Кано́н (греч. κανών, буквально - прямой шест - всякая мера, определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник).
В Древней Греции композиторы, грамматики, философы, медики этим словом называли свод основных положений или правил по своей специальности, имевших аксиоматический или догматический характер (то, что позже, в эпоху схоластики, наз. summa, напр. summa philosophiae). У древних греческих юристов κανών означал то же, что у юристов римских regula juris — краткое положение, тезис, извлеченный из действующего права и представляющий схему для решения того или другого частного юридического вопроса.
В наше время за словом канон закрепилось несколько значений.
- Церковное правило или свод правил (см. ниже).
- Священный или Библейский канон - состав тех священных книг Ветхого ("Ветхозаветный канон") и Нового ("Новозаветный канон") Завета, которые признаются церковью боговдохновенными и служат первоисточниками и нормами веры.
- Cписок или каталог священнослужителей и церковнослужителей известной епархии, составлявшийся для нужд епархиального управления. Лица, внесенные в этот список именовались канониками.
- Один из жанров церковной гимнографии, см. Канон (песнопение).
Во времена христианства название "канон" прежде всего, еще в эпоху апостолов (Галат. VI, 16; Филип. III, 16), было усвоено тем правилам церковным, которые происходили от Самого Иисуса Христа и апостолов, или были установлены Церковью позднее, или, наконец, были установлены хотя и государством, но применительно к основанной на божественных заповедях компетенции собственно церковной. Имея форму положительных определений и нося на себе внешнюю церковную санкцию, эти правила назывались канонами в отличие от тех постановлений о церкви, которые, исходя от власти государственной, охраняются ее санкцией и осуществляются ее силой. Последним в юридической греко-римской литературе усвояется название закона — νόμος, общее со всеми законами государства.
По мнению византийских канонистов (Вальсамона, Властаря и др.), а также некоторых новейших ученых, каноны имеют большую силу, чем законы, так как послание издавались только греко-римскими императорами, а каноны — святыми отцами церкви, с утверждения императоров, вследствие чего канонам принадлежит авторитет обеих властей — церковной и государственной.
В обширном смысле канонами называются все постановления церкви, как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройства церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества, а иногда и творения отдельных отцов церкви (напр. Κανών έκκλησιαστικός Климента Александрийского).
После того, как церковь стала свое вероучение излагать в общецерковных символах, слово канон получило более специальное значение — постановления вселенского собора, относящегося к устройству церкви, ee управлению, учреждениям, дисциплине и жизни. В этом значении слово канон окончательно узаконено 1 и 2 правилами Трулльского собора. Поэтому в сборниках церковных канонов хотя находятся и символы, и догматы, но лишь настолько, насколько они входят в состав определений соборов.
Затем обыкновенно различают каноны всеобщие (καθολικοί, γενικοι κανόνες) и частные, или местные (τοπικοί, ίδικοί κανόνες), а некоторые канонисты, кроме того, — каноны личные (προςοπικοί). Большинство ученых, с Вальсамоном во главе, постановления, касающиеся отдельных лиц, не признают за каноны по силе принципа "jura non in singulas personas, sed generaliter constituntur".
Определениями вселенских соборов VI и VII в. каноны церковные признаются "неотменными", " несокрушимыми" и "непоколебимыми"; но эти определения по самому существу дела допускают ограничения и исключения. Ученые канонисты различают каноны действующие и прекратившие действие. К неотменно действующим канонам относятся лишь каноны всеобщие, касающиеся предметов веры, а также существенных оснований общецерковного устройства и дисциплины. Церковный канон, обусловленный обстоятельствами времени, приостанавливает действие канона более древнего, в чем они не согласуются один с другим, и в свою очередь может подлежать отмене по миновании обстоятельств, его вызвавших. Иногда позднейший канон считается не отменой более древнего, относящегося к тому же предмету, а лишь его разъяснением.
Устное предание получает характер канона лишь после того, как оно оформлено в постановлении собора. Каноны вселенских соборов исправляют и отменяют постановления поместных соборов [1]. Иные каноны признаются утратившими свою силу вследствие изменившегося порядка жизни церковной, а равно при наличности несогласных с ними государственных законов.
Из постановлений соборов сначала название канонов усвоялось лишь правилам соборов вселенских. Трулльский собор возвел на степень канонов, равных по силе и ненарушимости постановлениям вселенских соборов, правила девяти поместных соборов: Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Сардикийского, Карфагенского и Константинопольского, затем правила так называемые апостольские и правила, извлеченные из творений тринадцати отцов церкви: Дионисия Александрийского, Петра Александрийского, Григория Неокесарийского, Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Нисского, Феофила Александрийского, Григория Богослова, Амфилохия Иконийского, Тимофея Александрийского, Кирилла Александрийского, Геннадия Константинопольского и Киприана Карфагенского. Впоследствии к канонам причислены правила Константинопольского Собора 861 года, так называемого двукратного, или второпервого, и Константинопольского Собора 879-880 годов, бывшего в храме Софии.
Всех канонов православной церкви 762.
Древнейший сборник, воспроизводящий первобытную церковную практику, — так назыв. апостольские постановления (διαταγαί τών άγιων άποστόλων), о которых упоминает в III в. Ириней Лионский, а в IV в. Афанасий Александрийский и Епифаний Кипрский, — в первоначальном своем виде не дошел до нас, а в том виде, в каком он сохранился от V в., содержит много примесей и искажений, вследствие чего Трулльский собор (692 г.) воспретил пользоваться им как источником каноническим и он имеет значение лишь исторического материала.
Другой сборник древнейших канонов церкви, известный под именем правил св. апостолов, составление которого в нем самом приписывается Клименту (отнюдь не римскому епископу, как думали до позднейшего времени), сначала имел значение лишь местное, и хотя еще 1-й вселенский собор ссылался на некоторые его правила, но в настоящем своем виде он получил начало, по мнению проф. Лашкарева, не ранее половины V в. Дионисий Малый знал его (и перевел на латинский язык) лишь в числе 50 правил; но Иоанн Схоластик и затем Трулльский собор признали его подлинным в полном составе 85 правил.
Первым кодексом церковных канонов, бывшим в употреблении со времен имп. Константина Великого, был сборник правил собора Никейского, дополненных правилами поместных соборов Анкирского, Неокесарийского и Гангрского, а позже — и Антиохийского; он был составлен в период времени между Никейским и Константинопольским вселенскими соборами, на Востоке и пополнялся затем постановлениями позднейших соборов. В половине VI века в его состав входят вышеупомянутые апостольские правила.
Кодификация государственных законов греко-римской империи при Юстиниане вызвала подобные же работы и со стороны Церкви по отношению как к ее собственным канонам, так и по отношению к государственным законам по церковным вопросам. Отсюда получили свое начало так называемые номоканоны. В настоящее время кодексом действующих церковных канонов в греческой церкви служит Пидалион (πηδάλιον — руль на корабле), составленный греч. учеными в 1793-1800 гг. на основании, главным образом, синтагмы патр. Фотия. К тексту канонов присоединены:
- толкования Зонары, Аристина (составившего в XII в. "толкование на синопсис К.") и Вальсамона;
- правила Иоанна Постника, Никифора и Николая патр. константинопольских и
- несколько статей, относящихся к области брачного права и формальностей церковного делопроизводства.
Такое же значение имеет и Синтагма (συνταγμα), изд. в Афинах в 1852-59 г..
Русская Православная Церковь, при самом своем начале принявшая вместе с вероучением церковное право Византии в виде номоканона (получившего на Руси имя Кормчей), доселе не имеет полного кодекса действующих ныне церковных законов и постановлений, так что, по справедливому замечанию одного из современных канонистов русских, за одно и то же церковное закононарушение один епископ может присудить одно наказание, основываясь на одном правиле, другой епископ — другое, руководясь другим законом. Имеется лишь полное собрание, в хронологическом порядке, канонов древней вселенской церкви под названием книги правил, издаванной от лица Святейшего Синода. В 1873-1878 гг. Московским обществом любителей духовного просвещения по мысли протопресвитера М.И. Богословского под редакцией сначала проф. А.Ф. Лаврова, а потом проф. А.С. Павлова сделано научное издание этих правил — греческого их подлинника и славянского перевода параллельно с толкованиями Зонары, Аристина и Вальсамона. Хронологическое "Собрание постановлений по ведомству Св. Синода" едва начато синодальной архивной комиссией (с 1869 по 1894 г. издано семь томов, обнимающих время с 1721 по 1733 г. включительно).
Кроме отдельных постановлений церковных, название "канон" с присоединением эпитета "церковный" усвояется их целому составу. "Церковный канон" церкви вселенской большинством канонистов считается завершившимся в X веке, с изданием номоканона Фотия. Состоявшиеся после того церковные постановления на православном Востоке и в церкви русской признаются местными, или частными, канонами. (ίδικοι, τοπικοί).
Библиография
- Biener, "De collectionibus canonum ecclesiae Graecae" (Берл., 1827);
- Bickell, "Geschichte des Kirchenrechts" (Гиссен, 1843);
- Zachariä von Lingenthal, "Die griechischen Nomocanonen" (СПб., 1877);
- проф. M. Остроумов, "Курс православного церковного права. Ч. 1-я. Источники церковного права" (Харьков, 1894; в этом сочинении рассмотрена вся древняя и новая литература предмета);
- проф. П. Лашкарев, "Право церковное в его основах и источниках" (Киев, 1889);
- проф. Н. Заозерский, "Очерки кодификации церк. права", в "Чтен. Моск. общ. любит. духовн. просвещ." (1881-1883);
- его же, "Исторический обзор источников церковного права" (М., 1891).
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
[1] см. апр. 16-е правило VI вселенского собора