но был вынужден вернуть их папским легатам. Вскоре церковная политика императора резко переменилась. Свт. Фотий был возвращен из ссылки, а в 877 году, после кончины примирившегося с ним свт. Игнатия, был вновь возведен на патриарший престол. Деяния осудившего его Константинопольского Собора 869-870 были подвергнуты забвению и оттеснены актами следующего "вселенского Собора", состоявшегося в 879-880 годах. В византийских канонических сборниках ни деяния, ни каноны Собора 869-870 не встречаются.

Однако в западной церковной традиции возобладала противоположная тенденция. В условиях обострения и фактического разрыва церковных отношений между Римом и Константинополем после т. н. Великой схизмы 1054 года западные канонисты использовали прецедент Собора 869-870 как доказательство признания Константинополем первенства папы Римского в ключевых церковных вопросах. После XI века этот Собор стали включать в перечни общецерковных Соборов в качестве "восьмого"; он фигурирует под этим номером в числе "вселенских" (точнее, "всеобщих" - Concilia generalia) Соборов католических Церкви по сей день.

Литература

  • Mansi. T. 16. Col. 13-179;
  • Concilium Constantinopolitanum IV a. 869-870: (transl. latina). Turnhout, 2010.
  • Муравьев А. Н. Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах. СПб., 18492;
  • Hergenröther J. Photius, Patriarch von Konstantinopel: Sein Leben, seine Schriften und das griechische Schisma. Regensburg, 1867. Bd. 1;
  • Иванцов-Платонов А. М., прот. К исследованиям о Фотии, патр. К-польском // ЖМНП. 1892. Ч. 281. Отд. 2. № 5. С. 1-72; № 6. С. 299-315;
  • Grumel V. Un nouveau document sur la question photienne: La lettre intégrale d'Étienne V à Basile Ier // CIEB, 6. 1950. T. 1. P. 241-242;
  • Огицкий Д. П. Константинопольские Соборы 869-870 и 879-880 гг. и церковная современность // ЖМП. 1969. № 12. С. 62-66 (То же // ВРЗЕПЭ. 1969. № 68. С. 218-227);
  • Stephanou P. E. Deux conciles, deux ecclésiologies?: Les conciles de Constantinople en 869 et en 879 // OCP. 1973. Vol. 39. N 2. P. 363-407;
  • Palma M. Antigrafo/apografo: La formazione del testo latino degli atti del concilio costantinopolitano dell' 869-70 // Il libro e il testo: Atti del conv. intern. Urbino, 1984. P. 307-335;
  • Der Kampf um das Menschenbild: Das 8. Ökumenische Konzil von 869/870 und seine Folgen / Hrsg. H. H. Schöffler. Dornach, 1986;
  • Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-вост. Церкви в IX, X и XI вв. / Ред.: М. А. Морозов. СПб., 1998. С. 85-89;
  • Лебедев А. П. История Константинопольских соборов IX в. / Ред.: М. А. Морозов. СПб., 2001. С. 85-188;
  • Тамаркина И. В. Рассказ о К-польском Соборе 869/70 г. в «Житии патриарха Игнатия»: Проблема источника // КВНФ. 2000. Вып. 1. С. 29-33;
  • Chadwick H. East and West: The Making of a Rift in the Church: From Apostolic Times until the Council of Florence. Oxf. etc., 2003.

Использованные материалы



[1]  PG. 102. Col. 889-893

Редакция текста от: 08.01.2020 12:03:22

"КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 869-870" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google