КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 543

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Константинопольский Собор 543 года, против оригенистов

Поводом к созыву Собора послужили волнения в среде палестинских монахов-оригенистов в 530-х годах. Согласно Житию прп. Саввы Освященного, написанному Кириллом Скифопольским, последователи Нонна, предводителя оригенистов (настоятеля Новой лавры), опираясь на поддержку Феодора Аскиды (до 537 г. игумен Новой лавры в Палестине, затем епископ Кесарии Каппадокийской, приближенный к имп. Юстиниану) и Дометиана, еп. Анкирского, "тщательно и неусыпно сеяли Оригеновы семена по всей Палестине" [1] и притесняли своих оппонентов, т. н. савваитов.

В 542 году патриарх Ефрем Антиохийский, ознакомился с основными положениями оригенизма на основе антиоригенистского сочинения свт. Антипатра Бострийского, поданного ему шестью палестинскими монахами, которые были изгнаны из Великой лавры братией, приверженной оригенистским заблуждениям. На Антиохийском Соборе того же года свт. Ефрем "предал проклятию Оригеновы догматы" [2]. После этого последователи Нонна через своих покровителей Леонтия Византийского, Феодора Аскиду и Дометиана тщетно пытались склонить патриарха Петра Иерусалимского вычеркнуть имя свт. Ефрема из диптихов Иерусалимской Церкви. В ответ патриарх Павел отправил имп. Юстиниану доклад, в котором описал действия оригенистов [3].

Приблизительно в это же время в Константинополь прибыл апокрисиарий Римского папы диакон Пелагий (буд. папа Римский) вместе с палестинскими монахами, которые представили имп. Юстиниану выдержки из сочинений Оригена, желая убедить императора осудить Оригена и его сочинения [4]. "Император с легкостью согласился, радуясь, что он стал судьей в таком деле: по его приказу был составлен приговор анафемы на Оригена и его сочинения" [4].

Эдикт имп. Юстиниана был подписан Константинопольским патриархом Миной на специально созванном в 543 году Константинопольском Соборе (σύνοδος ἐνδημοῦσα). Впоследствии эдикт подписали остальные восточные патриархи и Римский папа Вигилий.

Эдикт имп. Юстиниана (известный как "Послание Мине") представляет собой богословский трактат, заканчивающийся 10 анафематизмами, которые впоследствии легли в основу 15 анафематизмов против Оригена, принятых V Вселенским Собором. Осуждение было направлено преимущественно против космологии, антропологии и эсхатологии Оригена, а также христологии Евагрия Понтийского, проистекающей из учения Оригена. В анафематизмы вынесены такие положения учения оригенистов, как предсуществование человеческих душ (Anath. 1) и души Христа (Anath. 2), образование тела Христа в утробе Пресв. Девы до соединения с Богом Словом (Anath. 3), уподобление Бога Слова небесным чинам - херувимам, серафимам и т. д. (Anath. 4), сферическая форма человеческих тел после воскресения из мертвых (Anath. 5), одушевленность небесных тел (Anath. 6), повторение распятия Христа в будущем веке за демонов (Anath. 7), ограниченность силы Божией в пространстве (Anath. 8), временный характер наказания демонов и грешников, после чего последует их восстановление (Anath. 9; см. Апокатастасис). Последний, 10-й анафематизм направлен лично против Оригена и всех, кто последуют его заблуждениям (текст "Послания Мине" обычно присоединяется издателями к Деяниям V Вселенского Собора - [5]).

Использованные материалы



[1]  Cyr. Scyth. Vita Sabae. 83

[2]  Cyr. Scyth. Vita Sabae. 85; текст послания с осуждением «начал» Оригена: Mansi. T. 9. Col. 23

[3]  Cyr. Scyth. Vita Sabae. 85

[4]  Liberat. Breviar. 23

[5]  Mansi. T. 9. Col. 487-534; ДВС. Т. 3. С. 514-537

Редакция текста от: 07.12.2019 15:26:10

"КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 543" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google