Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 1691

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Константинопольский Собор 1691 года, изложивший православное учение о Евхаристии и определивший тождественность терминов "преложение" и "пресуществление"

Собор стал пятым и последним в ряду Соборов XVII века направленных на опровержение протестантских искажений в "Исповедании веры" вышедшим под именем патриарха Константинопольского Кирилла (Лукариса). В отличие от предшествовавших, Собор имел предметом своего рассмотрения лишь таинство Евхаристии. Поводом для созыва Собора послужили изданные и распространяемые великим логофетом Иоанном Кариофиллом, учеником Феофила Коридалевса, некие "тетради" (σχέδια), в которых отвергалось в учении о Евхаристии слово "пресуществление" (μετουσίωσις) как якобы чуждое святым отцам латинское новшество.

Отрицание пресуществления наличествовало уже в составленных Кариофиллом "вопросоответах" 1689 года, узнав о которых патриарх Иерусалимский Досифей II призвал его воздержаться от распространения того что "отклоняется от церковных догматов и во всем богохульно". Однако, Кариофилл, воспользовавшись смутой связанной со срывом Константинопольского Собора 1690 года, не отступился, а опубликовал "тетради" с отрицанием термина "пресуществление". Из устных ответов Кариофилла, которые приводил Досифей [1], следует, что первый выступал не только против термина "пресуществление", но и против самой сущности Таинства. На вопрос: "Что вкушает верный и праведный причастник?", - Кариофилл отвечал, что "истинные Тело и Кровь"; а на вопрос: "Чтó вкушает грешник?" - отвечал: "Простой хлеб, то есть кусочек пищи, не причастный никакой святости". В конце концов, так как "тетради" Кариофилла получили большое распространение, патриархи Константинопольский Каллиник II и Иерусалимский Досифей II приняли решение созвать по этому вопросу Собор.

Собор состоялся в субботу первой седмицы Великого поста 1691 года в Константинополе.

Состав

Итоги и значение

Итогом Собора стало составление соборной грамоты (томоса). В первой части грамоты на основе "Исповедания православной веры" патриарха Досифея излагается православное учение о сущностном изменении хлеба и вина в Тело и Кровь Господа и реальном присутствии Христа в Евхаристии. Во второй части речь идет непосредственно о термине: утверждается его тождественность святоотеческому термину "преложение" (μεταβολή); поясняется, что Церковь воспользовалась словом "пресуществление" в целях борьбы с еретиками, отрицающими сущностное преложение Даров, для более ясного и однозначного изложения истины. Затем отцы Собора ссылаются на использование термина "пресуществление" у православных богословов XV-XVII веков. В заключительной части грамоты провозглашаются анафемы на всех приемлющих и распространяющих "тетради" Кариофилла и ему единомысленных.

На следующий день после Собора, в Неделю Торжества Православия, патриархи и архиереи отслужили литургию; затем патриарх Досифей говорил проповедь, во время которой публично разорвал одну из "тетрадей" и анафематствовал всех тех, кто их переписывал. Хотя Кариофилл и подписал соборный томос, он не изменил своих воззрений (как следует, например, из написанного в июле 1692 года письма к Константинопольскому патриарху Дионисию IV, где он снова отвергает термин "пресуществление") и в конце концов был вынужден покинуть Константинополь и удалиться в Валахию.

Тем временем, 14 марта 1691 года, патриарх Досифей послал соборную грамоту Московскому патриарху Адриану [2]. Тотчас по прибытии соборное деяние было переведено на славянский язык иноком Евфимием Чудовским [3]; часть этого перевода - включая все основные утверждения и решения Собора - была затем процитирована патриархом Адрианом в догматическом послании (т. н. "Изъявлении"), вошедшем в качестве одной из вступительных статей в фундаментальный полемический сборник "Щит веры". В "Изъявлении" патриарх Адриан также анафематствует всех отвергающих решения Константинопольских Соборов 1638 и 1691 годов.

Статус решений Собора как официального вероучительного документа Церкви был неоднократно подтвержден в первой четверти XVIII века. Так, в 1718 году тексты томосов Константинопольских Соборов 1672 и 1691 годов были приложены к ответу Иерусалимского патриарха Хрисанфа на проект соглашения полученного от англиканских епископов из "неприсягающих" (non-jurors), искавших объединения с православными. В данном случае томос Собора 1691 года должен был продемонстрировать позицию Православной Церкви в отношении термина "пресуществление", решительно отрицавшегося англиканами. Затем в июне 1721 года патриархи Константинопольский Иеремия III, Иерусалимский Хрисанф, Александрийский Самуил, бывший Константинопольский Кирилл IV, а также архиепископ Первой Юстинианы-Охрида Иоасаф, утвердили томосы Иерусалимского Собора 1672 года Константинопольских 1672 и 1691 годов как авторитетные документы, содержащие истинное и ясное изложение православного вероучения, ибо "так от начала мудрствовала и мудрствует Святая апостольская и кафолическая восточная Церковь Христова" [4].

Литература

  • Καρμίρης Ἰ. Ν., Τὰ Δογματικὰ καὶ Συμβολικὰ Μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκκλησίας, Ἀθῆναι, 1968, T. 2 - публикация оригинала соборной грамоты
  • Ἐγχειρίδιον κατὰ Ἰωάννου τοῦ Καρυοφύλλη [Меч на Иоанна Кариофилла], Legrand E., Bibliographie hellénique ou description raisonnée des ouvrages publiés par des grecs au XVII-e siècle, P., 1895, T. 3, 30–37 (опубликовано частично) - сочинение патриарха Иерусалимского Досифея II по итогам полемики с Кариофиллом; главный источник сведений о Соборе
  • Δοσιθέου (Νοταρᾶ), πατριάρχου Ἱεροσολύμων, Παραλειπόμενα ἐκ τῆς Ἱστορίας περί τῶν ἐν Ἱεροσολύμοις πατριαρχευσάντων, Παπαδόπουλος-Κεραμεύς Α., Ἀνάλεκτα Ἱεροσολυμιτικῆς Σταχυολογίας Πετρούπολις, 1891, T. 1, 300–302 - 5-я гл. 13-й кн. "Истории Иерусалимских патриархов" Досифея; дальнейшие сведения о ереси Криофилла

  • Τζιράκης Ν. Ἐ., Ἡ περὶ μετουσιώσεως (Transsubstantiatio) εὐχαριστιακὴ ἔρις, Ἀθῆναι, 1977, 100–118.
  • Podskalsky G., _Griechische Theologie in der Zeit der Türkenherrschaft (1453–1821): die Orthodoxie im Spannungsfeld der
  • nachreformatorischen Konfessionen des Westens_, Münch., 1988, 236–242.

Использованные материалы

  • Бернацкий М. М., "Константинопольский Собор 1691 г. и его рецепция в Русской Православной Церкви (к вопросу о каноническом статусе термина "пресуществление")", Богословские Труды (Московская Патриархия), сб. 41, 2007, 133-145:



[1]  Legrand E., Bibliographie hellénique ou description raisonnée des ouvrages publiés par des grecs au XVIIe siècle, P., 1895, T. 3, 34–35.

[2]  На начало XXI века грамота хранилась в Государственном историческом музее под шифром: ГИМ. Син. грам. греч. № 2319.

[3]  Черновой список перевода с правкой содержится в рукописи ГИМ. Син. 158 (л. 1 - 3 об.)

[4]  Рукопись собрания Святогробского подворья в Константинополе № 425 (ныне в Греческой национальной библиотеке, Афины), см. Καρμίρης. Τὰ δογματικὰ..., T. 2, 857–858.

Редакция текста от: 11.05.2020 14:06:13

"КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 1691" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google