Константинопольский Собор 1089 года, в связи с посольством от папы Урбана II к имп. Алексею I Комнину
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
Собор состоялся в августе или сентябре 1089 года. Согласно современнику событий Гоффредо (Готфриду) Малатерре, вскоре после восшествия на престол в 1088 году папа Урбан II отправил в Константинополь аббата греческого монастыря Гроттаферрата в Италии Николая и диакона Рогерия. Они должны были выразить "отеческое порицание" имп. Алексею I Комнину за то, что он, по дошедшим до предстоятеля Римской Церкви сведениям, запретил богослужение на опресноках проживающим в Византии латинским христианам. Из датированного сентябрем 1089 года ответного послания императора явствует, что предстоятель Римской Церкви искал "мира", "согласия" и возношения его имени за богослужением в Константинополе.
Менее точно это событие описано в других источниках. Согласно Ордерику Виталию, Урбан II в начале своего понтификата отправил послов к "франкам" и грекам с призывом держаться "католической" веры и остерегаться любого отделения "от Божия закона и Церкви". Бернольд Констанцский сообщал, что в 1089 году папа "посредством своих легатов освободил константинопольского императора от отлучения"; эти слова современника событий побудили некоторых исследователей (Л. Брейе, А. Беккера, А. Байера) предположить отлучение Григорием VII пришедшего к власти военным путем Алексея I. Однако более вероятной представляется возможность того, что хронист просто неточно передал содержание папского письма. В нем Урбан II мог признать Алексея I законным василевсом, противопоставив его предыдущему имп. Никифору Вотаниату, действительно отлученному Григорием VII.
Для обсуждения послания папы Урбана II имп. Алексей I призвал патриархов Константинопольского и Антиохийского, митрополитов Анкирского, Кизического, Тианского, Гангрского, Клавдиопольского, Карийского, Лаодикийского, Силейского, Афинского, Критского, Навпактского, Филиппопольского, Митиленского, Евхаитского, Тивериопольского, "Росийского" (Ρωσίας), Аназарвского и Мопсуестийского, архиепископов Кийского и Гарельского. Собравшиеся архиереи признали наличие схизмы, но при этом отметили, что отделение (ἀποτομή) Римской Церкви от Греческой произошло не в силу какого-либо соборного решения и потому не является каноническим. По настоянию василевса иерархи согласились возобновить поминание папы за литургией, однако лишь после получения от него "здравого" исповедания веры. В нем, помимо прочего, должно было содержаться согласие с правилами Трулльского Собора (не признававшимися на Западе). Кроме того, понтифику было предложено в течение полутора лет после присылки своего исповедания веры лично приехать в Константинополь или отправить своих представителей для решения существовавших "канонических" вопросов, содержание которых не уточнялось. Византийские архиереи грозили, что, если папа оставит без внимания это предложение, отношение к нему и ко всем спорным вопросам будет определяться уже не по икономии, а по акривии, т. е. со всей строгостью.
Схожие сведения о полученном из Константинополя ответе сообщает Гоффредо Малатерра. Согласно его рассказу, Алексей I пригласил Римского папу явиться в Константинополь на Собор для обсуждения опресноков и квасного хлеба, и лишь необходимость противостоять в самой Италии германскому королю и имп. Генриху IV заставила папу отказаться от путешествия на Восток.
Отдельно от императора папе ответил Константинопольский патриарх Николай III Грамматик. Он отверг упрек в противодействии местным "латинянам" как не соответствующий действительности и в свою очередь пригласил папу Урбана II по примеру ап. Павла, обратившегося за поддержкой к старейшинам в Иерусалиме, отправить грекам изложение собственной веры. Послание патриарха содержало скрытые цитаты из представительных писем Петра Антиохийского и должно было быть передано Римскому папе греч. митр. Калабрии Василием, которому Николай поручил вступить в переговоры с Урбаном II о церковном единстве.
По всей видимости, следствием Собора стало посольство Антиохийского патриарха Иоанна V (IV) Оксита в Италию. В своем "Слове об опресноках" он упоминает о некоем посольстве (или "заступничестве" - πρεσβεία), предпринятом им "ради единства Церквей" при деятельном содействии императора, патриарха (очевидно, Константинопольского) и Адрианопольского митрополита. С учетом возможности дальнейшего обсуждения вопроса об опресноках патриарх Иоанн и написал сочинение на эту тему, считая прочие отличия "италийцев" устранимыми одними указаниями на имеющиеся церковные каноны или просто несущественными. Вероятно, именно посольство патриарха Иоанна Антиохийского подразумевал Бернольд Констанцский в словах о "почтении", которым в 1091 году окружили находившегося тогда в Кампании папу Урбана II разные "католики", и прежде всего "Константинопольский император". Под "католиками" Бернольд понимал тех, кто в споре папы Урбана II с антипапой Климентом III занимали сторону первого.
Очевидно, в связи с обсуждавшимся на Соборе вопросом об отношениях между Византийской и Римской Церквами были также написаны сочинения "Об опресноках" митр. Иоанна Клавдиопольского и "Написание" свт. Ефрема, митр. Переяславского. Как можно полагать, именно они подразумеваются под упомянутыми в ответе имп. Алексея I митрополитами Клавдиополя и "Росии", участвовавшими в Соборе 1089 года. Ошибочным является разделяемое некоторыми исследователями мнение, согласно которому свт. Феофилакт Болгарский написал "Обращение к одному из собеседников о том, в чем обвиняются латиняне", имея в виду начатые папой Урбаном II переговоры (в действительности этот памятник был создан по следам споров 1112-1113 годов).
Сочинения
- Malaterra Gaufredus. Historia sicula // PL. 149. Col. 1087-1283;
- Bernoldi Chronicon // MGH SS. T. 5. P. 385-467;
- Holtzmann W. Die Unionsverhandlungen zwischen Kaiser Alexius I. und Papst Urban II. im Jahre 1089 // BZ. 1928. Bd. 28. S. 59-67.
- Holtzmann W. Die Unionsverhandlungen zwischen Kaiser Alexius I. und Papst Urban II. im Jahre 1089 // BZ. 1928. Bd. 28. S. 38-59;
- Becker A. Papst Urban II. (1088-1099). Stuttg., 1988. Bd. 2.;
- Бармин А. В. Слово "Об опресноках" Иоанна Клавдиопольского // Визант. очерки. М., 2001. С. 141-166;
- он же. Полемика и схизма: История греко-лат. споров IX-XII вв. М., 2006;
- он же. Римско-визант. переговоры 1089-1091 гг.: Отзвуки в религ. полемике // Визант. очерки. М., 2011. С. 23-32.
Использованные материалы
- "Константинопольские Соборы" // Православная энциклопедия, т. 37, с. 299-343