Константинопольский Собор 360 года, омийский
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
Собор состоял в основном из епископов соседней с Константинополем Вифинии. Проходил в январе-феврале 360 года, был приурочен к освящению храма Св. Софии 15 февраля. Заседания начались, когда съехалось 50 епископов; к концу Собора их было 72.
Главную роль на Соборе играл Акакий, еп. Кесарии Палестинской, сочувствовавший арианству, но легко менявший позицию в соответствии с конъюнктурой. Выдающимися отцами Собора были Марий Халкидонский, один из ариан - участников I Вселенского Собора, подписавших соборный Символ, и Вульфила Готский. Присутствовали также епископы Евдоксий Константинопольский, Ураний Тирский, Димофил Беройский, Георгий Лаодикийский. Находившийся в столице ссыльный свт. Иларий Пиктавийский требовал дискуссии с арианами, но имп. Констанций II отказал и отправил его в Галлию.
Партия омиев по воле императора стремилась к установлению церковного мира ценой вероучительного компромисса. Десятилетняя борьба компрометировала Церковь и создавала предпосылки для последовавшей в 362 году языческой реакции. Этим объясняется большой успех объединительной политики имп. Констанция на Аримино-Селевкийском Соборе (359), где значительное большинство епископов Востока и Запада подписали омийское исповедание, хотя представляли все спектры триадологических воззрений - от никейцев и омиусиан до аномеев, представителей воскрешенного Аэтием "классического" арианства. Собор 360 года должен был явить региональную рецепцию объединительной омийской формулы, которая, впрочем, претерпевала от Собора к Собору редакционные поправки. Первым вариантом ее была 4-я Сирмийская формула ("датированная вера" 22 мая 359), вторым - никская вера, где из выражения "подобен во всем" были удалены последние два слова. Собор 360 года к вероизложению, повторявшему никское, добавил запрет употреблять термины "сущность" и "ипостась" в отношении Отца, Сына и Св. Духа [1]. Омиусиане и даже никейцы могли принять то, что в этом тексте Сын Божий именовался "Единородным Сыном Божиим Христом, Господом и Богом нашим", "Богом от Бога", "Единым от Единого Отца". О "подобии родившему Его Отцу" говорится неопределенно, поскольку "рождение Его не разумеет (вариант: «не знает») никто, кроме лишь родившего Его Отца". Эта неопределенность могла нравиться арианам, но только как средство маскировки: сама терминология "подобия" противостояла аномейству, арианскому "неподобию".
Антиарианство выразилось и в подтверждении Собором осуждения Аэтия, которого император сразу затем отправил в ссылку. Туда же последовали епископы-ариане, отказавшиеся подписать осуждение Аэтия. Партия омиев хотела оттеснить соперников-омиусиан. Поскольку те были безупречны в отношении веры, подписав омийские вероопределения, против них были выдвинуты обвинения канонические, и в результате были лишены кафедр и сосланы епископы Македоний I Константинопольский, Василий Анкирский, Евстафий Севастийский, был осужден и свт. Кирилл Иерусалимский.
Определение Собора 360 года было послано на подпись всем восточным епископам; его подписали в т. ч. свт. Григорий, еп. Назианза (отец свт. Григория Богослова), и Дианий Кесарийский, друг свт. Василия Великого.
Литература
- Mansi. T. 3. Col. 327-336;
- Socr. Schol. Hist. eccl. II 41;
- Sozom. Hist. eccl. IV 24-25;
- Theodoret. Hist. eccl. II 29;
- Chron. Pasch. 1882. Vol. 1. P. 543-545.
Использованные материалы
- Православная энциклопедия, т. 37, с. 299-343
[1] Athanas. Alex. De Synod. 30