Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 402

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Константинопольский Собор 402 года, разбиравший конфликт между константинопольским архидиаконом Серапионом и еп. Северианом Габальским

Собор созван в Константинополе вскоре после Пасхи 402 года для рассмотрения жалобы еп. Севериана Габальского (Сирия) на константинопольского архидиакона Серапиона, ближайшего помощника свт. Иоанна Златоуста.

Круг обязанностей архидиакона Серапиона был весьма широк - от секретарских поручений до помощи архиеп. Иоанну Златоусту по дому в его епископской резиденции. Согласно практике того времени, архидиаконы были правой рукой архиерея и на них лежала ответственность за административное управление епархией. Фактически они были наделены большей властью, чем пресвитеры. Кроме того, Серапион осуществлял надзор за духовенством [1], в т. ч. за еп. Северианом, что не нравилось последнему. Архидиакон к тому же имел нелегкий характер: "…высокомерия же и хвастовства Серапиона никто вынести не мог. Ибо, поскольку он приобрел большие полномочия (букв.- «большое дерзновение» - πολλὴν τὴν παρρησίαν) от епископа Иоанна, в отношениях со всеми выходил за рамки своих обязанностей; посему и проявлял большую ненависть к епископу [Севериану]" [2].

Резкость Серапиона увеличивала число недовольных свт. Иоанном Златоустом. Севериан же долго проповедовал в столице, обрел многих почитателей, в числе которых была и имп. Евдоксия.

Однажды, когда еп. Севериан проходил через площадь, где сидел архидиак. Серапион, последний не воздал ему должного почтения и остался сидеть. Такую надменность Серапиона Севериан не снес и дерзко вскричал в ответ: "Если Серапион сможет умереть христианином, значит, Христос не вочеловечивался!" Серапион, похваляясь этим выражением, естественно, сделал Севериана врагом Иоанну: он скрыл утверждение "если Серапион сможет умереть христианином", передав лишь, что Севериан якобы говорил, что "Христос не вочеловечивался", и пытался склонить на свою сторону множество свидетелей, что это [действительно] было сказано» [2].

На Соборе архидиакон под присягой дал показания, что не заметил проходящего Севериана, и принес ему извинения. Но Севериан требовал "отлучить Серапиона не только от диаконских обязанностей, но и от самой Церкви". Сократ Схоластик указывает причину конфликта: "Серапион, со своей стороны, был соперником Севериану, желая и сам превзойти Иоанна в произнесении речей,- Севериан же ревновал к Серапиону из-за того, что епископ Иоанн был к нему привязан и поручил ему все заботы о епископии" [3].

В результате Собор оправдал Серапиона, поверив в отсутствие злого умысла, и свт. Иоанн Златоуст лично просил еп. Севериана принять оправдания своего архидиакона, как поступили другие епископы. Более того, свт. Иоанн "к удовлетворению Севериана, наложил на Серапиона прещение, на неделю лишив его звания диакона". Однако еп. Севериан по-прежнему добивался, чтобы Серапион был не просто временно отстранен от диаконства, но окончательно извержен из сана и отлучен от церковного общения. Тогда свт. Иоанн, "сильно рассердившись на это", встал и произнес перед собором епископов речь о том, что назначенного Серапиону наказания уже достаточно. Собор осудил еп. Севериана за упрямство и несговорчивость. Иоанн Златоуст решил отстранить еп. Севериана от дальнейшего участия в Соборе и предписал ему вернуться домой в Габалу, мотивируя это заботой об оставленной кафедре: "Не подобает, Севериан, чтобы на столько времени вверенная тебе область оставалась без попечения и без епископа. Поэтому поспеши к своим церквам, и да не останется в небрежении та благодать, что в тебе".

Еп. Севериан подчинился и покинул Константинополь. Возможно, он был выдворен из города насильно, т. к. проследить за его отъездом Иоанн Златоуст поручил неким "деканам" (δεκανοί) - скорее всего так назывались секретари или служащие, выполнявшие адм. работу в Константинопольской епархии [4],- о чем упомянуто в седьмом обвинении против свт. Иоанна на Соборе "при Дубе" [5].

Серапиона свт. Иоанн Златоуст не отлучил от Церкви, но рукоположил во пресвитера, тем самым отстранив его от административного управления епархией. Впоследствии это было вменено ему в вину на Соборе "при Дубе" (18-е обвинение), т. к. в то время еще не окончились судебные разбирательства по делу Серапиона - он был "под прещением". На освободившееся место святитель взял другого архидиакона (его имя не сохранилось), который впоследствии присоединился к оппозиции свт. Иоанна во главе с еп. Феофилом Александрийским и переманил большую часть константинопольского клира (об этом пишет Иоанн Златоуст в письме Иннокентию, еп. Римскому [6]).

Имп. Евдоксия, высказав Иоанну Златоусту упрек, послала за еп. Северианом, чтобы его вернули в столицу. Императрица призывала свт. Иоанна к примирению, которое и состоялось осенью того же года. Оба епископа произнесли по этому поводу речи. Однако примирение было формальным. В душе у обоих епископов осталось "ничуть не меньше [чем раньше] скрытой неприязни друг к другу" [2]. Севериан вскоре проявил себя как один из главных врагов свт. Иоанна Златоуста; Палладий, еп. Еленопольский, приписывает ему инициативу последней, предсмертной ссылки святителя в Питиунт [7].

Литература

  • Socr. Schol. Hist. eccl. VI 11.

Использованные материалы



[1]  Socr. Schol. Hist. eccl. VI 4; Sozom. Hist. eccl. VIII 9

[2]  Socr. Schol. Hist. eccl. VI 11

[3]  Socr. Schol. Hist. eccl. VI 23

[4]  Dagron. 1974. P. 491

[5]  Phot. Bibl. 59

[6]  Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 3 // SC. 341. P. 72-74

[7]  Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 11

Редакция текста от: 26.10.2019 13:58:32

"КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 402" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google