Константинопольский Собор 518 года (σύνοδος ἐνδημοῦσα), осудивший противников Халкидонского Собора
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
После смерти императора Анастасия, склонявшегося к монофизитству и утвердившего "Энотикон" имп. Зинона, у императора Юстина I обозначилось стремление к восстановлению халкидонского православия. Патриарх Иоанн II Каппадокиец, незадолго до этого сменивший патриарха-еретика Тимофея I и ранее отвергавший Халкидонский Собор ради сохранения мира с имп. Анастасием, теперь под давлением народа объявил о признании Халкидонского Собора, анафематствовал Севира Антиохийского и восстановил в церковных диптихах имена папы Льва I Великого и патриархов Евфимия и Македония, низложенных при имп. Анастасии.
Для канонического подтверждения этих решений патриарх Иоанн собрал епископов, бывших в то время в Константинополе и окрестностях (числом 43 или 44) на Собор (σύνοδος ἐνδημοῦσα), который состоялся 20 июля 518 года. Патриарх на Соборе не присутствовал. Соборное послание и другие документы этого Собора сохранились в актах Константинопольского Собора 536 года [1].
Известные участники Собора:
- Феофил, архиеп. Ираклийский, председатель ...
Сразу же после открытия Собора 518 года монахи всех монастырей Константинополя представили прошение с просьбой, чтобы оно было прочитано вслух [2]. Собор нашел требования монахов справедливыми и обоснованными и постановил донести их до сведения императора и императрицы Евфимии. В прошении содержались следующие требования: чтобы имена патриархов, умерших в изгнании - Евфимия и Македония, были восстановлены в списке Константинопольских патриархов и в диптихах; чтобы были восстановлены все те, кто были осуждены из-за поддержки этих патриархов; чтобы были внесены в диптихи предыдущие Вселенские Соборы (Никейский, Константинопольский, Эфесский и Халкидонский); чтобы имя папы Льва было внесено в диптихи с той же честью, что и имя свт. Кирилла Александрийского, уже находившееся в диптихах.
Наконец, Константинопольский Собор объявил, что в согласии с требованиями монахов и народа следует анафематствовать Севира Антиохийского, который постоянно выступал против Халкидонского Собора и против которого было представлено послание на этот Собор от Антиохийской Церкви. Эти требования были перечислены в соборном послании патриарху Иоанну Константинопольскому, подписанном всеми участниками Собора во главе с архиеп. Феофилом Ираклийским [3].
Копии соборных постановлений были разосланы патриархом Иоанном другим епископам. Сохранились два из этих писем - патриарху Иоанну III Иерусалимскому и архиеп. Епифанию Тирскому [4], которые в том же году созвали Соборы: в Иерусалиме - 6 августа (33 епископа) и в Тире - 16 сентябре. В посланиях патриарху Иоанну Константинопольскому и епископам, собравшимся вокруг него, эти Соборы объявляли солидарность с принятыми Константинопольскими Соборами решениями [5]. В послании Тирского Собора, кроме того, содержалось подробное описание преступлений Севира Антиохийского и его последователя, тирского клирика Иоанна Мандрита, а также требование, чтобы наряду с именем папы Льва было восстановлено в диптихах и имя Флавиана Антиохийского.
Еще один Собор епископов по поводу Константинопольского Собора 518 года состоялся в пров. Сирия Вторая под председательством еп. Кира Мариамнского. В их соборном послании патриарху Иоанну Константинопольскому выражена радость по поводу того, что теперь правит православный император, и солидарность с решениями Константинопольского Собора. Они также сообщили, что анафематствовали не только Севира Антиохийского, но и его последователя еп. Петра Апамейского [6].
Использованные материалы
- М. В. Никифоров. "Константинопольские Соборы. Собор 518 г." // Православная энциклопедия, т. 37, с. 299-343
[1] Деяние 5 - Mansi. T. 8. Col. 1041-1048
[2] Деяние 5 - Mansi. T. 8. Col. 1049-1052
[3] Деяние 5 - Mansi. T. 8. Col. 1047-1049
[4] Деяние 5 - Mansi. T. 8. Col. 1065-1067
[5] Деяние 5 - Mansi. T. 8. Col. 1067-1071
[6] Деяние 5 - Mansi. T. 8. Col. 1093-1095