Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 1638

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Константинопольский Собор 1638 года, предавший анафеме патриарха Кирилла Лукариса и всех, кто признает православным приписываемое ему "Исповедание"

Собор состоялся через три месяца после смерти Кирилла Лукариса и через пять лет после публикации греч. версии его "Исповедания". Заглавие греч. издания "Исповедания" отличалось от латинского и претендовало на изложение веры всей Восточной Церкви, а не только богословских идей конкретного автора, т. е. представляло кальвинизм как веру греческой Церкви.

"Исповедание" привело к волнениям среди православных. Так, публикация "Исповедания" произвела большое смущение в Западнорусской митрополии, входившей в то время в состав Константинопольского Патриархата. "Исповеданием" сразу же начали пользоваться многочисленные протестантские и католические миссионеры: первые - ссылаясь в своей проповеди на авторитет Константинопольского патриарха, вторые - обвиняя греков в отступлении от церковной традиции. Иезуиты, напр., при обращении малороссов в католичество, ссылаясь на "Исповедание", утверждали, что греческие Церкви вместе со своими патриархами впали в кальвинизм. Хотя Феофан III, патриарх Иерусалимский, в 1630 году в послании Киевскому митрополиту поручился за правоверие Кирилла Лукариса, однако это заявление не сыграло практически никакой роли для устранения беспокойства.

Собор состоялся 24 сентября 1638 года под председательством Константинопольского патриарха Кирилла II Контариса, латинофрона и главного врага Кирилла Лукариса в борьбе за патриарший престол. Присутствовали патриархи Александрийский Митрофан Критопулос и Иерусалимский Феофан, 20 митрополитов и 21 клирик. В соборном томосе основные положения "Исповедания" осуждались как еретические, а его авторство приписывалось непосредственно Кириллу Лукарису. Последний был предан анафеме наряду с теми, которые считали, что "Исповедание" содержит правильное учение и не признавали решение этого Собора [1].

Очевидно, что в скорейшем предании Кирилла Лукариса анафеме Кирилл Контарис был заинтересован лично как главный враг Лукариса, сделавший все для его смерти от рук янычар и своего восхождения на престол. Уже в декабре 1638 года Кирилл Контарис подписал документ о верности папе Римскому Урбану VIII, чем вызвал гнев султана и Синода, а в июне 1639 года он был низложен и сам объявлен еретиком.

Решение Собора 1638 года из-за сомнительности возглавлявшего его патриарха, по всей видимости, не имело большого авторитета, однако позднее нашло отражение в деяниях Иерусалимского Собора 1672 года: текст решения Собора 1638 года вошел в состав деяний Иерусалимского Собора, который осудил "Исповедание веры" и вместе с тем постановил, что Кирилл Лукарис, по-видимому, не является автором "Исповедания", сняв с него обвинения в кальвинизме, поскольку не было свидетельств в пользу того, что он публично придерживался кальвинистского учения, и неизвестно других сочинений, в которых он бы защищал протестантские взгляды. Кроме того, Собор представил ряд цитат из ранних проповедей Кирилла, доказывающих его православность и, т. о., подложность "Исповедания". В пятой главе актов Собора сообщается также, что Кирилл Лукарис свидетельствовал под клятвой, что он не автор "Исповедания" и учит противоположному.

Тем не менее из актов Иерусалимского Собора видно, что Собор не имел своей целью полностью оправдать и защитить Кирилла Лукариса, в тайном протестантизме которого всегда был уверен патриарх Досифей (Нотара), но скорее руководствовался желанием освободить от еретического клейма патриарший трон [2]. Так, Кирилл Лукарис порицается за то, что хранил молчание после публикации "Исповедания", несмотря на те волнения, которые оно произвело в Церкви, и многочисленные просьбы дать письменное опровержение. Поэтому он не свободен от обвинений в церковном обмане и предательстве, и Собор не порицает решение Константинопольского Собора 1638 года, анафематствовавшего лично Кирилла, а не только его "Исповедание".

Использованные материалы



[1]  текст см.: Καρμίρης. 1968. Τ. 2. Σ. 652-655

[2]  Подробнее см.: Бернацкий М. М. Канонизация патриарха Кирилла I Лукариса и Иерусалимский Собор 1672 г. // БТ. 2013. Вып. 45. С. 325-330

Редакция текста от: 12.04.2020 15:44:33

"КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 1638" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google