КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 383

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Константинопольский Собор 383 года, запретивший еретикам собрания, устройство церквей, совершение рукоположений и проповедь

После победы православия на Востоке, несмотря на то что массы народа, как всегда, следовали за своим государем, император Феодосий I Великий был озабочен ропотом все еще многочисленных еретиков, иногда переходящим в открытые возмущения с требованием вернуть отобранные у них храмы. Верным помощником императора был сенатор Нектарий, принявший крещение после избрания на Константинопольскую кафедру (381). Свт. Нектарий начал переговоры с еп. Агелием, окормлявшим константинопольских новациан. Агелий, благочестивый, но неученый, выставил вместо себя своего чтеца Сисинния, который посоветовал не проводить предполагавшиеся сначала прения о вере и предложил поставить перед всеми вопрос об отношении к отцам и учителям, писавшим до начала арианских споров.

В июне 383 года в Константинополе собрались представители христианских исповеданий. Аномеев возглавлял ересиарх Евномий, "ариан", т. е. умеренных антиникейцев - бывший Константинопольский еп. Димофил, пневматомахов - еп. Елевсий Кизический.

Предложение высказать отношение к доникейским отцам вызвало ожесточенные споры между представителями разных исповеданий и даже внутри отдельных исповеданий. Это было на пользу православию, т. к. компрометировало ересиархов в глазах приверженцев. Император констатировал, что они доказали нелюбовь к Истине и желание самоутверждения в спорах. Православным и ересиархам, в т. ч. новацианам, было предложено написать свои изложения веры. Сохранилось только исповедание Евномия [1]: Отец - единый безначальный, вечный, бесконечный Бог, Сын - "не несотворенный", Дух - "первое дело" Сына, "превосходящий все творения Сына". Император одобрил лишь православное и новацианское исповедания: в обоих учение о Св. Троице было православно, остальные он порвал.

Православные на Соборе разделились в вопросе об антиохийской схизме. Епископы из Египта, Аравии и с Кипра все еще поддерживали Павлина II; за Флавиана I были епископы из Сирии, Палестины и Финикии, а также большая часть епископов из Армении, Каппадокии, Галатии и Понта. Хотя западные епископы не участвовали в Соборе, было известно, что Рим и весь Запад - за Павлина.

Результатом Собора явились эдикты [2].

В первом из них, от 25 июля 383 года, "евномианам, арианам, македонианам, пневматомахам, манихеям, энкратитам, апотактитам, саккофорам и идропарастатам" (последние четыре - представители утрированного аскетизма) под страхом ссылки запрещались собрания, устройство церквей в частных жилищах и любая проповедь их учения.

В следующем, от 3 декабря 383 года, "евномианам, арианам, македонианам, аполлинаристам и прочим сектам" запрещались также и рукоположения под угрозой конфискации недвижимости; еретиков предписывалось высылать строго по месту рождения; подлежали наказаниям и чиновники, небрегущие о репрессиях в отношении еретиков.

В третьем, от 21 января 384 года, вновь угрожали ссылкой еретикам, названным в предыдущем.

Созомен отмечает, что император "не преследовал судом, ибо стремился не наказывать подданных, но привести их в страх, чтобы они стали единомысленны с ним в отношении Божества, ведь он даже и хвалил тех, кто добровольно обращался" [3]. Новациане, как верующие православно в Единосущную Троицу, получили полную свободу. Лишь Евномий был выслан из Халкидона в 389 году, после нескольких лет активного распространения ереси.

Литература

  • Sozom. Hist. eccl. VII 11, 12;
  • Socr. Schol. Hist. eccl. V 5, 10.

Использованные материалы



[1]  Mansi. T. 3. Col. 645-649

[2]  CTh. XVI 5. 11-13

[3]  Sozom. Hist. eccl. VII 12

Редакция текста от: 15.09.2019 20:15:31

"КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 383" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google